Выводим свое и навсегда, а берем чужое и на время

Почему Россия продолжает беднеть, обладая гигантскими запасами ресурсов? Каковы основные приёмы ограбления нашей страны и лично каждого из нас? Экономист-математик, заведующий лабораторией кредитно-финансовых механизмов, экс-замминистра экономики Юрий Петров демонстрирует схемы утечки российских капиталов в иностранные руки.

-Дело в том, что в силу опыта я так получилось, в 1992-1993 году работал на высоких постах в Министерстве внешнеэкономических связей и на практике познакомился с тем, что такое является реальная система управления экономикой, которая находится в транзишн или с попыткой рыночных механизмов. И в частности это проявлялось в том, что в 1991 году, когда развалился практически Советский Союз, Министерство внешнеэкономических связей, РСФСР еще Правительство Ельцина выдало лицензий на экспорт нефти больше, чем было произведено нефти в стране за этот год. В Российской Федерации. Примерно так и было, пока в 1992 году не была создана целостная система регулирования внешнеэкономических связей то, что МВС тогда был создан на базе союзного. Им руководил один из подвижников Гайдара Ален, он имел политический вес. И он не разогнал это Министерство, а сменил ключевых руководителей. Я стал начальником экономического плана, то есть, такого сводного, затем зам министром. И вот с тех пор я занимаюсь проблемами внешнеэкономического регулирования платежного баланса. И должен сказать, что на многие грабли, на которые наступало наше российское Правительство, они были просто предопределены, были соответствующие рекомендации экономической науки, которые были проигнорированы. Например, в 1996 году отменили экспортные пошлины, потеряли несколько десятков триллионов рублей доходов, пришлось наращивать методы ГКО с последствиями мы знаем, к каким это последствиям привело. И потом эти экспортные пошлины ввели снова, и они являются одними из важнейших инструментов не только наполнения дохода бюджета, но и обеспечения макроэкономической стабилизации и именно на них основаны, как вы знаете, бюджетные правила. Потому что нефтегазовые пошлины складируются, а в принципе это инструмент не либеральный. Его создавала команда, в том числе и я был помощником. Соответственно, я могу сказать, что это очень эффективные социальные работы и, причем сделаны в доисторически ничтожные сроки – за несколько месяцев. Поэтому когда я встречаюсь с такими вещами, что Президент говорит: нужна деофшоризация, чиновники начинают раскачиваться и оставляют основные направления налоговой политики. Нужно подготовить типовой проект соглашения об обмене налоговой информации с другими странами-офшорами на основе которых будут проводиться переговоры, которые, конечно же, офшоры будут торпедировать, потому что зачем им нужны переговоры со странами, не членами ОС, не имеющие на них никакого влияния в отличие от Великобритании и США.

Либо ишак сдохнет, либо хаджа, либо эмир, как мы понимаем. Самое смешное, что все эти вещи в гораздо более сильной форме были представлены в основных направлениях прошлого года до издания послания Президента. Я в кратком выступлении говорю о том, что по моей оценке борьба с офшоризацией экономики, уклонением от оплаты налогов с использованием офшорных институтов в Российской Федерации не ведется. я приведу три очень коротких примера, начиная где-то с 2004 года Центральный Банк России перестал интересоваться явлением, который назывался несанкционированный отток капитала, то есть это не легальный вывоз капитала. Вы знаете, отток капитала, приток капитала – это чистый вывоз, ввоз капитала частным сектором. И наш капитал, и не резидент все там в одном котле: то из нас, то к нам. А если его структуру посмотреть, то получается, что его значительная часть просто нелегальный вывоз капитала, который я называю утечка без создания каких-либо активов. В результате получается таким образом, что в платежном балансе есть строка – сомнительные операции — 38 млрд. долларов в 2012 году. Соответственно, потом инвестиционной позиции, ее несколько дней назад выпустили, это выглядит так: активы на начало года – 0, а международная инвестиционная позиция на начало года значимая цифра. Изменение в результате операций, это платежный баланс – 38 млрд. долларов, это активов, что мы получили, Российская Федерация. Потом изменение переоценки – мелочь, потом прочие изменения – минус 38 млрд. долларов, а потом на конец года – 0. Эта строка единственная в международной инвестиционной позиции, которая и на начало года, и, наконец, везде нули. Это чистое воровство. Соответственно, это должно иметь большой интерес со стороны Центрального Банка, который сейчас озабочен оттоком капитала, а значительная часть этого оттока это как раз эти величины. Более того, на встрече в ГосДуме Игнатьев сказал, что на самом деле сомнительных операций не 38 млрд., а 52 млрд. Они там все на импорте скрываются. В платежном балансе где-то так сказал. Аналогичная ситуация по налоговой статистике, как известно, там большой расчет, я не буду методику описывать, она сложнейшая. Там прибыль 10 млрд. рублей, я посмотрел статистику в Госкомстате, такая же, 10 млрд. рублей, а она дает стабильный финансовый результат, но это не важно. Главное, что прибыль исчисляется с учетом вычетов уплаченных кредиторов. Плюс проценты, полученные от дебиторов. В рамках стран это, якобы погашается – ну предположим. Но во внешнем мире это выглядит так: частный сектор получает несколько миллиардов долларов процентов в год, а выплачивает несколько десятков миллиардов процентов в год. И это вовсе не следствие наших низких рисков, мы с Александром Сергеевичем нашли друг друга, потом что он совсем из другой области. Он практик, а я теоретик, академический ученый, а пришли к одному выводу. Нет никакой проблемы, что Россия плохая. Никакая разумная страна не может конкурировать с офшором, это показывает то, что почему из огромный отток капитала в офшоры. Они сейчас борются довольно сильно, но это означает, что и у них судебная система, и политическая, и демократия по их словам замечательная. То есть, если мы достигнем уровня стран, у нас все равно будет огромный отток капитала в офшоры. Спрашивается, зачем огород городить? Мы считаем, что надо власть применить и вообще греческая поговорка: кто хочет работать — ищет способы, кто не хочет работать – ищет причины. Вот причина такая, сякая, третья, десятая. А я говорю, что причин здесь никаких нет, а главная причина, что я их называю соглашения об избежании налогообложения. Журналистам должно понравиться, это я новый термин придумал. Что такое соглашение об избежании налогообложения? Предположим, в стране России налог на прибыль 12%, на Кипре раньше была ставка 4%. Логично, что суммарная ставка на прибыль, которая отправляется в оба бюджета – 20%, только Россия немножко отдает Кипру, потому что по честному, зачем двойное налогообложение? 4+20=24 – это уже больше, это уже двойное, да? Но логично было бы, если бы не было меньше, чем одинарный. Оказывается, что у нас тогда те, кто уводил прибыль в офшор на Кипр, он платил 4% — это соглашение об избежании налогообложения. Сейчас все еще хуже. Кипр принудили к вступлению в Евросоюз и сделали так, что он формально ввел НДС, переслали регистрировать офшоры, но сделали такой институциональный, я называю его контрналоговую государственную инновацию. Не частников, а государственный контрналоговой инновации. Они сделали так: вы обыкновенное предприятие на Кипре, но если вы получили доход из России, а потом заплатили аналогичных доход компании Белизе, а там нет налогов с Белизем у Кипра нет соглашения об избежании двойного налогообложения. То доход, полученный в России и переданный в Белиз он не облагается налогом. Посчитайте, ручки, как говорится, вот они. Соответственно, я такие офшоры называю транзитными, в отличие от классических офшоров. Транзитными офшорами давно является Голландия, голландский сэндвич, Александр рассказал историю, как возникло понятие. Голландия + соглашение об избежании с чистым офшором. То есть, в Голландское государство поступают доходы в фондовую компанию, а она передает в материнскую фирму. И такие каналы и в Швейцарии, и так далее существуют. Швейцария пользуется более интересными механизмами, я не буду сейчас расплываться, мысль уйдет.

Я к чему веду? Наряду с подписанием соглашения об отмене налоговой информации нужно пересмотреть все соглашения об избежании двойного налогообложения исходя из простого принципа модифицированный принцип избежания двойного налогообложения. С одной стороны, не должно быть налогового бремени больше, чем максимум из двух стран, логично. В одной стране 5, в другой 20. Не больше 20. С другой стороны, не должно быть меньше чем максимальная ставка в одной из двух стран. Пример могу привести. Если в одной стране 40, а в другой 20, 40 – это максимум, делим пополам. Получаем 20 в одной стране, 20 в первой. Справедливо? Предположим, в одной стране 20, а в другой 5. Она не добирает до 10, но тогда остаток первой стране. Тогда 15 и 5, в сумме 20, понятно? Примитивно, но это основание я сделал на основе принципа минимакс, называемой в экономической кибернетике. То есть, с одной стороны, нужно, чтобы не больше, с другой стороны, чтобы не меньше. Силовая точка одна. И главное, что следующее было соответствующее решение, что такое офшор? В России тоже транзитный офшор. Здесь можно получить и переправить на Кипр и говорить, что мы тоже транзитный офшор. А уж если говорить про Англию, которая является сосредоточением, что там сеть паутины для офшоров британских заморских колониях. Там же тоже эти транзитные офшоры. Так вот нужно создать систему, при которой страны с налоговой юрисдикцией образуют всемирную налоговую организацию, есть торговая организация, а налоги не менее важны, я вас уверяю. Тем более в условиях долгого кризиса, который просто пожирает жизни людей в развитых странах, видите, что творится? И лишает людей будущего, и фискальной консолидации. Что такое фискальная консолидация? Это налоговые доходы бюджета. Они трактуют фискальную консолидацию как урезание расходов. Это не фискальная, а фискал – это налогосборщики. Это значит, что фискальной консолидации нужно вовлечь налоговые доходы, которые сейчас компания и граждане и физические лица владеют миллиардами, просто как физические лица, например, пакет ценных акций и так далее. Не могли уклоняться до уплаты от налогов с использованием офшорных юрисдикций. Для этого нужно транзакции все офшорными юрисдикциями очень жестко контролировать и обеспечить не уничтожение юрисдикций, а выравнивание в условиях налоговой конкуренции на уроне не меньше, чем в стране доходы облагаются. Я сформулирую принцип нечестной налоговой конкуренции формально строго. Существует честная налоговая конкуренция, когда Китай создает в свободной экономической зоне ставка налога 15%, а в США 35%. Но Китай облагает этой ставки доходы, созданные в свободной зоне. Там это делается и там облагается, это честная конкуренция. Можно, конечно, наезжать – что вы такую низкую ставку установили? И дай Бог с ним. Нечестная налоговая конкуренция, когда налогом пониженным облагается доход, созданный не в этой юрисдикции, а в другой. Например, Германия и Франция очень сильно имеют претензии к Ирландии, потому что они, ирландцы, практически стали внутренним офшором ЕС, они стали там размещать штаб-квартиры корпораций и там показывают прибыль, которая создана в других странах ЕС. А трансфертные цены используют при транзакциях внутри ТНК – это придумали не советские партократы и тем более не последующие российские олигархи.

Теперь я коротко буквально 3-4 минуты покажу вам презентацию, ради которой опоздал. В чем цена вопроса? Стоит ли овчинка выделки? О чем разговор? Может быть, это просто мелкие проблемки, которые не стоят внимания. Я вам покажу. 

Слайд 1. Доля скрытых и смешанных доходов в оплате труда. Доля не наблюдаемого ВВП в России для категории. Это доля оплаты труда смешанных доходов в оплате труда. Мы конечно включали оплаты труда – это цена оплаты труда для работодателей. Смотрите, какие цифры? Эти официальные данные Госкомстата. Я вообще беру статистику официальную, но у нее получаются жуткие теневые потоки, утечки. Я скажу так, у меня на первом месте концептуальный уровень. Я даже получил образование, хотя экономически как кибернетик, но имел право преподавать политэкономику. Я понимаю важность и говорю, что такое оплата труда? Это цена труда за то, что работодатель выдает на руки уже с четом подоходного налога. Но он еще к валовой сумме заработной плате начисляет социальный взнос 30%, неприятно правда? Вот доля скрытой оплаты труда, как видим, она растет. Чего она растет? Ведь у нас вот этот период беспрецедентный рост оздоровления экономики, платежи улучшились. Почему она растет? А главное, что я хочу сказать, именно здесь 2002 и 2005 годы произошла революция налоговая, когда радикально обрушились ставки налога на прибыль, особенно на доходы людей. Даже планировалось решить четвертый пункт «вашингтонского консенсуса»: снижение ставок, расширение налоговой базы. Снижение ставок произошло, налоговая база не очень увеличилась понятно почему. Теневой сектор увеличился. При этом, есть еще другой показатель — это доля, скрытая под ВВП, как видим, она немножко меньше, но тоже растет. А вот есть интересный показатель – доля ненаблюдаемого валового продукта, это теневой сектор ВВП в целом, включая списанную оплату труда. Смотрите, какая интересная вещь. Были какие-то огромные доходы, которые к скрытой зарплате относились, видите? А потом они почему-то были падать и сближаться. То есть у нас, судя по статистике Госкомстата произошло полное деление экономики. Все, кто занимается консультированием бизнес-структур и так далее, бизнесменов как я знают, что это не так. Я думаю, что просто обложение налогами вот этой части, которая скрытая оплата труда и эта оплата труда и это 1,5 триллиона рублей в год. А вспомните, какие цифры экономят, когда срезают чего-нибудь по бюджету?


Следующий пункт – структура счетов текущих операций платежного баланса и структура производящих движений в Российской Федерации. На самом деле, здесь очень просто. Центральный Банк говорит: отток капитала или приток капитала, знак минус – это сальдо. Здесь две вещи, во-первых, это наш капитал и это их капитал. Когда утекает наш капитал – это до свидания, а когда утекает их капитал, это в основном долговой, означает, что мы берем их долги, которые будем погашать и еще платить по ним проценты. То есть, такая долговая кабала 600 млрд. внешнего долга у нас. Я расчленил эти вещи, и получилось, что нелегальный вывоз капитала резидентов. Нет никакой тенденции к уменьшению, а это просто нелегально вывозимый капитал. Дальше, красное – это золотовалютные резервы. Представим, это вывоз, естественно, накопления. Как видим, в 2008-2009 году часть этой заначки было израсходовано, но он все еще остается большим, потому что это ежегодный прирост. Голубая – легальный вывоз резидентов капитала. Как видите, он приобрел огромные значения во время кризиса и сейчас тоже легально. У нас нет валютного контроля регулированного с 2007 года. Вот дата уничтожения в июне уже видно, в следующем году мы видим результат. Легально вывозится, а потом капитал можно ввести под видом иностранного, соответственно проценты, уплачиваемые по этому капиталу, уже не облагаются налогу на прибыль, они исключаются. Это стимулирование схем налоговой минимизации, причем легально. Самая приятная – зеленая – легальные ввозимые капиталы не резидентами. Как видите, упорно как пчелки трудятся, загоняя нашу экономику в долговую ловушку. В основном либо это долговые инструменты, которые в случае средств убегут, либо второе – это владение нашими предприятиями и то, что сказал Президент Путин здесь уже говорили. 9 из 10 сделок с российскими активами происходят вне пределах юрисдикции. Я специально расчленил, чтобы было понятно для не специалистов. Вот она структура. Мы выводим свое и навсегда, а берем свое и на время. Знаете, как анекдот: деньги берешь чужие и на время, а свои – навсегда. Мы, получается, отдаем свои навсегда.

Это еще более интересная вещь – за счет чего живет страна. Голубая – это чистый эксперт товаров и услуг. Экспорт минус импорт, мы вывозим нефти в основном больше, чем ввозят других товаров. Соответственно, прочие статьи текущих операций, это мелочь, это в основном зарплаты гастарбайтеров. Счет текущих операций это четная линия. Мы видим, что она несколько меньше голубой, почему? А вот мы видим доходы от инвестиций все время огромные растут, а это как раз цена за попадание в долговую ловушку. Чем больше мы принимаем долгов, тем больше уплата процентов. А когда цены на нефть упадут в 1,5-2 раза вот эти небольшие цифры они до этого уровня будут ого-го какие. То есть, они будут съедать все, что у нас останется от экспорта чистого товара и услуг. Вот этот желтый – доход от инвестиций выплаченный. Происходит нарастание ежегодных платежей по процентам. Я, как специалист по налогам и платежным балансам одновременно скажу, что, на мой взгляд, половина этих процентов это фиктивные сделки, когда Вася у своего брата Пети из офшора занимает по 15% годовых в валюте, дикие цены. Когда Вася отдаст долг Пете по братски. Ему платят 15%, потому что все эти проценты вычитаются из налогооблагаемой прибыли в России, а в офшорах нет налога на прибыль. Соответственно, с этим понятно. Страна идет медленно и упорно к подрыванию своей способности само обеспечения экспорта, импорта и как только это произойдет, зарубежные инвесторы (зеленая полоска) в прошлом слайде, они ведь не дураки. Это называется валютная атака. Они как раз пойдут и капитал выведут, что будет потом, мы знаем в 1991 год что было. Это динамика важнейших статей агрегированных платежного баланса, я специально выделил экспорт нефтегазовых продуктов. Это и есть ресурс, которым мы располагаем. Говоря по-русски, это та самая экспортно-сырьевая модель экономики, который сказал, что ее ресурс исчерпан, надо переходить на инновационную высокотехнологичную и проводить новую индустриализацию. Как это сделать, Правительство не знает и похоже эти люди не могут этого знать, потому что они занимаются макроэкономической наукой не так, как мы старики, которые к макроэкономике относили баланс, и считалось 10 отраслей на модели: ЕС 255, перфокарту еще брал и считал. Это макроэкономика. 496 отраслей я обсчитывал американский баланс. Молодым человеком делать-то нечего, сидел по ночам. Эта макроэкономика, структура народнохозяйственной пропорции и так далее. У них макроэкономика в другом смысле.

Я в свое время придумал такую идею, что когда Гайдар и его компания, продуктовая экономика, где сначала заготавливают бумагу, наклеивают, другие еще нам что-то печатают, вставляю какие-то вещи, режут и получаются рубли. Вот это и есть продукт, одно продуктовый, а на самом деле, кто-то производит зерно, кто-то телятину, а кто-то свиней живых, про которых забыли при вступлении в ВТО. Мы написали ограничения и теперь огромный поток этих свиней идет через Эстонию в Россию, а эстонцы стонут, потому что это очень выгодно, потому что там нет никаких ограничений. Я закончил практически. Вот это то, что здесь видно – результат ливийского кризиса, сирийского, эмбарго, Ирана. Как только это пройдет, цены скукожатся в два раза и эта вся счастливая жизнь закончится.

Нельзя считать, что чиновники или политики враги народа. Их деятельность определяется, во-первых, потому что они заняты, во-вторых, у них есть образование. Как правило, сейчас молодежь макроэкономику, микроэкономику изучили, а о народном хозяйстве ничего не знают. Но главное, что научный фундамент того, что сейчас есть, он на самом деле очень устарел. Бывший Президент МВФ известный своими сексуальными похождениями заявил, что «Вашингтонский консенсус» мертв. Связь есть или нет – я не знаю, но уже даже МВФ говорит, что России можно таргетировать инфляцию на уровне 5% годовых, нет необходимости для нас 2-3%, потому что у них структурные изменения очень большие. Мы не можем таргетировать такие же темпы инфляции, как западные страны. Но наши чиновники говорят, мы больше, чем сам король и будем давить до 3%, даже в условиях кризиса. Более того, МВФ разрешило странам, у которых есть зависимость от ресурсов устанавливать и регулировать валютные курсы – это не запрещено. Но мы говорим, – опустим курс рубля. И мы не будем проводить политику, как Китай. Я хочу сказать, что на самом деле главное для анализа этих проблем и регулирования, нужно изменить в некотором смысле парадигму экономического регулирования. Существующая парадигма выглядит таким образом: физически лица, они работают на организациях, фирмах, они встречаются на рынке, обмениваются товарами, фирма максимизирует прибыль, а вы максимизируете, дорогие граждане, свое благосостояние. И доказано на моделях такой системы, что без государственного участия получается, что равновесное решение такой системы оно даже оптимальное в некоторых случаях. Ну, конечно, когда функции выполнили и прочие допущения. Проблема не в этом. Проблема заключается в том, что есть бизнес друг друга. Александр Сергеевич об этом уже подробно рассказал. Компании, которые связаны сетями офшоров, бизнес-группы это компании, их управляющие, их собственники, кредиторы, например, которые расположены в разных юрисдикциях, у них разные центры прибыли управления собственностью, они являются агентами реальной жизни. А те компании, которые в России наши – это марионетки. Это толпа марионеток, которые управляются кукловодами. Которые, кстати, не живут в офшорах. Например, «РусАл», он российской компанией себя позиционирует, зарегистрирован в Нью-Джерси – это абсурд. В Америке все-таки приличнее делается, они там регистрируются, а дочерние фирмы делают в офшорах. Аффилированные фирмы в офшорах, но компании регистрируются в США, это американская компания. А у нас офис у «РусАла» в Москве. Вот такие вещи означают, что есть некая скрытая бизнес-группа, а кто там кукловод всем известно. Это как раз список «Форбс», а формально это не они добывают никель, медь и так далее. Я не предлагаю уничтожить эти бизнес-группы, они реально существуют, если мы и уничтожим, мы уничтожим экономику, есть нечего будет. Я просто говорю, что нужно регулировать экономику с учетом того, что реальные решения принимают бизнес-группы, понимаете? Эти бизнес-группы и кукловоды, которые там даже не видны, они могут вообще быть безработными. И вот в рамках такой бизнес-группы, отдельные предприятия, производящие алюминий в Красноярске они могут не максимизировать прибыль, а, как правило, минимизируют. Вот налоговая система и система регулирования отношений с офшорами и утечка капитала и даже валютного контроля регулирования, который во многих отношениях нужно восстановить. Они должны исходить из того, что реальные предприятия в России могут не максимизировать прибыль, а минимизировать и вести себя совершенно некорректно с точки зрения неоклассической экономической теории, которая у нас в учебниках американских профессоров. Их все изучают, и которые многие всерьез воспринимают на веру. Это давно ушедшая эпоха времен торговых домов Форсайдов, честь рода, банкрот застрелился, понятно да? Семейный капитализм, он давно ушел. ООО ответственность, ограниченная от капиталов. Корпорация, которая обанкротилась люди, которые там акционеры они нажили огромные деньги. Поэтому надо переходить к реалистичной модели государственного регулирования и в том числе, таких неприятных явлений, которые я сейчас показывал. Любой возьмите, мы видим, что не работает эта система, которая основана на принципе.

Юридические и физические лица зарегистрировались – мы с ними работаем. Последнюю ремарку. ФНС считает налоговые поступления. Прибыль у ФНС – 10 трлн. рублей. И у Госкомстата, который ничего не давит, тоже 10 трлн. рублей.

Николай Викторович Стариков: Я хочу два слова сказать, видите, насколько эксперты погрузились в тему, насколько энтузиастами большими являются, поэтому это даже не нужно комментировать.

Петров Ю.А.: Я просто поясню свою ремарку. Это означает, что Росстат берет только статистические данные о предприятии, которые выдают им формы. Вы понимаете, что огромное количество предпринимателей либо не подают формы, либо врут в этих формах – это очевидно. Там штраф 500 рублей они вообще не штрафуют, у них позиция такая. И в налоговые инспекции, которые имеют огромные возможности, у них объем прибыли, в точности такой же. А за счет чего? Огромное количество предприятий в России, которые функционируют в тени т.д., они не регистрированы или делают вид, что они занимаются продажей пуговиц, на самом деле, они делают крупные теневые сделки.

Николай Викторович Стариков: Вы простите, давайте дадим возможность, потому что мы выбились из графика. Очень интересно услышать вопросы.

Петров Ю.А.: Они не сообщают ФНС данных о своих доходах и т.д., поэтому не дело ФНС, он не правоохранительный орган, этими делами заниматься. Нужно возродить налоговую полицию и сделки финансовой гвардии, как это в Италии, финансовую полицию, которая занималась бы не теми, кто зарегистрирован и легально ходит в ФНС, а теми, кто не ходит. Это оперативно-розыскная работа, тут нужна правоохранительная служба с очень высоким уровнем квалификации работников, финансистов, юристов. Это главная мысль, финансовая полиция в России должна быть создана. В Италии есть финансовая гвардия, у нас наиболее близкая страна с Италией, согласитесь.

Концептуал.ТВ