Как найти деньги на фильм

В Центральном Доме кино (ЦДК) прошёл семинар, на котором российским режиссёрам, сценаристам и продюсерам рассказали, как собирать деньги на культурные проекты методом КРАУДФАНДИНГА (народного финансирования). Мы сняли для вас этот полезнейший рассказ. Советы, которые звучат в этом видео, пригодятся абсолютно всем, кто стремится воплотить собственные идеи в области искусства, культуры и массовой информации.


Василина Горовая, менеджер сайта: «Друзья, добрый вечер! Я благодарю, что все мы здесь сегодня собрались такой большой и теплой компанией и, наверное, стоит представиться сначала. Меня зовут Васелина Горавай, я работаю на «Планета ru», как здесь написано. Работаю не просто внутри, а работаю как раз во вне, с авторами, то есть фактически с Вами, то есть с теми, кто здесь сегодня присутствует. Тема нашей сегодняшней встречи, тема нашей сегодняшней беседы это «Краудфандинг киноиндустрии», это система финансирования. Фактически, если переводить на русский язык, русский эквивалент «Народное финансирование». Это такой принцип, который позволяет Вам привлекать средства, зачастую, на свою творческую идею силами ваших зрителей, если мы говорим о кинематографе, в частности, силами тех людей, которые в будущем будут потребителями вашего продукта, зрителями вашего фильма. Сейчас эта система потрясающе хорошо развивается в кино, в музыке очень хорошо и динамично  развивается технология в игровой индустрии, в общем «Краудфандинг» шагает по планете в широком смысле этого слова. 

Сейчас расскажу о том, как этот принцип работает, и как вам с ним в будущем обращаться, и как с ним дружить. В первую очередь, наверное, стоит рассказать о целях, то есть классно, я могу привлекать деньги, а на что конкретно. Самый очевидный вопрос, самые очевидные ответы. Это – короткий метод, съемка короткого метода. Это – документальное кино, это – полный метод и  это частные, конкретные цели, например, мне необходима аренда оборудования. Как мы общались до сегодняшней лекции с ребятами, им нужны какие-то конкретные вещи, досъем какой-то части фильма, или нужен постпродакшн, например, это тоже все абсолютно реальные возможные цели для того чтобы привлекать средства с помощью «Краудфандинг». 

Для того, чтобы мне долго не рассказывать о том, как эта система работает, подетально, пошагово, мы об этом поговорим. Сначала мы посмотрим небольшой ролик, который я прошу сейчас включить.»

Фильм: «Здравствуйте и добро пожаловать. Это видео поможет вам грамотно создать проект на нашем портале, сэкономить время, избежать ошибок и, в конечном счете, реализовать ваши идеи. Прежде чем перейти к созданию проекта убедитесь, что вы отчетливо видите конечную цель проекта и пути ее достижения. У вас есть своя аудитория, и вы знаете, как с ней общаться. Вы понимаете, что создание Краудтроекта, накладывает на вас определенное обязательство, и вы готовы их выполнять и вы не преследуете личные, политические и экстремистские цели. 

Если на все эти вопросы вы ответили утвердительно, то Краудфандинг и Планета ru для вас.

Начать нужно с названия. Оно должно правдиво отобразить суть вашего проекта и заинтересовать публику. Далее выберите категорию вашего проекта, а также подготовьте детальное изложение вашей идеи. Дальше добавьте фото и видеоматериалы, в общем, все то, что поможет проиллюстрировать вашу задумку. Расскажите о своей идее так, чтобы ей заинтересовались абсолютно все и будьте креативны. Во многом успех зависит именно от видео. Акция – это вознаграждения за поддержку проекта, их должно быть много и они должны быть разнообразные, подумайте о количестве, цене и наполнении каждой из акций и не забудьте о доставке, далеко не каждый, кто поддержит ваш проект, живет в соседнем подъезде. Укажите, какая сумма вам необходима. Соотнесите ваши потребности и возможности аудитории. Помните, лучше собрать 200% от разумной суммы, чем не собрать и половину от раздутого бюджета. Также определитесь со сроком действия проекта. Мы рекомендуем от полутора месяцев до полугода.

После того, как вы завершите оформление проекта и отправите его на модерацию, с вами свяжется наш менеджер. Ваш будущий куратор.  Финальный шаг перед запуском – подписание договора. Если ваш проект собрал меньше 50% — деньги возвращаются акционеру. Если достиг больше половины от заявленной суммы – комиссия планеты будет 10% + еще 5%. Это сбор платежной системы. Если же проект успешен на все 100%, то общая комиссия составит всего 10%. 

И, разумеется, мы не взимаем свою комиссию с благотворительных проектов. Помните, запуск вашего проекта, это лишь начало большой работы. Используйте каждую возможность  рассказать о нем. Задействуйте СМИ, социальные сети и, конечно, своих друзей и знакомых. Не забывайте, у вас есть обязательства перед теми, кто вложился в ваши идеи. Акционерам будет интересно знать, как идет работа над проектом,  и они непременно расскажут о нем своим друзьям. Мы искренне заинтересованы в успехе вашего проекта, но ваш энтузиазм должен быть больше нашего. Давайте работать вместе, и мы реализуем самые смелые мечты».

Василина Горовая: «Из чего состоит проект? Первое – это видеообращение, то, что находится в левом верхнем углу. Дальше, второе – это текстовое описание, фактически тоже самое, что и видеообращение, только буквы с картинками. Третья часть – это непосредственно финансовая цель, сколько денег вам нужно и за какой период времени вам эти средства необходимо привлечь. Ну и четвертое – это то, что отличает ключевым образом «Краудфандинг» от других систем финансирования, это акции, вознаграждения, то есть те вещи, которые люди будут получать в благодарность за то, что свои деньги вкладывают в вашу разработку, в вашу идею, в ваш фильм. Итого четыре вот такие ключевые момента. Поехали по каждому фрагменту отдельно.

Первое – это у нас видеообращение. Мне кажется, я не буду долго на этом останавливаться, вы сами мастера видео, вы сами снимаете его и знаете, как это делается. Самые важные моменты, которые, мне кажется, правильно проговорить. Первое – хронометраж видео, не больше трех минут. Это рекомендация практически для любого интернет-видео, чем  меньше, тем лучше. Интернет-аудитория довольно ленива, поэтому нужно в короткий период времени привлечь внимание и побудить к действиям. 

Второй момент – это обязательное присутствие четырех блоков. Это описание того, что вы уже делали. Это ваш background, ваш опыт, почему я классный парень или девченка, почему я здорово делаю то, что у меня получается и почему дальше будет еще лучше. 

Второй момент – это ваша команда. Мы вот такие бравые ребята, мы отличные энтузиасты, которые делают хорошее кино. Расскажите об этом, покажите свою команду. 

Третье – непосредственное описание вашей цели, зачем вам нужны деньги. И четвертое – мотивация, стимулирование аудитории, мотив – почему необходимо поддержать ваш проект, почему вы настолько классное кино снимаете, что не финансировать его просто невозможно. Ну и еще один, наверное, пример, потому что, говоря о видео меньше слов, больше видео. Давайте посмотрим реальное видеообращение, которое снято Михаилом Сегалом – это кинорежиссер, который сейчас в настоящий момент у нас запустил проект и вот с таким видеообращением он к нам пришел.» 

Фильм: «Сегал один, один. Я троллейбус пропущу. Сегал два, два. Как правило, получается так. Ты снимаешь какой-то фильм, например, кино про войну и после этого на тебя все накидываются и говорят: «Он отличный парень, он может снимать только про войну» и предлагают тебе про это собственно весь остаток жизни и снимать. Потом ты снимаешь, допустим, комедию, что-то смешное. 

— Я вот сейчас Карамзина читаю, я вот тут Ключевского читаю, я вот тут прессу читаю, я вот тут Толстого читаю, лично обо мне как о руководителе государства.  

— Если мы на их организацию не ответим своей организацией, все пройдет не организованно. 

— Но акулы они же не рыбы, они млекопитающие…., а дельфины добрые и гладкие, и водятся в дельфинариях. 

— Я знаю, что немецкие танки почти до Киева дошли, о чем с тобой трахаться. 

И тебе говорят, о классный парень, он умеет снимать смешно, давайте ему предлагать снимать комедии. Это конечно грустно и скучно. Независимость от себя прежнего и независимость от ожиданий, которые на тебя возлагают другие, это и есть то независимое кино, к которому хочется придти и там и находиться.

— Ну, и че, так дико боюсь будущего, аж дышу тихо. 

— Если б как радиосигналы, она все мысли распознала. 

— Глянешь так вокруг, шум, пусть, так не кипишуй. 

— Люди больше не услышат наши юные смешные голоса. 

— Замер троллейбус в троллейбусном парке, перепутал механик провода по запарке. 

— Когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина… Скажи, что я ее люблю… 

— И в том, что было набело, откроет все потом, мой рок-н-ролл – это не цель и даже не средство».

Этим летом совершенно неожиданно я написал новый сценарий и вот сейчас осень и мы уже с нашей группой веселых неунывающих единомышленников снимаем новый фильм. И я надеюсь, он будет правда новый, то есть не по счету, а новый на самом деле. 

Всех поздравляем с первым съемочным днем. Внимание (звон разбитых бокалов). 

Смотри, очень здорово, что телеграмма сзади просвечивает, это офигенно. 

Мимика, горло – это все не главное, только мысли. Внимание, подъем.»

А вот в отличие от этого действия Тарковский хотел снять …..

По глазам по вашим будет понятно, просто в пустую стоят люди или зритель будет верить, что вы слушаете что-то очень проникновенное. 

Сентябрь, в этом году был как октябрь, и нам казалось, что мы уже категорически ничего не успеем, что никакого бабьего лета не будет и осени не будет. А потом все изменилось и вот такое раз в сто лет бывает, судьба благоволила к нам и мы высадились съемочной группой в лесах, в полях. Это можно назвать авантюрой, но в принципе, это здорово, вот так без предварительных особых ухаживаний решительно овладеть фильмом и очень здорово, когда столько людей чувствуют в тебе эту страсть, верят тебе и, наверное, это логично так снимать фильмы о любви. 

Василина Горовая: «Итак, текстовое описание, еще раз повторюсь, это практически то же самое, что и видеообращение, только буквами. Буквами, картинками, в общем, все то, что вы не можете уместить в этот короткий хронометраж, вы можете рассказать в текстовом описании. 

И вот небольшие рекомендации к текстовому описанию. Во-первых, я уже сказала, тоже самое только буквами. Суть идеи, актуальность, почему вы предлагаете людям поддержать ваш проект, почему он важный, описание вашей команды. На что я хочу сделать отдельный акцент, это адресное обращение, персональное от первого лица, либо «Здравствуйте, я кинорежиссер Васелина Гаравай», либо «Привет мы команда фильма, Хайсфе» и это фантастическая штука, которую мы сейчас делаем, это крутое кино над которым мы работаем, и вы можете работать вместе с нами. И, наконец, фотографии, иллюстрации, то о чем я уже говорила. Обязательно их используйте, потому что колбаса текста, это довольно сложно, облегчайте хотя бы визуально. 

Расчет, очень такой скользкий вопрос, который мы тоже уже начали обсуждать до начала лекции – это финансовая цель, самая болезненная такая история и продолжительность проекта. Первая рекламная рекомендация по этому вопросу следующая. Ваш первый проект – это первый ваш опыт в «Краудфандинге» как автора и, вероятнее всего, самый первый опыт в «Краудфандинге» для вашей аудитории, с которой вы будете работать. Поэтому, ребята, нужно вести себя максимально аккуратно и соответственно нужно ставить минимальную цель. Посмотрите ваш бюджет, вычеркните те вещи, от которых можно отказаться. Если вы поставите большую цель первый раз, к сожалению, вы отпугнете аудиторию. Миллионы, как я люблю говорить, мы обязательно с вами будем собирать, десятки миллионов рублей. Но сейчас и мы делаем это первый раз, и аудитория это делает первый раз. Соответственно, нужно попробовать сделать это вместе впервые и с минимальной суммой, чтоб потом они с большей охотой включались в новую работу и собирали, и вкладывали миллионы, десятки миллионов, сотни миллионов. Все это абсолютно реально и возможно, но нужно действовать поступательно. 

Вот, кстати, я привела два примера. Первый – тот самый фильм «Ненависть», который я приводила в самом начале, это короткий метр, ребята собирают на фильм 80 тысяч рублей. Свою финансовую цель они преодолели уже за первые три недели, то есть 80 тысяч рублей у них уже были через три недели и сейчас они продолжают собирать, то есть у них две недели еще остается до завершения проекта. Классная работа. И дальше, лихие парни решили собрать  миллион шестьсот рублей на документальный фильм. Это тоже их первый проект. Есть идейные лица, все прекрасно, но для первого проекта великовата цель, пугает. Я вообще из Сибири, из Барнаула, у меня мама человек, который всю жизнь прожил в Сибири, миллион шестьсот воспринимает как, ну примерно двухкомнатная квартира. Она не понимает этими категориями, она не понимает, почему миллион шестьсот необходимо на съемку фильма. Это вы понимаете, а аудитории это еще нужно осознать немножечко.

Ну и наконец, продолжительность проекта, как уже говорилось с видео, от полутора месяцев до полугода. Почему не меньше, потому что просто не успеете рассказать всем, потому что аудитория еще не успеет прочитать, кто-то в отпуск уехал, кто-то еще куда-то, кто-то не заметил. За полтора месяца уже больше вероятности, что аудитория узнает. Почему не больше полугода, потому что вы банально сами устанете постоянно говорить об одном и том же, придумывать новые информационные поводы.  Причем, даже полгода я здесь обозначила, потому что это действительно миллионы рублей, когда мы говорим о шести месяцах, это огромные суммы. Вы же рассчитываете на себя, и вы должны понимать, что вы как пиарщик, а вы не пиарщик, скорее всего. Я так понимаю, что большинство здесь не пиарщики собрались, а все-таки режиссеры, продюсеры, знаю, звукооператоры здесь есть, но они не пиарщики. Это для вас новая сфера, соответственно рассчитывайте свои силы.

Ну и давайте перейдем, наверное, к следующей теме и очень мной любимой, это то, что отличает «Краудфандинг» от других типов финансирования, то о чем я уже говорила. Важно, что вы дополняете в проект, что бы стимулировать аудиторию, какие-то бонусы, чтобы люди вкладывали деньги. Это не благотворительность, это не пожертвования. Это реальные вещи, если мы говорим о каких-то футболках и т.д. Это может быть реальная возможность стать частью команды вашей, если вы, например, предлагаете человеку сняться в массовке. Это какие-то бонусы, которые люди получают в благодарность за то, что вложили деньги. Какие могут быть примеры? От самых простых. Цифровая версия будущего фильма, самая логичная и очевидная. Это банальная ссылка на скачивание уже готового продукта. Вы презентовали фильм и рассылаете его людям, какая там будет концовка. Второй вариант тоже совершенно очевидный, но далеко не всегда реальный, это ДВД. Кто-то делает ДВД, кто-то не делает, физический носитель. Если делать ДВД, большая рекомендация, сделайте еще вариант с автографами, с автографами съемочной группы, актерами и т.д. Реально разбирают еще с большей охотой, и с большим интересом, потому что это не просто коробочка, а коробочка, до которой дотронулся своим перстом сам.

Другие варианты, благодарность титрам. Мне кажется, просто потрясающая штука. Без каких либо для вас лишних телодвижений, но никаких финансовых вложений,  вы просто вписываете в титры финальные имена тех людей, которым вы очень сильно благодарны. Кстати, если делать физический носитель, можно ДВД то же самое устроить, какой-нибудь специальный вкладыш с именами людей, почему бы нет.

Дальше, тоже не совсем очевидная, но абсолютно рабочая штука. Лекции, мастер-классы, встречи с актерами, со съемочной группой, ведь аудитории безумно интересно, что происходит вот там, за кулисами. Вы это все видите изнутри, а нам это невероятно интересно. Это же вы видите в студиях, в монтажках, еще где-то, а для нас это святая святых. Если это возможно, приведите туда людей, покажите им то, что происходит за кулисами.

Эксклюзивный просмотр фильма. Я даже не знаю, нужны ли комментарии. То же самое, просмотр фильма с создателями, с возможностью пообщаться о том, что это было и как это было на самом деле во время сьемок.

Дальше штуки идут тщеславные, как я их называю. Это возможность, например, даже сняться в фильме. Вот сейчас у Михаила Сегала есть возможность сняться в групповке за 25 тысяч рублей, я начала откладывать, потому что мне кажется, черт побери, сняться в фильме Михаила Сегала – я хочу. Да, 25 тысяч рублей, но я буду откладывать несколько месяцев, я знаю когда завершается проект, и я знаю к какому числу мне нужны эти деньги – я коплю. В данном случае приведен пример сняться в эпизоде с Михаилом Ефремовым. Да, ушла такая акция. Круто, за 15 тысяч рублей, кто-то себе может это позволить, так дайте эту возможность людям.

И, наконец-то, как здесь названо пиценат – вещь для особо обеспеченных и для щедрых людей. Тоже история, которая тешет самолюбие, эго и так далее. Например, вы можете предложить вписать имя человека в титры, пригласить его на поклон на закрытом показе, в общем, какие-то такие почести, реверансы в сторону человека, но очень важно, что вы при этом не даете ему возможности влияния на творческий процесс, естественно. То есть, смотри, наслаждайся. Мы там можем рекламу, например, фотоплейсмент какой-то использовать, но не творческие кулуары, безусловно. 

И еще один момент, который я тоже считаю правильным проговорить. Очень часто авторы говорят о том, что «Ну, вот я могу представить цифровую, 22:01 в титрах. Все, у меня больше ничего нет». Не правда. Во-первых, у вас есть те люди, которые, например, снимаются в фильме и они в спектакле играют, и они могут предоставить пару билетов на свой спектакль. Попросите у них такую возможность, они вас поддерживают билетами, в итоге это финансируется, все деньги идут в ваш проект. Или у вас есть прекрасная подруга, которая дизайнер, и она, например, шьет замечательные сумки, или как вот здесь, может предоставить футболки со своим принтом. Это тоже можно использовать. Подумайте, покреативьте, у нас вот такие ребята каким-то образом через знакомых попросили билеты на концерт Гарика Сукачева, и у них елки-палки, плюс 10 тысяч рублей, потому что у них есть классные друзья, который могли предоставить эти несколько билетов.

Следующий слайд, пожалуйста.

А, да, я немножко забыла про самую важную часть. Вот вы все подготовили, у вас есть прекрасное видеообращение, у вас все материалы собраны, вы готовы стартовать, но о таком важном моменте, как продвижение, это очень многие забывают. А это вещь, безусловно, важная. Я говорила уже о том, что Вы становитесь на некоторое время пиарщиками, либо вы, либо может быть, у вас есть продюсеры, это прекрасно, можно его привлекать к этому нелегкому делу, тем не менее, над моментом продвижения необходимо подумать заранее. Что оно под собой предполагает? Во-первых, самое очевидное, кто у вас есть в вашем ближнем расположении – это семья, это ваши друзья, это ваши знакомые, и это ваши персональные СМИ, то есть это социальные сети. Соответственно вот эту зону вам необходимо в первую очередь, простите, окучить. И первое, что нужно сделать – это начать работать еще примерно за неделю до запуска проекта. 

Мне безумно нравится пример абсолютно реальный с нашей артисткой Инной Желанной, сейчас у нас есть проект 24:12 исполнительницы. Инна Желанная, чудесная женщина, которая за неделю до проекта, ровно за неделю, я посмотрела. Опубликовала у себя в Facebooke пост о том, что «Ребята, вы знаете, на планете есть совершенно чудесные благотворительные проекты, вы можете поддержать реальный проект, действительно реальный фонды, это реальные цели, где вы можете вложить 100 рублей и получить еще что-то в благодарность за то, что вы эти деньги вложили». И люди за неделю на этом примере уже попробовали, что такое краудфандинг. Они поняли на доступном, благотворительном, что очень важно примере, как оно вообще функционирует. И когда через неделю она запускалась и написала о том, что ребята, вот на планете мой проект по записи альбома, все уже знали, как работает краудфандинг. У них вот этот момент от понимания до действия занял считанные секунды. И первое, что она сделала, естественно рассказала заранее, затем уже опубликовала пост о том, что она запускает свой проект. Во-первых, сразу же перепосты, сразу же деньги и так далее.

Вы опубликовали информацию у себя в социальных сетях, вы попросили сделать репост своих друзей, что очень важно, все-таки одна рука хорошо, а 800 репостов это просто замечательно. Если люди могут помочь вам финансово, пусть они помогут вам информационно – это тоже очень важный момент. 

И когда вы уже завершили работу со своей вот этой первой аудиторией, переходите на аудиторию вторую – это СМИ и лидеры мнений. Не стоит на самом деле бояться этой аудитории, потому что для многих это действительно момент пугающий. Как я уже говорила раньше, я из Сибири, я из Барнаула, у меня есть совершенно чудесный пример, который я знаю. Он совершенно рабочий, и я им пользуюсь, и пользоваться буду всегда. Когда я запущу свой проект первые, кому я напишу это естественно мои бывшие одноклассники, мои бывшие одногрупники, мои бывшие коллеги и клиенты с которыми я когда-то работала, потому что они знают, что я хороший человек, которому стоит доверять. Естественно посыл следует правильно ставить. И второй момент, я напишу пресс-релиз в «Алтайскую правду», я напишу пресс-релиз в «Вечерний Барнаул», я напишу пресс-релиз в «Алтапрес.ру» — это информационное агентство. В общем, это те СМИ, которые во мне, как в земляке, в частности заинтересованы. Я сейчас понимаю, говорю для части аудитории, но все это понимают, что Москва это только частично москвичи. Большинство из нас, здесь присутствующих, люди, которые приехали откуда-то. Вспомните откуда вы приехали, напишите туда свои пресс-релизы. О земляках пишут очень охотно и охотно поддерживают, естественно.

Лидеры мнений – это блоггеры, это люди у которых очень много подписчиков, с которыми тоже нужно и можно дружить, и допустим, так просто же никто ничего не пишет, но в благодарность за их репост, вы можете снять их в фильме, например, но это же многим интересно. Или так же упомянуть их в благодарности в титрах. Ко всем есть свой подход. 

И третий момент. Регулярно обновляйте информацию о том, как вы работаете, что вы делаете. «Ребята, мы привлекли, такую-то медийную личность в наш проект. А у нас теперь снимается та-то. А мы уже отсняли вот такой-то материал». Почему это важно и нужно? Во-первых, потому что, как знаете, это маркетинговый термин – лояльность. Потому что кому-то из той аудитории, которая вам уже помогла, которые уже вложили какие-то деньги, им важно знать о том, что у вас происходит, и они возможно, кстати, что часто бывает, поддержат вас второй раз, третий раз. Это действительно абсолютно реальная история. И следующий момент, это, так называемые, сомневающиеся ребята, которые еще не готовы вложить деньги, но они посмотрят. Знаете, как в магазине, ну, я еще посмотрю. Вот очень много таких людей, которые «еще посмотрю» и потом приходят, возвращаются.

В частности, мой случай с тем, что я хочу за 25 тысяч купить у Михаила Сегала групповку – это в том числе такая же история. Я буду смотреть, как у него идут дела, и, согласитесь, мне нужно подумать над такой весомой суммой, которую я бы хотела потратить, например, я могу потратить в этом проекте.

И еще один важный и последний в моем рассказе проект – это позиционирование. Вот это очень важный момент, с которого нужно начинать и которым нужно заканчивать на самом деле. Восприятие краундфандинга ни в коем случае не должно быть связано с благотворительностью, с тем, что люди вкладывают деньги просто так, потому что вы хороший человек. Вот этого делать не нужно ни в коем случае и никогда. Краундфандинг – это две вещи. Во-первых, это инвестирование, потому что человек, который поддерживает вашу идею, во-первых, он либо получает будущий продукт. Например, цифровую версию, DVD, все что угодно. Либо второе, он принимает участие, соучастие в том, что вы делаете. Например, он снимется в вашем фильме. Или, например, он пойдет в титры и это тоже для него очень важно. Или, если он очень щедрый и обеспеченный человек, он может выйти с вами поклониться за 500 тысяч рублей, такое тоже бывает. И вторая часть, почему краундфандинг это не благотворительность. А что это? Это пиар, черт побери. Это сбор огромного community вокруг вас на этапе, когда вы только начали работу над тем, что будет, над еще не готовым продуктом. Вы на этапе его создания, может быть, пишите где-то у себя в социальных сетях, если вы еще пишете об этом. Но проект вас стимулирует к тому, чтоб вы об этом писали активно и рассказывали это не только маме, бабушке, 130 человека в друзьях у себя в контакте, а вы об этом расскажете, например, на планете, где черт побери 165 тысяч пользователей, которые с большей вероятностью, которые вас не знают пока еще, но они узнают о вашем проекте, потому что они знают о том, что такое краундфандинг, что такое кино-краундфандинг, как это работает, и что это черт побери работает. Вот это очень и очень важно.

Поэтому выходите из своей зоны комфорта. Не только котиков мы начинаем публиковать у себя в фейсбуке, но подключаем очень важную вещь под названием продвижение того, что еще не готово, но что для вас является очень важным и самым значимым. Это ваша работа, это ваш труд, это ваше творчество, это вы сами, как создатель. Потому что, да, сейчас вы снимаете один фильм, но за ним будет второй, третий, полный метр, еще один полный метр и так далее. Пользуйтесь, это абсолютно реальный инструмент, очень полезный и очень динамично развивающийся. Спасибо большое.»

Дмитрий Якунин: «Молодые режиссеры, кинематографисты, продюсеры, которые работают над учебными работами, над своими мало коммерческими проектами практически все сталкиваются с проблемой финансирования своего проекта. Где найти деньги? Где закрыть оплату актеров в фильме, еду на съемочной площадке, монтаж, коррекцию и так далее? Безусловно, это очень важные вопросы. К сожалению, короткометражное кино практически не финансируется государством. Но с другой стороны, если на полуметре люди зарабатывают, то на короткий метр тратят свои. Получается, что короткометражное кино – это искреннее кино за свой счет. Вряд ли снимешь халтуру, будешь как-то отрабатывать номер. Нет, безусловно, это интересное и хорошее. Короткометражки все чаще и чаще выходят из-под пера, хотел сказать, из-под камеры молодых режиссеров. Поэтому, безусловно, краундфандинг – это очень честная система. Ты размещаешь в интернете информацию о своем проекте, о себе, кто ты такой есть, и потенциальный зритель этой картины помогает вам, либо не помогает. Смотрят, как это. Хочет видеть это на экране, либо не хочет. Безусловно, это, еще раз повторю, самый честный поиск финансирования, как мне кажется, настоящее народное финансирование.»

Концептуал ТВ