В какие игры опасно играть с языком

Что общего между куском и искусством? Как они вредят языку? Что мы должны научиться видеть в словах своего языка? Что такое «Чаромутие» по Платону Лукашевичу? Независимый исследователь вопросов языка и философии науки Андрей Шевченко открывает нам новые области реальности.

Говорит Андрей Шевченко, директор АНО «Инициатива социального творчества»

-На уроке русcкого языка, если ученик будет выделять корень в слове вкус, какой он там корень выделит? Он выделит корень вкус, потому что учитель ему скажет: приводи однокорневые слова, смотри что меняется: вкус-вкусный – вкуснотища. Есть слово искусство, имеет ли оно, что-либо общее со вкусом? Но опять же, любитель, пользуясь методом языковых игр, найдет тут какое-то родство. Но тут родство гораздо более четкое, жесткое и формальное, есть и так, есть общий корень кус и кус, тот же самый, что в слове кусок, почему? 

Потому что кусать что-то – означает пробовать что-то, в низком значении это кусок. Но когда человек производил смысл, вот откуда он бы взял смысл новый? Он их может производить от старых. Понимаете в чем проблема? И вот он берет от слова кусать, банально кусок, кусок отламывать, есть, не есть, там, кусок отламывать, он берет и производит значение пробовать что-то, испытывать. Заметьте в слове испытывать какой корень? Пыт, тот же самый, что в слове пытка, испытание, опыт. Корень кус в искусстве, что означает корень кус?

Он из опыта, из пробы, от укуса, то есть, я беру и что-то рисую, я что знаю, что получится? Я создаю что-то, так сказать, на ходу, на лету, это и есть творчество. Во мне что-то рождается, я это излагаю. Вот то, что во мне рождается, это и есть проба, пока я не начну рисовать, у меня ничего не получится. Правда, ведь? Я могу представлять себе картины сколько угодно, но никто не называет это искусством – умозрительное представление картин. То есть, полезно в этом смысле, конечно, знать смысловые переходы и научится видеть в словах хотя бы своего родного языка общие корни и связать языки формально: например, тут кус, тут кус, или, все-таки, задуматься, как вкус связан с искусством?

А вот так, что человек должен пробовать, испытывать, и в этом есть та самая философия, которую ищут любители. Вот неплохо бы этим заняться вместо игр, в чистом виде языковых. Любители относятся к языку как к инструменту, он им нужен для познания мира, вернее как, для активного познания, для исследовательского такого познания.

То есть, это не установление того, что есть истины, это попытка открыть что-то новое, но здесь они попадают в ту же самую ловушку фетиша слов. То есть, любители в итоге ровно точно также фетишизируют язык, идеализируют его, делают идолом и не оживляют его. Вот Платон Лукашевич – это как раз таки называл чаромутием, то есть, омертвением языка, и получается ровно наоборот: любитель, он вроде как хочет оживить его, но иногда в каких-то своих действиях производит ровно обратный эффект.

Концептуал ТВ