Школа штампует неполноценных. Олег Чагин

I605______

Чем молодое поколение отличается от старшего? Как учить и воспитыватьдетей? Ведь, в первую очередь, именно от того, какими они станут, зависит нашебудущее. Чего можно ожидать в ближайшей и отдаленной перспективе? Последниедостижения цивилизации уже ведут человечество к дегенерации. Можно лиисправить развитие людей и всей цивилизации, или они развиваются по своимневедомым законам? Об этих глобально-философских вопросах, а также опрактических проблемах российского образования в прямом эфире видеоканалаPravda.Ru рассказал директор НИИ социального антропогенеза Олег Чагин.

Антропология — это наука о человеке вообще,антропогенез — это динамика этого процесса. «Социальный» в названиинашего института означает, что мы изучаем человека с момента образования речи,с момента формирования определенной зоны в мозге, которая обеспечила человекуречь. Эта зона возникла, как мы считаем, у кроманьонцев. А нам эта речьдосталась даром — ребенок рождается уже со способностью речи. И только нужныусловия для ее развития. Есть два типа деятельности: адаптация, благодарякоторой мы выжили, и развитие, то есть образование. Адаптация — это способностьпользоваться тем, что уже есть. Это, как мы условно называем, женский типдеятельности. Развитие — это образование, способность к развитию, к образованиюновых структур. Советская система образования шла именно по пути развития.Создавались новые методики, новые программы, новые структуры, которые позволялиполучить нам самое лучшее образование в мире.

Сейчас система образования вернулась на путьадаптации. Ребенка не провоцируют на деятельность, не провоцируют на развитие,а принуждают вернуться к адаптивности и выбрать из того, что есть. Этомировоззренческий подход. Он отличается от русского подхода. Результаты этогоподхода мы, родители, которые застали еще советскую школу, можем сравнивать. Ивидим, насколько просело образование наших детей. Дальше будет хуже, если этоне менять.

— А как произошло, что нам был навязанадаптивный подход. Почему мы перешли на него?

— Это — очень хороший вопрос, потому что длятого, чтобы формировать новое, нужна энергия для мозговой деятельности, этонужно усилие. А для того, чтобы пользоваться тем, что есть, усилие нужноменьше. А эволюционно сложилось так, что мозг выбирает тот тип деятельности,который требует меньше усилий к большему результату. Он же в очень жесткихусловиях экономичных, поэтому мы сейчас вернулись вот к этому оченьэкономичному типу, и мозг вынужден выбирать самый простой, наименее затратныйтип деятельности для того, чтобы получить какой-то максимальный результат.

— То есть до этого мы шли более сложнымпутем? Вероятно, так было и до советской власти, во времена Российской империи.Получается, мы вернулись к более экономной, но менее эффективной формедеятельности

— Я думаю, да. Например, учебник математики, покоторому учились Чехов и Достоевский, был и в советской школе. Современныеученые, которые переживают до сердечной боли за образование, молят, чтобывернули учебник Киселева. Так же и по другим предметам. Мы не даемвозможности ребенку развиваться от простого к сложному. Сейчас системаобразования сразу его перегружает сложным. Этим вызывается запредельноеторможение, ребенок отчуждается от предмета. Он понимает, что неспособен, унего пропадает интерес, а интерес — это основа воспитания и образования. Если уребенка нет интереса, научить уже невозможно. Есть такой механизм: если педагогребенку не нравится, ребенок не способен усвоить информацию от этого человека.Мы занимаемся научной экспертизой образовательных программ. Практически всяшкольная программа направлена на торможение развития ребенка. Это видовоеторможение. Эволюционно обосновано развитие ребенка. Эволюция за тысячи имиллионы лет дала возможность сформироваться определенным нервным центрам вмозге. И эти центры имеют определенный период развития. Наука о постепенномразвитии этих центров, культура развития этих центров, это и есть наука педагогикаи гигиена подростков. Но на сегодняшний момент науки гигиены подростка ипедагогики в смысле научного обоснования нет. Поэтому мы видим уже толькорезультаты нанесения увечья ребенку как по здоровью, начиная со зрения,опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и так далее.

Подобные увечья наносятся и по развитию мозга. Тоесть сейчас в школе формируют неполноценных по развитию мозга людей. Эта нашаответственность и преступление, которое, я считаю, срока давности иметь недолжно. Задача взрослых людей с помощью образования и культуры из маленькогоживотного, детеныша, сделать, сформировать полноценного человека. А педагогикаи образование плюс семья — это механизм, с помощью которого формируетсячеловек. Но на сегодняшний момент (еще раз повторяю) мы можем констатировать,что идет не развитие ребенка, а торможение его развития.

— А что это за процессы? Сознательнопроисходит какое-то вредительство? Кто ввел эту систему?

— Не стоит говорить про заговоры и какие-тотехнологии, на самом деле все проще. Вот с чего взялась болонская система?Когда колониальная система рухнула, в Европу хлынул поток людей, которые жили вколониальных странах. Многие были вообще безграмотные, и тогда им былапереведена эта система тестов, где нужно просто ставить галочки, потому чтомногие язык не знали. Наша система ЕГЭ — не такая, конечно. Она растет,постоянно меняется, пытаются из нее что-то сделать. Но знаете, говорят, когдаесть такой друг, то врагов не надо. Вот один какой-нибудь дурак может нанести вредстране больший, чем несколько сотен шпионов или врагов. Поскольку выбранстереотип этой адаптивной системы, не нужно создавать новое. Огромная армиялюдей не производят какой-то продукт, а требуют отчеты. Все занимаютсянаписанием отчетов, у них контроль их качества по тем бумагам, которые онибудут выдавать наверх. Это умножается — до верха доходит иллюзия абсолютная.

Люди наверху абсолютно в иллюзии, что школа живети развивается. В школе на сегодняшний момент просто трагедия происходит. Мытеряем поколение. Мы видим, что по улице ходят все больше субтильных, физическинеразвитых подростков.

Мы вводим насильно фактически в школы такойпредмет, как каллиграфия. То есть ребенок возвращается к писанию пером. В чемразница писания пером и писания ручкой? В 1957 году, когда была реформаобразования и переход на безотрывное письмо, люди от инфаркта умирали.Безотрывное письмо — это как мы сейчас ручкой пишем. Когда ребенок писал пером,буква составлялась из нескольких элементов. Нужно было нажать, отпустить,провернуть, там это цеплялось за бумагу… Получались кляксы, нужна былапромокашка. Непроливалки с чернилами были в партах. Целая церемония. Но врезультате этого ребенок постоянно вынужден был макать ручку в чернила исовершать другие действия — расслаблять кисть, и напряжение при написаниисочеталось с расслаблением. Невозможно было длительным напряжением заставитьнаписать длинную фразу. Это якобы неудобство перевели в удобство писаниябезотрывным письмом. У нас изменилась письменность. Мы стали писать, зажавручку, безотрывно. Я шучу, что будущие археологи наше поколение будут узнаватьпо измененной фаланге среднего пальца — ямочка такая.

— А вот тут же у нас мозоль…

— Мозоль и ямочка — это наша особенность.Представьте, что нужно написать фразу безотрывно. Как только вы начинаете этоделать, сразу задерживаете дыхание, меняете положение тела. Как только мынапряглись, мы сразу создали напряжение в воротниковой зоне. Такая задержкадыхания в течение нескольких минут особенно вредна детям в период развитияорганизма.

—Ну, не нескольких минут, наверно, все-таки, а сколько-то секунд?

— А сколько он сидит в школе? Сколько он пишет вшколе, когда учится писать? Это приводит к тому, что происходит задержкаразвития сердечно-сосудистой системы, нервной, дыхательной, зрительной. И этотолько один из методов, один из приемов, который тормозит развитие ребенка. Второйметод очень важный — это то, что ребенок сидит на стуле.

— А на чем он должен сидеть?

— Дети не хотят сидеть. Это называется —наказание обездвиживанием. Во многих школах в младших классах дети стоят уконторки. Это — наподобие кафедры. Это, кстати, учебное оборудование, котороесертифицировано в школы. Но мало кто из директоров и педагогов об этом незнает. Это — полезно детям, но очень неудобно педагогам. Педагогу нужно, чтобыдети сидели. Подняли руку, ответили, сели, на переменках вдоль стенок передвигались,а как только звонок последний прозвучит, они быстренько и тихо смылись быиз школы. И тогда все прекрасно будет у педагогов. А где тут развитие ребенка?

А ребенок должен непринужденно развиватьсяфизически, должен уметь плавать с детства. По нашей программе уроки плаваниядолжны быть школьным предметом, как и народные танцы, которые за собойвытягивают огромный пласт различных видов деятельности. Во-первых, этоэтнография — народ, язык, костюм. Физическая нагрузка при народных танцахмаксимально эффективна и разнообразна. Нужна гимнастика: для мальчиковспортивная, для девочек художественная. Получается такая школа, которую дажеэлитные школы сейчас позволить себе не могут, а в принципе это должна бытьсредняя государственная школа.

Сейчас же везде — крайняя степень адаптации.Адаптация имеет смысл только в интересах развития. Иначе адаптация ведет кдегенерации. Сейчас происходит именно дегенерация. Следующая стадия, крайняястепень дегенерации, — вырождение. Такие проблемы уже вовсю встали передЕвропой. Это — результат воспитания и образования. К этому привели всякиепамперсы, ходунки, методики раннего развития и тому подобные достиженияцивилизации. Если мы пойдем эти путем, то мы догоним Европу и обгоним —мы же умеем. Ребенок имеет право на эволюционное развитие. А взрослыйобязан это право ему обеспечить. Это положение надо в Конституцию ввести.

==========================================================================

Рекомендуем:

Школа Базарного

Книги Базарного Владимира Филипповича

==========================================================================