За что критикуют проект Шаймуратово?

Почему в России почти любое благое начинание встречает множество административных преград? Глава проекта «Шаймуратово», Рустам Давлетбаев, рассуждает о том, какие общественные трансформации нас ожидают.

Говорит Рустам Давлетбаев, экономист, руководитель проекта «Шаймуратово»

— Я бы основные претензии объединил все-таки в одну большую. Ребята провели эксперимент, находясь в капиталистической форме. Это понятно, почему так, отсюда как раз увеличение, усиление. Я всю эту ситуацию вижу совершенно с другой стороны, поскольку я сам непосредственно смотрел на Нургалиева Артура, который назвал вначале ООО «Шаймуратово», а позже при появлении системы Водянова появилось такое название, как колхоз здравого смысла «Шаймуратово», я увидел, что происходит реальная трансформация самого собственника.

Когда в прошлом году возникла идея, сейчас мы уже думаем о реальных механизмах, о том, как все-таки вовлекать людей не только в работу, но еще и в управление путем передачи им долей предприятия, то произошел существенный сдвиг или существенная трансформация в мышлении самого руководителя, собственника. Может ли это иметь какую-то пользу для будущего?

Мне кажется — да, потому что у нас наиболее популярная сегодня организационно-правовая форма – это общество с ограниченной ответственностью. Понятно, что те, кто управляют или собственниками являются не только плохие или нехорошие люди, среди них очень много пассионарных людей, которые вполне способны организовывать большие процессы и очень полезные для страны. Так сложилось, что в период капитализма была предоставлена такая форма, как общество с ограниченной ответственностью. Мы должны понимать, что должна быть очень мягкая технология трансформации таких форм, мы должны понимать, что может при этом меняться мышление самого собственника, становиться коллективистским, потому что люди все равно берут ответственность за коллективы, что бы мы ни говорили по этому поводу.

Поэтому именно при таком подходе можно давать оценку. А то, что люди стали интенсивнее работать – они стали лучше жить. Можно же этого не делать, как говорится, у нас вопросы все добровольные, можно не приходить на работу.

Нам охота завтра очутиться в другой стране. Честное слово, если бы это было возможно, мы бы, наверное, так и сделали – закрыли бы глаза, открыли бы глаза и жили бы уже в другой стране. Мы понимаем, что очень много интересов, все сложно переплетено и, более того, у России есть громадный кровавый опыт, не надо этого забывать, где убивали друг друга, меняя этот общественный договор. Нам критически важно не скатиться именно в эту область, не начать выяснять отношения путем силы. Повторяю, чтобы мы, наконец, сказали, что мы научились жить и решать вопросы дружно.

Я и ранее это озвучивал и никогда не скрывал, что мы со всеми сотрудничаем, мы ни с кем не боремся. С кем-то у нас больше взаимодействий, с кем-то меньше, но это все в динамическом процессе. Действительно, мы с Михаилом Леонидовичем сотрудничаем, сотрудничаем как в теоритической плане, так и практическом. Когда он переезжал к нам в Шаймуратово, мы просто показали результаты, от которых он был в хорошем удивлении и, если вспомнить этот период, как раз страна переживала кризис, падение экономики Российской Федерации было более 20 %. Что нам позволили сделать товарные талоны? Мы проанализировали, что они помогли нам нивелировать или обнулить это падение примерно тоже на 20 %.

Система, которая делает кризис незаметным для работников предприятия, мне кажется, она достойна внимания. Чтобы правильно понять все эти работающие механизмы, для этого необходима теория кризиса, а такой теорией стала теория кризиса Михаила Хазина, Олега Григорьева и Кобякова. Как раз механизм их кризиса объясняется, основной механизм современного экономического кризиса – это падение совокупного спроса. Именно в этом порядке рассмотрения мы можем опереться на это понятие и предоставить компенсацию этого выпадающего спроса или его поддержать. Мы знаем, как работают товарные талоны, на гезелевском принципе с демереджем они как раз поддерживают выпадающий спрос.

Концептуал ТВ