Чем город отличается от концлагеря?

I605_231213

Почему современные мегаполисы ведут к ухудшению здоровья и ранней смерти своих жителей? За счёт чего живёт город? Почему горожане с пренебрежением относятся к сельскому населению? Всегда ли было так? Когда появилась идеология превосходства города над деревней? Что будет с городом, если исчезнут деньги? Знаменитый российский писатель-историк и антрополог Георгий Сидоров размышляет об издержках урбанизации в современном мире.

Города на Земле вовсе не являются следствием процесса урбанизации. Урбанизация – не причина, а ширма, за которой спрятана суть происходящего. Ошибочно полагать, что города – естественное явление, и цивилизации не выжить без их существования. Можно, конечно, поспорить и заявить, что здесь средоточие и культуры, и науки, и промышленности. Бесспорно да, но какой культуры? Культуры, созданной искусственно, оторванной от реальности, массовой, извращённой и, по сути своей, рабской. То же можно сказать и о науке. Город только мешает накапливанию знаний об окружающем мире – слишком много помех: нет ни чистой воды, ни воздуха, ни пространства. Нервная система человека работает во враждебных условиях: теряется память, ощущается постоянный недостаток энергии. О каких открытиях можно говорить в такой ситуации? Все серьёзные открытия, как правило, делаются в загородных лабораториях, на природе. Промышленные же предприятия – место, где современные рабы, отупевшие от суеты различных житейских проблем, пагубного влияния электромагнитного излучения, находясь в постоянном стрессе, продают за деньги своё время и силы. «Рабы» здесь, скорее не гипербола, а печальный факт. Современные города были созданы, прежде всего, как вместилища человекоподобных двуногих созданий.

Ещё на заре времен было ясно, что людьми независимыми, живущими на земле своим трудом, управлять почти невозможно. Они самодостаточны: живут в согласии с природой, сами себя обеспечивают. И тут те, кто жаждал управлять социумом, подсунул людям идеологию превосходства города.

Если возвращаться к истокам и рассматривать былинных персонажей, то при первой встрече Ильи Муромца и Добрыни Никитича, последний назвал своего собеседника «деревенщиной», причем с оттенком пренебрежения и даже оскорбления. Ценности на Руси, да и в Византии, и в Европе были коренным образом изменены. Город, зависимый от деревни, получил более высокий статус, чем источник своего существования – село.

Таким образом, города – паразитическая система, питающаяся от живого организма деревни.

Начало этому положила эпоха Средневековья. Средневековые города – место товарообмена сельских жителей. Конечно, в городах жили и ремесленники, но редко они жили только своим делом. Обычно за пределами городских стен они возделывали землю, держали скот. В развитии города было заинтересовано, в первую очередь купечество – чем больше городское население, тем шире круг потребителей. Именно купцы поставили простой товарообмен на денежные рельсы. Когда прекратился бартерный товарообмен, начались проблемы. Сначала, когда в ходу находились драгоценные металлы, на ней внимание никто не акцентировал, но когда появились первые деньги, соответственно, появились и их хозяева. Зародилось ростовщичество, кто им занимался, понятно без особых разъяснений из литературы и истории.

Русь ещё в VII веке называли Гардарикой – страной городов. Городов на Руси было действительно много, но – интересный факт – сотни лет городское население не превышало отметку семи-восьми тысяч человек.

Во всём мире города разрастались, на Руси – нет.

Историки долго гадали в чем причина и пришли к выводу, что жители русских городов, кем бы они не были: кузнецами, гончарами, сапожниками, никогда не теряли связи с с землёй. На Руси работа в поле считалась священной и самой престижной, бытовала поговорка: «Вторая мать – земля наша…». Самым знаменитым русским богатырём был Микула Селянинович, труженик-пахарь, в его суме лежала тяга земная.

В эпоху принятия Христианства возникла та самая идеология презрения ко всему деревенскому, которую мы наблюдаем в современном мире.

В христианизированных городах оратаев с X века стали называть смердами. Значит, смердящими – грязными.

Это стало фоном разворачивания настоящей трагедии. Механизмом роста городов на Западе являлась схема, согласно которой каждый крепостной, проживший в городе год, назывался свободным. Так, город незаметно превратился для крестьян в ловушку – крестьянин жил в городе без всякой собственности, как наёмный рабочий, а, по сути, самый настоящий раб.

Вместо надсмотрщика и кнута стала выступать зависимость от денег.

Деньги возникли благодаря создателям Торы или Библии. Сначала это было золото, серебро, драгоценные камни. Власть сконцентрировалась, таким образом, у тех, у кого всего этого было достаточно. В одном лице купцы-ростовщики за семь столетий, торгуя рабами, мехами, китайским шёлком и прочим, распределили между собой всю основную массу металлических денег. И не только на западе, но и на востоке: в Индии, Бирме, Таиланде, Китае, Корее и Японии. Потом начался переход к бумажному эквиваленту, созданному банкирами. Бумажные деньги изначально – векселя, выдаваемые взамен за ценности, вложенные в банк. Банкиры, понимая, что всё золото вкладов одновременно у них никто не заберет и, при этом имея свой запас золота, стали выписывать такое количество векселей, которое во много раз превышало объем ценностей, хранящихся у них — фальшивки, не имеющие обеспечения. Эти фальшивки выдавались нуждающимся под процент, и банкиры получали уже реальный возврат – меняли воздух на золото и драгоценности. Сегодня действует аналогичная система, только на время роль частных банков взяли на себя государственные: некоторое время чеканка золотых денег и выпуск бумажных был возможен только там. Но после 1913 года выпуск мировой валюты – доллара – вновь перешел в руки частников, федерального резервного фонда.

Фальшивки напрямую связаны с количеством городского населения. Объяснение этой связи очень простое. Ограниченное количество золотых и серебряных денег остановило в какой-то момент приток сельского населения в город. Без денег в городе не прожить, сколько его не рекламируй. Большая часть городской бедноты стала возвращаться в деревню, другая часть осталась в городе и взялась с привлечением местной буржуазии и банкиров за уничтожение феодальных порядков. Безденежье поднимало массы на буржуазные революции.

В России же и на Востоке всё складывалось иначе. Российские крестьяне, даже крепостные, не очень стремились в город, который, в отличие от западной практики, вовсе не давал ему «блага» свободы.

Вместо этого крестьяне стремились в Сибирь, подальше от власти и помещиков.

Поэтому Россия вплоть до первой половины XX столетия, несмотря на пропаганду против деревни, оставалась страной аграрной. Она превратилась в государство мегаполисов только после проведённой Сталиным индустриализации.

Горожанин — человек, не способный прокормить себя самостоятельно, поставщик продовольствия для него – супермаркет, где благодаря универсальным документам разрешительного характера приобретаются материальные блага. Что будет с жителями городов, если завтра у них отберут магазины, электричество, отопление зимой, горячую воду?

Огромная толпа превратится в озверевших мародёров, где брат брата будет убивать за кусок хлеба и тёплое одеяло.

Никому и в голову не придёт возвратиться к земле, заняться рыбалкой, сбором дикоросов, разведением скота и, наконец, земледелием. Им будет проще душить подобных себе, чем взять лопату и накопать съедобных кореньев или сделать фитиль для ловли рыбы. Это произойдёт и потому что горожане ничего этого не умеют, но, в первую очередь потому, что не хотят. Они давно отучены трудиться по-настоящему. Узкоспециализированная психика, сформированная городским образом жизни, ему этого не позволит. Горожанину проще заняться грабежом, чем попытаться спасти себя трудом.

Бумажные деньги стали Богом, единственной реальной ценностью, позволяющей получать удовольствие.