"Большая двадцатка" против "БРИКС"

Говорит Валентин Катасонов

Надо сказать, что повестка мало отличается, только меняются, будем так говорить, формулировки, очередность обсуждения вопросов, но примерно одна и та же колода вопросов. Потому что вопросы не решаются, и я бы уже с самого начала определил свое отношение к G 20 – это по Крылову «Лебедь, рак и щука». Петербургский саммит в этом смысле не исключение, наоборот, может быть, даже исключение в том смысле, что здесь эти вопросы не связаны с основной поездкой дня — они оказались во главе всего. Но я, прежде всего, имею в виду вопросы, связанные с возможной агрессией Соединенных Штатов против Сирии. Уже до начала официальных заседаний 20-ки велись некие встречи, переговоры и, судя по, так скажем, некоторым неформальным источникам, там обсуждался вопрос Сирии.

Расклад сил на мировой политической арене: сможет ли в будущем проект «БРИКС» стать альтернативой «Большой Семерки», «Большой Восьмерки» и «Большой двадцатки»?

С моей точки зрения, серьезные вопросы не решаются в формате 20-ки, серьезные вопросы решаются в формате 7-ки. И Россию на обсуждение и принятия решений не пускают. Специально для России организовали такой спектакль, под названием 8-ка. Но на 8-ке, как правило, никаких серьезных решений не принимается. Уже как-то стихийно складывается еще один саммит, еще один проект, который можно назвать 5-ой, это страны БРИКС.

И, по сути дела, многие обозреватели не заметили того обстоятельства, что в Петербурге проходила не только 20-ка, но и 5-ка. Потому что представители стран, входящих в БРИКС, они накануне встретились и приняли некоторые достаточные серьезные решения по некоторым вопросам. Была достаточно короткая по времени встречи накануне официальных заседаний в Константиновском дворце. И там я, может быть, не знаю все вопросы, которые обсуждались, но там было принято два важных решения. Первое – решение о создании банка развития стран БРИКС и второе – о создании валютного фонда стран БРИКС. Почему такое решение было принято, отчасти это связано с тем, что на протяжении 5 саммитов 20-ки обсуждался такой вопрос, как реформирование Международного валютного фонда. И с моей точки зрения эти разговоры и переговоры зашли в тупик. Прежде всего, поднимался вопрос о пересмотре квот стран-участниц МВФ. До сих пор действует формула, определяющая долю страны в капитале, соответственно, долю страны в числе голосов при принятии серьезных решений, исходя из некоторых показателей.

Показатель доли страны в валовом внутреннем продукте – это только один из показателей. Там есть еще другие показатели, типа, транспорентность или прозрачность экономики. Вы сами понимаете, что тут можно рейтинговать страны как угодно и благодаря дополнительным показателям, европейские страны имели неадекватно большие доли. Соответственно, золотому миллиарду было проще проталкивать выгодные ему решения.

Принципиальные решения в фонде принимают большинством голосов, 85% голосов. У Соединенных Штатов до 2010 года и до сегодняшнего дня доля составляет 17% с лишним. То есть, вроде бы достаточно, чтобы блокировать любое неугодное Соединенным Штатам решение, но уж если сблокироваться со странами Европы, с другими странами золотого миллиарда, то можно и пропихнуть золотому миллиарду решение. В результате пересмотра понижается доля Соединенных Штатов и они, конечно, начинают нервничать. Процедуры предусматривают ратификацию решений Совета Международного валютного фонда. Конгресс Соединенных Штатов до сих пор не ратифицировать это решение. Стало быть переговоры зашли в тупик, а на повестке дня Питерского саммита уже вынесен вопрос о пересмотре формулы. То есть, телега оказалась впереди лошади. Еще не выполнены решения по корректировке квот в соответствии со старой формулой, а уже выносится на повестку дня новая формула. Кстати, совершенно правильная формула предельно простая – доля страны в квотах определяются на основе ее доле в мировом ВВП. Все, никакого лукавства, но это не устраивает золотой миллиард. 

Мы видим кризис Международного валютного фонда и видим попытки, конечно, пока еще слабые заявить о себе со стороны стран БРИКС.

Предпологается ли выпуск новой валюты странами «БРИКС» и сможет ли она подорвать позиции американского доллара?

Вы знаете, есть такие намеки, такие инсинуации, что может быть, этот новый валютный фонд будет эмитентом какой-то денежной единицы, скажем, Special Drawing Rights специальные права заимствования Международного валютного фонда. Но, по крайней мере, официальные лица, скажем, министр финансов Силуанов об этом не говорил. То есть, это просто помощь странам, входящих в 5-ку для того, чтобы они могли как-то стабилизировать валютные курсы своих национальных денежных единиц.

Вы знаете, еще раз повторяю, что о какой-то там национальной валюте в рамках БРИКС говорить крайне рано. А то, что, безусловно, это инициатива по созданию фонда и банка подрывает позиции американского доллара – это очевидно. Потому что многие вопросы продавливались через Международный валютный фонд. Те вопросы, которые в частности и работали на поддержку американского доллара. Я хочу сказать, что на сегодняшний день, по крайней мере, страны БРИКС могут консолидироваться и блокировать любое неугодное им решение. Я думаю, что это некий звоночек, некий сигнал западу. Если не хотите нормально к взаимному удовольствию, к взаимной выгоде решать вопросы в рамках Международного валютного фонда, мы тогда переходим на другую площадку, но там мы будем проявлять жесткость. Вы не пошли к вам на встречу, мы вам тоже не пойдем. Так что косвенно, конечно, это подрывает позиции американского доллара.

Концептуал ТВ