Идейные люди: С.Г. Кара-Мурза

Kara-murza.mts.still005

Кара-Мурза Сергей Георгиевич — российский учёный, публицист, общественный деятель. Доктор химических наук, профессор. Главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН. Специализируется в области методологии науки, исследования кризисов, политологии и социологии. Автор  книг «Манипуляция сознанием», «Советская цивилизация», «Царь-Холод. Почему вымерзают русские», «Демонтаж народа», «Матрица «Россия» и многих других. В своих научных и публицистических работах Сергей Кара-Мурза развенчивает мифы о неэффективности российских традиционных методов хозяйствования и управления. Доказывазывает, что многие события новейшей истории России носили и носят антисоциальный характер. Отстаивает ценности российской технологической и культурной цивилизации.

Три основные проблемы современной России.

-Первое, это главная беда России в данный момент за последние 20-25 лет — неожиданное обогащение одних, необъяснимое неожиданное обеднение других, а так же мощный удар СМИ нанесли тяжелую культурную травму всему населению: богатым, бедным – всем. И они сейчас как огромная масса контуженых людей. Из-за этой травмы начались распады всех обществ, которые у нас были: и профессиональных, и социальных, и культурных. Распался рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, офицерство, все они еще внешне похожи на себя, как они должны быть, но на самом деле это резко ослабевшие и еле-еле двигающиеся сообщества. Это первое.

Второе, что при этой травме и при этом распаде человеческих связей люди отошли вообще от всех норм: и правовых, и нравственных. Они знают, что это плохо, а так было бы хорошо, но они находятся в таком состоянии, что эти нормы легко не выполняют, вплоть до того, что некоторые легко с собой кончают, некоторые легко выбирают других. Это потому, что все данные культуры, памятью, совестью ограничения к действию – они резко ослабли. Это известная социальная болезнь очень тяжелая, бывает только что проходят такие. И ее надо лечить заботливо, не думая, что это какое-то исчадье ада, но такого лечения пока нет. И третье, что в ходе этого процесса люди отошли или как будто утратили навыки разумного цепкого мышления. Они как будто потеряли дар памяти и дар предвидения будущего. Они не видят угроз, они выпадают , они гибнут, они не могут в этом пространстве, в этом странном хаосе, который вокруг нас, твердо стоять на ногах. Они не могут рассчитать даже на свой собственный шкурный интерес. То есть, в современном обществе с таким поражением разума или рационального сознания, которому надо учиться, которому обучают, которому надо тренироваться. Мы откатились назад от этого и никто от этого не ускользнул: не правые, не левые, не на верху, не в низу, и власть в таком состоянии, и население. И тыкать, что мы вроде уцелели и мы на коне, а те, так сказать, ползают по земле – это не правильно. Все мы сейчас в таком положении и нам выйти из него возможно только помогая друг другу.

Что вы считаете главным достижением вашей общественной деятельности?

–Мое главное достижение, как я считаю, хотя для других это может и ни что, что я за последние 20 лет постепенно как-то сбрасывал такую кожуру самонадеянности. Когда мне казалось, что я вижу все, я понимаю, я что-то там почитал, это выучил, это могу объяснить. На самом деле наша реальность сейчас настолько необычна, то мы из истории не можем аналогию взять, ни с Запада, ни с советского строя. Мы должны осознавать то, что сейчас происходит. А для этого нужно все время учиться, и все время себя немножечко поправлять. То есть, каждый год, каждый шаг дает новое знание и уже то, что ты говорил и думал года назад, надо немножечко подправить. Это бывает болезненно для самого себя и для других. Тебя начинают клеймить. Но я в силу возраста уже как-то на всякое самолюбие крест поставил и сейчас стараюсь видеть реальность такой, какая она есть без всякого партийного интереса и преувеличения или ослабления главных черт этой реальности.

Идеальной образ России через 20 лет?

–Ну, я все-таки говорю об идеальном образе возможном, а не тот, который в поэтической форме так мой идеал выразил. Я считаю, что очень трудно, но теоретически возможно, шанс есть небольшой. То есть из того коридора, в который нас загнали во времена Горбачева и Ельцина, и по которым мы идем с небольшими, так сказать, зигзагами. Вот из этого коридора перескочив в другой коридор, ведущий нас к постепенно все более-более солидарному обществу, то есть в другом направлении, чем сейчас. Но перескочить в этот коридор не путем взрыва научного коридора, а прорыв подземный ход в этот другой коридор. Вот это было бы класс, это и народ наш и весь мир долго бы вспоминал, как высокое достижение. Почему? Потому что, может быть, хотелось сразу оказаться в обществе солидарном – люди братья, но люди, которые сейчас есть, они не могут этого перескока сделать. Это противоестественно, это такая травма преображения, от которой не все бы вышли живыми. Это надо в себе преодолевать и друг в друге постепенно. Вот до 20-го года это можно было бы сделать. Ну, это будет много взято из опыта советского строя, в частности, гарантия минимума жизненных благ всем, даже не хорошим, как говорится, даже эгоистам. Даже дети росли и в их семьях добрыми. И в то же время, то есть это потребует, конечно, большого уравнительства, перераспределения всех благ, то есть какого-то государственного или общественного вмешательства в хозяйство и потребление и в жизнь вообще людей. И в то же время был бы оставлен диапазон достаточно большой для инициативы людей, которые не хотят жить в этом огосударствленном и регулируемом обществе. Такие люди были и в советское время и надо сказать, что они страдали. И это во многом повлияло на нашу судьбу. Они при этом, если при помощи культуры и закона можно они превращались в волков. Почему боялись склонить? Начнут понимать людей таких благодушных в этом уравнительном или в патерналистском государстве, начнут их резать или стричь, как говорят. Оно так и получилось, когда они вырвались на волю, то есть нельзя им давать вырываться на волю, но можно с ними договориться и дать им все-таки возможность хоть свою жгучую потребность в приключении или инициативе. Инициатива всегда приключение, это риск – вот такую возможность людям дать. Многие, я думаю, половина нуждалась в такой возможности, поэтому шла в теневики понимаете, в преступлении, в авантюристы. Не было для них такого светлого что ли способа действовать. Такой способ можно и нужно создать.

Обращение к зрителю

-Исходя из тех главных бед, о которых я говорил следует, что люди должны думать упорно. Не позволять мыслям просто бродить и вылетать из головы недодуманными, а работать. Думать, как работать, потому что без этого сейчас наша жизнь вообще в целом народная под угрозой.

И второе, это заставлять себя строго себя вести, говорить друг с другом: с друзьями, с недругами, со знакомыми везде. То есть, мы гибнем без диалога, люди перестали разговаривать. Они в себе все это варят очень не эффективно и друг другу начинают не доверять, потому что они перестали друг с другом откровенничать. Вот это, то есть интенсивная мысль и интенсивный диалог со своими соплеменниками, с согражданами – вот что требуется.