Потребсоюз нерушимый

I605_________

Так называемые развитые страныЗапада и особенно США очень гордятся тем, что создали у себя потребительскоеобщество — общество материального комфорта, изобилия материальных благ,общество неуёмного потребления. Наши доморощенные либералы утверждают, что этои есть то общество материального благополучия, которое обещали построитькоммунисты в СССР, и чего сделать так и не сумели. По их мнению, толькозападная демократия и может обеспечить построение «подобия Рая» на Земле. Будтобы «свободный» человек только в «демократической» по западному образцу странеможет и быть по-настоящему  счастлив.Попробуем разобраться так ли это?

Википедия даёт следующееопределение потребительского общества:

«Потребительское общество –политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений,организованных на основе принципа индивидуального потребления. Онохарактеризуется массовым потреблением материальных благ и формированиемсоответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей,разделяющих ценности такого общества, является одной из черт современности.Общество потребления возникает в результате развития капитализма,сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такимисоциальными изменениями, как ростом доходов населения, существенным изменениемструктуры потребления, снижением продолжительности рабочего дня и увеличениемсвободного времени; размыванием классовой структуры; индивидуализациейпотребления».

Думается, что это определение необъективно. Вполне имеют право на существование и другие мнения.

Причиной создания потребительскогообщества, на наш взгляд, является не результат заботы капиталистов о снижениипродолжительности рабочего дня и освобождении трудящихся от материальных забот,и не стирание классовых различий и выравнивание доходов населения, а опасениевсеобъемлющего кризиса перепроизводства, как результата технического прогресса,с одной стороны, и неукротимой жажды наживы капиталистов — с другой.  

Известно, что капиталистическийспособ производства в своей основе имеет непрерывное расширение (алчностьчеловеческая беспредельна!). На каком-то этапе развития возникает угрозаперепроизводства. Необходимо расширять рынок сбыта товаров. Внешние рынки ужераспределены. Этим рынком и становится потребительское общество – общество спостоянно растущим потреблением, что и обеспечивается формированиемсоответствующей системы ценностей и установок!

Отметим, что термин «обществопотребления» ввёл немецкий философ Э. Фромм — один из идеологов этого феномена.Другой мыслитель – Жан  Бодрийяр, исследовавшийпроблему ещё в 60-х годах прошлого века (на русском языке  его книга вышла в 2006 году), даёт потребительскомуобществу  более реалистичную, чем приведеннаявыше оценка Википедии.   

Он считает, что потребление вообще – есть  психологическая реакция, природа которойбессознательна. Избыток предметов потребления —  только мнимое изобилие. Общество потребления –это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлиннаякультура и где даже изобилие – следствие тщательно маскируемого дефицита иимеет смысл только для выживания существующего мира.  

Потребительское  общество – есть следствие возведения в культсоциальной дифференциации, направленной на оправдание необходимостиэкономического роста в любых условиях! Бодрийяр считает, что в манипулированиипотреблением содержится объяснение парадоксов современной западной цивилизации- необходимости бедности и войны, преследующих одну цель – создание условий длянаращивания производства! Капитализм, в принципе, не может обеспечитьстабильность производства. Оно должно постоянно расти. И он изыскивает всёновые и новые способы обеспечения этого роста. Но ведь ресурсы Землиограничены, то есть когда-то непременно наступит коллапс! Капитализм не вечен!Его непременно должно заменить общество с разумным ограничением потребления!

Человеческое счастье впотребительском обществе абсолютизировано принципами, навязанными идеологиейпотребления. Утверждение, что обладание нужными предметами потребления приводитк ликвидации классовых различий, поддерживает веру человека в демократию посредствомвнедрения мифа о равенстве людей. На деле же это просто маскировка реальнойдискриминации, лежащей в основе буржуазной демократии.

Сегодня на Западе уже не существует рационального потребителя.Потребности производится вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основевыбора товара лежит социальное отличие – стремление человека выделиться изтолпы себе подобных, по крайней мере, по внешним признакам — стремление отличиться.Однако при непрерывном росте производства эта потребность всегда остаётсянеудовлетворённой!

В потребительском обществе, -считает Бодрийяр,-  отношение массовойкультуры к традиционной подобно отношению моды к предметам потребления.  Как в основе моды лежит устаревание предметовпотребления, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционныхценностей. Массовая культура создаёт произведения для недолговременногоиспользования.

Согласитесь, читатель:современное искусство, в частности,  несоздало ни одного произведения, которое бы претендовало на званиеклассического! Ныне  и у нас в России ужеискусственно создан минимум бессодержательных знаков, непременных для«культурного» человека. Обязательным атрибутом потребительского обществаявляется китч – никчёмный предмет, не имеющий сущности, но широкораспространенный. По сути, это знак приобщения к моде, приобретениеотличительно признака «продвинутости»! Вспомним хотя бы о массовом «футбольномзаболевании», о массовом поклонении наших современников в общем-то бездарнымпоп-музыкантам. Поп-арту вообще ныне явно присущ чисто коммерческий смысл, каквпрочем, и всему в рыночном обществе торгашей! Обратите внимание, у нас пропалопонятие «эстрадное искусство» его заменил шоу-бизнес!

СМИ, в абсолютном большинствесвоём, отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Онипросто убивают живое человеческое содержание Мира, формируют «неореальность»,состоящую из «псевдособытий». Ту же роль играет реклама. Человека заставляютжить в созданном ими искусственном, прекрасном мире сказки, а самое ужасное, — лишаютего возможности размышлять, анализировать реальность!

Общество потребления насаждаетнастоящий культ человеческого тела. Оно принуждает человека манипулироватьсвоим телом, использовать для утверждения социальных различий. Красота,эротичность тела вопреки традиционным чувствам стыда и скромности теперь тожеимеют потребительскую стоимость. Тело человека (и не только женское!) имеетсвоих потребителей – других людей, медицину, модные журналы, рекламные ролики ит.п.

Сексуализация предметовпотребления повышает их потребительскую стоимость, что, естественно, на руку ихпроизводителям. Стыд и скромность, целомудрие и человеческая совесть, приверженность традиционной высокой морали в целом- становятся признаками низкого социального статуса индивида! И напротив:распущенность, цинизм, отсутствие принципов, изворотливость, пренебрежениетрадиционной моралью — признаками высокого общественного социального статуса(продвинутости)! Предметом почёта и гордости обывателей!

Современные потребители живут в иллюзорном мире постоянной заботе оних. На деле же эта «забота» маскирует глобальную систему власти, которая опираетсяна идеологию ложной щедрости, когда благодеяния скрывают жажду наживы иалчность! Овеществлённость отношений между людьми, безмерный эгоизм в обществемаскируется лицемерным участием и доброжелательностью.

Услужливость и раболепиескрывают реальный экономический механизм общества потребления. Потребителязаставляют считать себя постоянно нуждающимся в помощи со стороны глобальнойсистемы услуг. Постоянно пользоваться ими и платить, платить, платить! Вниманиечеловека постоянно искусственно сосредоточивается на примитивном счастье,счастье в потреблении товаров и услуг. Размышления о возвышенном, духовномсчастье, счастье в служении людям искусно блокируется. Они ведь могут разрушитьобщество потребления, такое удобное нынешним хозяевам жизни! В обществепоявился новый вид насилия – насилие вещизмом, доказывающий его недолговечностьи неустойчивость. Другим доказательством служат заметная усталость западногочеловека и массовая депрессия, как следствие постоянной погони за призрачнымбогатством. Как утверждает Бодрийяр,  впотребительском обществе постепенно исчезает, гибнет  Человек!  

Несмотря на то, чтопотребительское общество стимулирует создание всё новых товаров и услуг, да и вцелом экономическое развитие, в нём появляется всё больше недовольных людей. Снекоторых пор на Западе процветает консюмеризм. (Термин происходит от англ.»потребитель»). 

Консюмеризм – потребительство,перепотребительство, потреблятство. Сегодня потребительство стало зависимостью.Товар теряет собственную значимость и становится символом причастности к некойобщественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходствапосредством потребления порождает в сознании покупателя веру в то, что сам актпокупки способен доставить большее удовольствие, чем  покупаемый предмет.

Человеческое счастье ставится впрямую зависимость от уровня потребления! Потребление становится целью исмыслом жизни! Демонстративная трата денег становится залогом предсказуемости иосновой доверия к индивиду со стороны партнёров. Большие траты на показ,конечно, существовали и ранее. Удачливые купцы и предприниматели издревлеприбегали к нефункциональным тратам, создавая о себе необходимое впечатление.

Статусная трата – это желаниепоказать: кто я есть. Она формирует внешний облик человека. В настоящее жевремя показное потребительство стало массовым явлением. «Мне совсем не нужентакой дорогой автомобиль, но я его должен иметь, чтобы выглядеть не хужесоседа!» – рассуждает обыватель.

Теперь для разного уровня возможностей и запросов формируется свойпотребительский уровень. Для наиболее массовых и потому дешёвых продуктов этопиво, чипсы, футбол, музыка, кино, компьютерные игры – всё, что позволяетзаполнить время массового небогатого обывателя. 

С удовлетворением отметим, чтокритика потребительства широко распространяется в религиозной среде. Мировыерелигии утверждают, что консюмеризм игнорирует духовные ценности, поощряетживотные страсти, не здоровые эмоции и пороки. В то время, когда церковьпредлагает с ними бороться.  Папа ИоаннПавел II считалконсюмеризм очень опасным следствием капитализма. Честь ему за это и хвала!

Сегодня и в России и на Западеуже многие считают, что потреблятство – нечто заразное, вирус, болезнь,наркозависимость человека, живущего в постиндустриальной цивилизации, отпотребления  совершенно ему ненужных дляжизни товаров и услуг.

Но США – первая страна, где этоприобрело характер национальной эпидемии. И этот «вирус» современные глобалистыиспользуют как биологическое оружие. Внедрение американского образа жизни повсему миру, основанного на потреблятстве, одна из составляющих глобальногопроцесса. Любую страну покорить, втянуть в глобальное сообщество значительнолегче, если её народ думает только о наживе и удовлетворении своих низменных,примитивных  потребностей. Стеклянныебусы, зеркальца, другие украшения  и«огненная вода» издавна использовались колонизаторами!

 Современное потреблятство – это особый образмыслей, особое понимание действительности: 1) Всё покупается, продаётся и имеетсвою цену (в том числе и человек и его совесть!).  2) Чем больше имеешь денег, тем больше можешькупить (отсюда и культ «золотого тельца»!). 3) Если что-то не удовлетворяет твои потребности, выброси и купи новое(надёжность изделия перестала служить критерием его качества!) 

Оглянитесь вокруг: сколько выувидите примеров продажности ещё сравнительно недавно очень уважаемых людей! Этоособенно заметно во власти. И не удивительно! Недаром ещё наши предки говорили:«Где власть, там и сласть!» На какие только ухищрения и подлости ни идут «люди»в борьбе за власть и деньги!

Если подумать, топотребительское общество – это общество сплошных рабов «золотого тельца».Человек, даже, если он господин-хозяин, всегда является товаром. Разницазаключается только в цене!

В рабовладельческом обществе на цену раба существенно влияет егоздоровье и физические возможности. Потому-то в школьной программе обученияфизкультура и английский язык ставятся выше русского языка и физики!  Раб должен быть здоров, и понимать языкхозяина!

При выборе президента странытеперь тоже больше уделяется внимание физической подготовке кандидата, чем организаторской, умственной иморальной. Вспомните, при первом представлении Путина СМИ много говорили о егодостижениях в спорте и ничего – о его способностях как организатора,руководителя, об опыте работы на этом поприще! А ведь в нормальном обществе приизбрании главы государства, прежде всего, должно уделяться  внимание разуму, образованности, опыту имудрости претендента!

Сегодня быть больным не тольконе престижно, но и не выгодно! Больного раба никто не купит! Не стоитудивляться, если в ближайшее время появится лозунг: «Человек, не подлежащийремонту, должен быть ликвидирован!» Эта идее уже появилась в современнойлитературе. Человек – герой романа — предупреждается о сроке принудительнойэвтаназии. Не стоит утешать себя тем, что пока на Западе эвтаназиядобровольная. Всё, как говорится, течёт и изменяется! Мы уже не удивляемсяизвестию о том, что футболисты (да и не только они!) продаются. При этом онидаже счастливы. Всё дело в цене! Ещё двадцать лет назад мы бы посчитали этовысшей степенью цинизма! Так является ли человек потребительского общества,живущий в «демократической» стране свободным? Или он всё же – раб «золотоготельца»?  

Как уже говорилось, обществопотребления отрицает традиционные высокие моральные ценности, необходимостьвсестороннего умственного, духовного и нравственного развития человека. Этоускоренными темпами ведёт к оскотиниванию людей, полной деградации их какличностей, общему упадку культуры. Что, надо сказать, всеми средствами иподдерживается хозяевами нынешней жизни, поскольку упрощает процессманипулирования сознанием народа. Невежд легче обманывать!

Ныне даже мыслящая частьамериканцев понимает, что падение общего уровня культуры и образования в США –не что иное,  как результат сознательногодеяния властей ради достижения экономических целей – прежде всего продления существования капитализма.

Ведь любознательный, читающий человек становится худшим покупателемавтомобилей, холодильников, стиральных и моечных машин и т.п. Он больше заинтересуетсятворениями гениев мировой культуры: Моцарта, Шекспира, Толстого, Рембрандта. Аэто ущемит интересы хозяев.  Вот власти истараются не допускать роста общей культуры населения.

Разве не это происходит сегодняу нас в России с системой образования, наукой, культурой, воспитанием!?  Настоящие патриоты России отрицательноотносятся к внедрению либеральной идеи в целом и потребительскому обществу, вчастности.

По данным «Российскойбизнес-газеты», анализ показывает стабильно высокие темпы роста российскогопотребительского рынка – 10-15% ежегодно! Да это может и увидеть каждый напримере роста числа автомобилей на улицах и во дворах наших городов. Большуюотрицательную роль при этом играет система кредитования потребителей банками,преследующая свои корыстные цели наживы, а заодно и способствуя развитиюпроцесса глобализации по-американски.

Развитая система кредитованияпревращается в систему контроля над населением, ибо его благополучие основанона вещах, приобретённых в кредит. Банкиры всеми средствами заманивают обывателяв свои долговые сети, увеличивая таким способом свои доходы и кредитныевозможности. При этом у человека меняется отношение не только к финансовомудолгу, но и к долгу вообще: перед предками и потомками, перед обществом,стариками, родиной!

Приобретения в потребительскомобществе морально обесцениваются быстрее, чем они изнашиваются физически дажепри намеренно сниженном качестве товаров. Вещи  могли бы служить ещё годы, но должны бытьзаменены на более современные, чтобы их владелец «не потерял лицо».  Человек должен покупать, покупать и покупать,иначе производство остановится и наступит экономический кризис! Приобретятовар, он сразу чувствует неудовлетворённость, ибо на рынке уже появилосьчто-то более новое и совершенное. Несомненно, общество потребления стимулируетэкономическое развитие и производство новых товаров и услуг. Но всегда ли этохорошо и как долго может продолжаться?  Об этом вдруг с ужасом недавно заговорил дажеПётр Мостовой – активный соавтор либерализации экономики России.

По его словам ещё в середине XIXвекабыло замечено, что экономика сильно зависит от того, как ведёт себя потребительтоваров. Тогда же появилась реклама товаров фиктивных, предназначенных дляудовлетворения несуществующих потребностей. Она успешно убеждала потребителя вобратном.  Для того, чтобы всёвозрастающий спрос на товары оставался платёжеспособным и был созданпотребительский кредит. Одновременно с экономическим инструментом это новая,эффективная  форма социального контроля:конфликт на работе – безработица – кредитный долг – санкции. Система на делеэффективнее всякой репрессивной!

 С другой стороны всякий кредит – это фиктивныеденьги, появляющиеся на финансовом рынке. Сегодня, например, в США реальныйсектор экономики составляет только 15% от ВВП, а 85% — это рынок финансовый. Примерно то же происходит в России. Инымисловами, деньги появились, а ничего ещё не произведено!  Нужны рынки сбыта!  Первая Мировая война шла за рынки сбыта дляЗапада. Вторая  — за передел рынков(обделёнными оказались Германия и Япония). Сегодня, по мнению Мостового, идёт«война эпохи ВТО», война экономическими методами.

Зададимся вопросом: почемусегодня большинство стран Мира прозябает в нищете. И это при нынешнем-торазвитии технологий? Да потому, что они не нужны экономике потребления. А ведьможно было бы возить туда не гуманитарную помощь, а технологии. Но тогда Западпотеряет рынок сбыта не нужных ему самому товаров!

Задачей в новой войне – прежде всего, не допустить чужих на своивнутренние рынки. Очевидно, Россия в этой войне явно проигрывает. Она не хочетдаже сопротивляться. Почему и кому это нужно – вопрос отдельный…

Всем ясно, что сегодняограниченные ресурсы Земли используются хищнически. В мире уже идут войны заресурсы. Таковы, по сути, войны в Ираке и Ливии. Логика США людоедская: «Усоседа чего-то много, а у меня нет! Значит надо отнять силой!»  Не ожидает ли Россию участь Ливии, а еёруководство участь Каддафи!? Кстати, именно об этом недавно открытым текстомговорил в сенате США  сенатор Маккейн. 

Жизнь людей, запрограммированныхна потребительство, заключается только в размышлениях о товарах и их поиске.Обратите внимание на содержание разговоров сегодняшних россиян. Они уже, как иамериканцы, не обсуждают прочитанные книги или увиденные постановки. Разговорыведутся только о том, кто, где, что и за сколько купил или продал!  Но ведь для Человека потребность души, духа иявляется базовой. Однако СМИ формируют искусственные потребности, потребностиматериальные. Разве потребность в табаке, алкоголе, наркоте (материальной идуховной!) естественны? Но они успешно формируются. Такова спецификапотребительского общества.

Даже безработный в этом обществене перестаёт быть потребителем. На Западе хорошо развиты социальные программы.Власть опасается социального взрыва, да и само потребительское обществосохраняется. Попробуйте сегодня опустить уровень жизни американца дороссийского, социальный взрыв неминуем. Американец не согласится: он приученжить «красиво».

Экономика потребления иинформационное пространство, которое она создала в своих интересах, отучаютлюдей думать.

 В потребительском обществе хождение помагазинам становится чуть ли не лучшей формой проведения досуга. Как формыобщения, процветают кафе, рестораны, клубы и казино. Личные отношения людей всёбольше определяются рынком – практической пользой. Люди, живущие в соседнихквартирах годами, сегодня нередко не знакомы друг с другом, считая соседейбесполезными и не ожидая от них добра и соучастия.

Общество, когда-то созданное нашими далёкими предками для взаимопомощи,на глазах разваливается. Мы ощущаем себя одинокими в людской толпе. На глазахныне живущих поколений россиян, принципиально меняется культура.

Ещё совсем недавно мы жили в культурнойсреде долга перед Родиной, родителями, детьми, обществом; в среде бережного отношенияк предметам человеческого труда, то при нынешнем консюмеризме приветствуетсясовершенно противоположное – расточительство, основанное на кредите. Сталанормой жизнь взаймы. Мы с лёгкостью отказались от традиционного русскогонеприятия безответственности. Теперь из-за невозможности вернуть денежный долгникто не стреляется.

Реклама – важнейший элементпотребительского общества. Ведь не так важно произвести товар, как важно егопродать, навязать потребителю. Совершенно напрасно многие считают её безвредной.Повторенная многократно, она переходит на уровень нашего подсознания  и способна насиловать сознание! Именно отсюдаследует и высокая оценка потребительским обществом пиарщиков — различного рода«звёзд» и скоморохов.

Образование, медицина,  да и вся государственная деятельность впотребительском обществе становятся услугой, приобретаемой на рынке. И напрасномногие наши сограждане, не понимая сути рынка, возмущаются принятым Думой Закономо государственных  услугах.

Наше государство тоже является субъектом рынка, потому и торгует. Нарынке все торгуют: кто-то продаёт, кто-то покупает. Не стоит удивляться и тому,что государственные должности – тоже товар, имеющий свою цену.

Неустаннаяпогоня за удовольствиями, получаемыми с помощью денег, формирует впотребительском обществе новый тип личности. В нашем обществе недавно появились«трудоголики» — люди высокой трудовой активности, жертвующие всем личным радиденег. Их лозунг: «Главное жить не хуже соседа! Потреблять так, чтобы неслиться с толпой!»  

Итак,  капиталистический способ производства наопределённом этапе развития порождает тенденцию к формированию обществапотребления, особенностью которого является сдвиг индивидуального потребления вцентр социальной системы. Этот сдвиг сопровождается существенными изменениямиво всех сферах человеческой жизни и далеко выходит за пределы экономики.Общество потребления – это целенаправленный синтез механизмов производства нетолько товаров и услуг, но и человеческих потребностей, всего образа жизни человека,обеспечивающий на какое-то время продление существования капитализма ибуржуазной демократии. Однако агония либерализма не может быть длительной!

Особо отметим, что потребительскоеобщество, подобное западному, на всей нашей планете построить невозможно, дляэтого потребовались бы ресурсы пяти таких планет.

 Запад, из опасений народного бунта,естественно, не захочет самостоятельно отказаться от достигнутого уровняпотребления. Единственным выходом из положения для него остаётся сокращениенаселения Земли.  Теоретики либерализмауже открыто говорят о «золотом миллиарде» и миллиарде его слуг. Однакобольшинство людей (и не только в России!), одураченных СМИ, не желают задумыватьсяо будущем своих потомков.  Увы, Г. Фордбыл прав, когда сказал, что для большинства людей размышления являютсянаказанием! Они не хотят понять, что  идея глобализации по-американски – этореализация идеи «золотого миллиарда». В частности, ВТО – один из инструментов,обеспечивающих реализацию идеи глобализации и процветание этого же «золотогомиллиарда»!

В отличие отразвитых и стабильных стан Запада общество потребления в России формируется вкризисном социальном пространстве в виде отдельных оазисов. Какая-то частьнаселения уже живёт в них, большинство же — довольствуется  виртуальным обществом потребления, котороенаблюдает на экранах своих телевизоров, в супермаркетах и на улицах большихгородов.

Перспективадоведения потребления материальных благ в России до уровня американского, нереальна. Скорее Западу придётся ограничить свои непомерные запросы! А вотвоспитание человека, подобного американцу, — потребителя, раба «золотого тельца»,решается российскими властями вполне успешно! И, наконец, может ли бытьсчастлив раб, пусть и проживающий в материальном комфорте?» Думается, чтовопрос чисто риторический!

Игорь Смирнов