Как научить ребенка читать, или литература как бронепоезд духа

Как научить ребенка читать, или литература как бронепоезд духа
I605_6

На обыденном уровне всё просто.

Новых рецептов нет. Инновации тут бессильны. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский и Антон Семёнович Макаренко отмечали «решающую силу привычки» в воспитании. Волшебная сила постоянства, «структур повседневности», «вода камень точит»… Размеренный, дисциплинированный, спокойный (без надрыва и метаний), целеустремлённый быт… И «культ книги» (Василий Александрович Сухомлинский), книга (хорошая, классическая) на пьедестале, в ореоле почитания, поклонения.

Папа с книгой. Мама с книгой. Лучший подарок – книга. Традиции семейного чтения. Обсуждение прочитанного. Теле- и радиоспектакли вместо пивной рекламы. Библиотека вместо игрового зала. И время не упустить. Самый «откликающийся», сензитивный возраст – 5 – 9 лет.

Вложения окупятся сторицей – душевным контактом с ребёнком, искренней любовью – обернутся. Прочитанные книги – «спящие богатыри» (Василий Александрович Сухомлинский), они изнутри, из субъектности дитяти, будут помогать, защищать, поддерживать, по жизни вести.

В книгах – душа народа, во дни грядущих испытаний нам и нашим детям как никогда нужна будет опора, стержень, оселок. Великая русская литература – бронепоезд духа, до поры стоящий под парами на запасном пути. Но, слышите, раздаётся призывный гудок!!!

Вы скажете утопия, несбыточная мечта. «Легко сказать, да трудно сделать». Трудно, да надо. Обратимся к социально-психологическому и даже идеологическому уровню анализа проблемы.

Чтение – это не бессмысленный, гипнотический, сомнамбулический перебор телепрограмм. Чтение – не компьютерный серфинг. До чтения ещё надо дорасти, добежать, подняться.

Чтение требует концентрации сосредоточенного внимания, произвольности, волевого усилия, активизации воображения и фантазии. Серьёзное чтение не «развлекалово», а работа души. Чтение – это ТРУД. Прежде чем труд чтения превратиться в хлеб насущный для нашей души, в неутомляемую, самовоспроизводящуюся, сладчайшую потребность… Семь потов должно сойти.

kak-nauchit-rebenka-chitat-ili-literatura-kak-bronepoezd-duxa-5

А вот тут-то, чёртик из табакерки выскакивает, и хохочет. Увы, в постмодернистском обществе труд не в чести.

Комфорт, успех любой ценой, гедонизм, поиск удовольствий и острых ощущений, эффективность, понимаемая как «поменьше отдавать, побольше получать». Расслабленное состояние. Всё понарошку. «Живи – играй». «Не парься, не грузись». Не случайно молодёжь сегодня воспринимает чтение, как «напряг», обременение, нечто свойственное для одной из маргинальных групп – «ботанов», «ботаников».

Что же делать?

Понять, что «беременность сама не рассосётся», что так, вдруг дети читать не начнут. Самоустранения государства, общества, различные имитационные обманки – дорога в ад. Без чтения – нет самой важной, мировоззренческой компоненты конкурентоспособности.

Историческое будущее имеет тот народ, дети которого читают. Читателя надо формировать, любовь к чтению проектировать. Надо на всех уровнях запускать деятельность по приучению ребёнка к чтению.

Вот только несколько самых очевидных, лежащих на поверхности действий:

1. Провести санацию, очищение телевидения для детей и подростков. Ввести жесточайшую педагогичскую цензуру информации. Юристы принимают законы, экономисты занимаются экономикой… Дай Бог.

Но почему в педагогику лезут непрофессионалы, почему учитель опущен ниже плинтуса, почему учителя снисходительно поучают все кому не лень, люди, никогда не стоявшие у доски. Учитель – не менеджер, не урокодатель. Додумались, учителя литературы и того, записали в сферу услуг. Учитель – властитель дум. Учитель – «сеет разумное, доброе, вечное». Учителям надо вернуть себе достоинство, обрести голос, возглваить борьбу за умы и души детей.

Нужна защищённая, развивающая коммуникативно-знаковая среда. Взять фильмы, мультики, песни, созданные в СССР. Закупить лучшую классику народов мира. А то обрушили на ребёнка девятый вал противоречивой, неструктурированной информации. Погрузили в интернет-порно-контент, загрузили социологической рекламой, рисующей жующих, жизнерадостных дебилов как образец для подражания, провозгласили с высоких трибун «воспитывать потребителя», и ещё удивляются, ба, дети не читают!

2. Прекратить третировать русский язык и литературу в школьных программах. В 1950 году на чтение, чистописание, русский язык в начальной школе отводилось 15 часов, сейчас от 3-х до 5-ти. Это позор и вредительство. Важно ещё и качество литературы. Почему изымают, уменьшают часы на Шолохова, Маяковского, Фадеева, Горького… Кем заменяют? Зачем вводят невразумительные элективные курсы?

3.Вернуть сочинение как ГЛАВНЫЙ экзамен в гуманитарные ВУЗы, как инициацию, «тест» на зрелость, взрослость. У ЕГЭ должна быть альтернатива!!! Почему, если у нас демократия, НИКАК не учитывается мнение большей части народа? Мы выполняем чей-то политический заказ? Несём тяжкое бремя взятых на себя политиками обязательств?

kak-nauchit-rebenka-chitat-ili-literatura-kak-bronepoezd-duxa-2

И ещё, может, главное, сокровенное. Соскучился наш народ по большому, альтруистическому историческому делу. Духовное – превыше материального. Взаимопомощь, братство людей – превыше пещерного индивидуализма. Человек рождён для счастья, мечты, борьбы, подвига. Долой теплохладность терпимости – толерантности к пороку, лжи, ненависти, злобе. Очень надеюсь, что русская литература спохватится, очнётся от постмодернистского чёрного морока. «Пора, красавица, проснись»! Вновь, как всегда воспой героев, подобных Тарасу Бульбе, Павке Корчагину, Алексею Мересьеву…

И там, на кромке горизонта, пусть их встретит Дон Кихот, и с песней они направятся на встречу солнцу, к своему читателю.