Российское литературное собрание

Российское литературное собрание
I605_2

«Наше общество стало катастрофически мало читать». Об этом Путин говорил на  Российском литературном собрании в 2013 году (news.kremlin.ru), тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков. Глава государства подчеркнул, что снижение читательского интереса регистрируют во всем мире, но это вовсе не значит, что Россия должна следовать такому тренду.

Президент, открывая представительное собрание, говорил не только про значение русского языка и литературы для страны и мира, уникальность формата мероприятия (такое количество причастных к литературе ни разу не собиралось в одной точке времени и пространства). Увы, Владимиру Путину пришлось затронуть проблемные стороны существования высокой словесности в современном мире.

21 ноября 2013 года. 

ДИАГНОЗ ОБЩЕСТВУ ЯЗЫКОМ СТАТИСТИКИ

Общество стало катастрофически мало читать. Статистическое измерение катастрофы — это 9 минут в день, затрачиваемых «усреднённым» россиянином на чтение книг. С этими 9 минутами России далеко до лавров «самой читающей страны».

Безусловно, русский язык слишком велик, слава богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но, повторю, мы всё чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли

— отметил Владимир Путин.

А тенденции таковы, что «новые медиа» (интернет, компьютерные игрушки, социальные сети) готовы без остатка «сожрать» эти жалкие 9 минут, оставшиеся для Толстого, Достоевского и Пушкина впридачу. Остроту ситуации придаёт тот факт, что молодёжь, при всей её «продвинутости» и «открытости», является наименее читающей категорией. А с уходом культуры чтения — уходит и сама культура.

Время изменило не только интерьер вагонов и одежду пассажиров. Такую картину в метрополитене сейчас уже сложно найти.

Да, сказал президент, это так. Снижение интереса к чтению — это общемировая тенденция. Это общемировая тенденция, которой Россия не обязана следовать.

Отход от «мировых трендов» предполагается осуществить путём внесения изменений в программы преподавания литературы и русского языка, добавления количества пар в школе, повышения мотивированности самих преподавателей, поднятия в обществе престижа чтения и образцов классической культуры. Владимир Путин объявил о возвращении в школу экзамена по литературе.

О роли русского языка для нашей цивилизации Владимир Путин сказал так:

Русский язык всегда играл для многонационального народа России могучую объединяющую роль, формировал общекультурный и гуманитарный контекст страны.

ПРИОРИТЕТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Удивительное дело, но на мероприятии посвящённом литературе Владимир Владимирович обозначил многие принципы, на которых должно базироваться государственное управление. Предлагая объявить 2015 год — Годом Литературы Владимир Владимирович указал на необходимость целенаправленного планирования развития определённых сфер:

Конечно, в современном мире может возникнуть вопрос: а, вообще, зачем это делать, рынок и так всё отрегулирует? Но, наверное, это та сфера, которую рынок уж точно не отрегулирует, во всяком случае должным образом.

Фраза «должным образом» подразумевает наличие определённых целей государственного развития, на которые должны ориентироваться главные отрасли государства, в частности — система образования и сфера создания культуры общества. К тому же Путин явно отрицает либеральные воззрения на экономическое регулирование указав, что рынок неспособен отрегулировать сферу образования и она нуждается в поддержке, а по сути — в управлении и планировании её развития. И Владимир Владимирович вполне однозначно указал на эти задачи, которые рынок выполнить не в состоянии.

Наша задача — привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире. При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.

[…]

Нам в целом нужна долгосрочная, продуманная система мер поддержки отечественной литературы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ДОСУГЕ:

Какие идеи Владимир Путин подразумевает, говоря о влиянии России в мире — что мы идейно несём миру? Является ли постановка задач — актом формализации идеологии, на которой основывает своё развитие Россия? Что такое майские указы тогда?

Самые интересные моменты были как обычно не в основном докладе Президента, а в обсуждениях. В частности, Владимир Владимирович прошёлся по «креативному классу», отягощённому дефективным западным образованием, или, если сказать словами классика — «образованщиной», и потому только создающему трудности и проблемы, вместо их решения:

Теперь по поводу вообще всех несуразностей и излишних сложностей, не понятных часто никому. Это результат того, что представители так называемого креативного классапробрались в Министерство образования и там всё это «рисуют» — результат их работы. Нам хочется, чтобы везде были представители креативного класса. Они, как правило, люди как раз с творческим началом и делают много хорошего, но иногда перебарщивают. За этим за всем не уследишь.

Вообще «образованщина» — самая главная проблема России, поскольку уровень образованности населения, уровень грамотности, как умений читать и писать, так и умений управлять и видеть последствия тех или иных действий, — определяет в жизни общества всё остальное:

… я уже много раз слышал в таких же больших аудиториях, как ваша, когда люди встают и говорят: «Я там-то так-то работаю, а преподаватель получает, как я. Это справедливо?» Я вынужден сказать: «Справедливо, потому что преподаватель создаёт будущее для ваших детей. Вы хотите, чтобы оно было достойным?» — «Да». — «Ну, тогда садитесь».

Владимир Владимирович также указал, что качество преподавания определяется с одной стороны отношением самого преподавателя к своей работе, но и что особенно важно — образовательными стандартами, принятыми в обществе:

…преподаватель может и должен учить тому, что сам любит. Безусловно, когда что-то любишь, всегда лучше получается передать другим. Но вообще-то должны быть какие-то и общие вещи, которые нужно дать. Есть какие-то общие, стандартные вещи.

При этом Путин призывает смотреть на систему общественного самоуправления целостно, а не рассматривать отрасли по отдельности друг от друга, чем зачастую грешат «узкие специалисты», обладающие по сути узким кругозором, ограничивающим их развитие:

Знаете, у нас уровень заработной платы в стране в целом, и это влияет, чтобы было понятно, это касается не только учителей, это сразу влияет на уровни заработной платы в стране в целом по всем отраслям, потому что все начинают смотреть: ага, у них так — и нам, и нам, и нам.

Это такая непростая социальная задача — довести до сознания всех, что общество должно проводить определённое разграничение. Оно считает вот это очень важным, это тоже важным, но как-то в другом плане общество на это смотрит.

Мы не можем создать уравниловку советского времени, когда все получали 120 рублей, начиная от инженера и кончая преподавателем, и все счастливы были. Нет, не счастливы. В конечном итоге и страна-то развалилась, понимаете, поэтому мы будем делать это и дальше, повышать уровень заработной платы в стране в целом, и вот так выстраивая свою политику в области доходов населения.

Несмотря на то, что Владимир Владимирович опускает сталинский период, когда заработные платы варьировались в зависимости от качества труда и труд простого сотрудника мог оцениваться в разы выше директора (вспомним и ленинский партмаксимум), а также опускает вопрос неравномерности оплаты труда топ-менежеров госкомпаний, представителей юридической системы и силовиков по отношению к тем же учителям и шахтерам, все же — по сути говорит он о необходимости выстраивания задач в соответствии с приоритетностью их решения для успешного развития общества: чем важнее задача для развития общества, тем она выше в векторе целей общества. И к сожалению Президенту страны приходится выступать лектором-преподавателем, объясняющим и разъясняющим людям ситуации абсолютно понятные тем, кто знает и умеет применять теорию управления. Это особенно ярко заметно было во время интервью Путина корреспондентам ИТАР-ТАСС (http://www.youtube.com/watch?v=HmlbLS_tppY). Попробуйте посмотреть это видео, не думая о том, что Владимир Владимирович — Президент огромной страны, а просто воспринимайте его как простого русского мужика, дающего интервью по актуальным политическим вопросам — очень познавательно.

Учитывая профессиональные интересы присутствующих, тему и повод разговора, президент закончил встречу, вспомнив М.Ю. Лермонтова:

Помните, как он говорил в известном стихотворении «люблю Отчизну я, но странною любовью»? Это почему? Потому что у каждого из нас своя Россия, но она у нас одна.