Вперёд, в светлое царство феодализма!

I605_ege

27мая в российских школах начался Единыйгосударственный экзамен, на которыйотчаянно молятся либеральные «реформаторы»от образования. ЕГЭ, как и предсказывалискептики, начался с грандиозных скандалов— в Белгороде поймали школьников засписыванием билетов из интернета. Делов том, что накануне все комплектыответов ЕГЭ по математике и русскомуязыку «утекли» в сеть. А чему удивляться?Если в ВУЗы теперь принимают не людей,а их документы, в которые заносят нерезультаты проверки знания, а результатыугадывания ответов, то эти ответы конечнокто-то должен похищать.

Изначальнобыло ясно, что ЕГЭ не ликвидирует мнимуюили действительную коррупцию, а переноситее на менее высокий, то есть – болеедоступный для участников отношенийуровень.

Врезультате, ЕГЭ емкость коррупции несократил, а расширил.

Нанедавнем совещании, почти все ректорыкрупных ВУЗов заявляли, что ЕГЭ снижаетуровень мотивации к учебе, и приводитк снижению общего уровня знанийвыпускников. Правда, утверждали, чтотеперь в ВУЗы стали больше поступатьабитуриенты из провинции.

Насегодня – это осталось последним доводомсторонников навязанного стране,отторгаемого ею и явно провалившегосяэксперимента.

Впрочем,и тема преимуществ «для провинции» -тоже выглядит спорно и неубедительно.

Говорятоб обеспечении некоторого региональногоравноправия – дескать, абитуриенты издальних регионов получают одинаковыевозможности для поступления с жителямимегаполисов. Можно даже усилить этотдовод: представители регионов получаютдаже большие возможности для поступленияпо сравнению с последними. Только невсех – а тех, где сильна подконтрольностьвсех сфер жизни региональной администрации.

ВУЗы,очевидно, наконец-то избавятся от засильянаглых детей столичной элиты – в нихтеперь будут доминировать исключительноблаговоспитанные выходцы из «простонародныхсемей» Чечни, Ингушетии и Калмыкии(далее – по списку).

Демонополизацияточки принятия решения на деле означает,что то или иное решение принимается нев одном месте – а во множестве. Этопримерно тоже самое, как если бы курсдоллара и евро устанавливался бы неЦентробанком, а губернаторами каждогоиз российских регионов.

Регионынеизбежно начали бы соревноваться вустановлении таких курсов, которыепривлекали бы валюту именно к ним.Формально – в стране продолжала бынекоторое время существовать единаянациональная валюта. Но, по-разномуоцениваемая в каждом субъекте федерации.

Припрежней системе, которая имела своиминусы, оценка за школьный курс знанийвыставлялась в одном месте, оценка завступительные экзамены в другом – всвое время для их увязывания существовалеще учет среднего балла аттестата.

 Ноитоговая оценка за школьный курс – неявлялась определяющим фактором длязачисления в вуз – а потому лишь частичноподвергалась фальсификации. Конечно,в выставлении ее региональные школы и регионыборолись за лучший показатель – но этотпоказатель был в известной степени нематериален, лишь отчасти значим. Поэтому,как минимум, на вопросе о приеме в ВУЗне сказывалась ни межрегиональнаяборьба за лучшие показатели, ни спецификаадминистративно-политической системырегиона.

Переноспроставления необходимого для поступленияв ВУЗ показателя в регионы означал, чтона первый план входили специфическиеособенности местного политическогорежима. Причем показатель оказывалсяболее проходным там, где административнаясистема носила более управляемый, тоесть – более средневековый характер.Тоесть, там, где результаты ЕГЭ были поопределению менее связаны со знаниямивыпускников.

Еслив чистом виде ЕГЭ, не являясь показателемзнаний, с одной стороны, являетсяпродуктом простого везения, а с другой– некоторым показателем натаскиваемостивыпускника школы, его подверженностине обучению и проникновению в сутьвопроса, но дрессировке и механическомузаучиванию, — то в своем административномвоплощении он утрачивает и этупоказательность.

 Теперьон оказывается интегративным показателемдругих факторов: бюрократизации иуправляемости в регионе, степениклановости, место семьи ученика в системеадминистративный отношений региона,лояльности местной администрации иотчасти – материальных возможностей– что в таких регионах даже не самоеглавное.

Вэтом отношении регионы не простозаинтересованы в более высоких показателяхЕГЭ – они не заинтересованы в егообъективной оценке.

Еслидаже верить всему тому, что критикистарой системы писали о ее коррумпированности,то это была своего рода «рыночнаякоррумпированность» — коррумпированностькапитализма. Система, которую мы получаем– если и использовать здесь термин«коррумпированность» — то этокоррумпированность совсем«докапиталистическая», трайболистская– феодальная и племенная.

Приэтом, безусловно, нельзя отрицать, чтоте или иные выпускники северокавказскихшкол, при неоспоримой усидчивости,трудолюбии и дисциплинированности этихнародов – действительно могут знатьте или иные предметы – в том числе ивладеть русским языком лучше, чемразболтанные, обленившиеся и вырождающиесявыходцы из «элитных» семей Москвы.Однако, массовый наплыв 100-бальныхрезультатов по русскому языку именноиз этих регионов выходит за рамки правдоподобной картины.

Встаетвопрос конкуренции регионов – по вопросуо том, в каком результаты ЕГЭ будут менеесвязаны с уровнем знания экзаменуемых.

Причем,если исходить из того, что в каких-то изних ранее ЕГЭ принимались относительночестно (если вообще данный терминприменим к данной форме испытания) –то практика лет, когда лучшие показателипо русскому языку продемонстрировали«носители ЕГЭ» из специфическихнациональных республик – напрочьотбивает всякую мотивацию к такойчестности.

Ибудущие требования местной власти кпедагогам обеспечить наивысшие показателипо ЕГЭ теперь выглядит уже не кактребования пойти против совести ипрофессиональной этики, а как требованиякак раз поступить по совести, а неформально.

Да,скажет, администрация школы (района,региона) преподавателям, — да, мы тожехотели бы, чтобы ЕГЭ принимали честно.«Но вы видели к чему это приводит? Ведьпод удар попадают наши дети. Да, выпримете у них всё по совести. Но врезультате никто из них не попадет вхороший ВУЗ. Потому что там теперь будуттолько абитуриенты с Северного Кавказаи других национальных республик. Сегодняпоступить по совести – это не поставитьобъективную оценку. Сегодня поступитьпо совести – это защитить наших детейот тех, кто ставит оценки не по совестив национальных республиках».

Конечно,и в республиках сделают выводы: и небудут нарываться на публичные скандалысо слишком неправдоподобными 100-бальнымиЕГЭ – оценки станут более правдоподобными– но не станут более объективными.

Напряженностьже в межнациональных отношениях,ксенофобия и антикавказские настроения– получат дополнительный импульс.

Можносказать только то, что уже говорилосьнеоднократно: сначала обезумевшиеэнтузиасты убеждают власть принять вкачестве оптимальной формы колеса –квадрат. А потом все те, кому очевидно,что эта форма не годится, должны изобретатьспособы ездить на квадратных колесах.

Сергей Черняховский, доктор политических наук