Воскрешение российского военно-морского флота

I605_5334

ВМФ РФ – который в течение первого десятилетия XXI века отпал своего повышенного статуса почти равного американскому времён холодной войны до положения устаревшей небоевой силы – некоторое время было предметом насмешек военно-морских аналитиков. Деградация, которую вряд ли можно назвать постепенной, была успешно прекращена благодаря недавно оживлённому судостроительному бюджету, вступлению в строй ряда боевых кораблей и, что самое важное, повторному развёртыванию этого некогда гордого флота в Мировом океане.

Призыв Владимира Путина к модернизации всех вооружённых сил России нашёл особый отклик в Главном штабе ВМФ РФ. Несмотря на то, что российская кораблестроительная инфраструктура продолжает страдать изъянами и пороками (рассматривается ниже), имеется масса доказательств того, что Россия в очередной раз запускает агрессивную программу военно-морского судостроения. Хотя сообщение «РИА Новости» о том, что в 2013 году ВМФ РФ получит 36 военный корабль, является преувеличением, так как эта цифра включает многочисленные малые суда, все стрелки устремляются вверх, когда речь заходит о военно-морской модернизации России. Объявленная правительством сумма в размере 4 триллионов рублей ($132 млрд), выделяемых с настоящего времени и до 2020 года на новые боевые корабли и подлодки, образует примерно четверть российских закупок вооружений. Для общей картины, это в несколько раз больше, чем прежние судостроительные бюджеты и приблизительно половина аналогичного бюджета ВМС США. На протяжении последних двух десятилетий для российской децентрализованной системы устаревших верфей не было редкостью строить корабли и субмарины главным образом на экспорт. До своего ввода в строй одинокий российский «хранитель» мог находиться на стадии строительства в течение промежутка времени, намного превышающего десять лет. Сегодня Россия позакрывала многие менее крупные судостроительные заводы и объединила оставшиеся под централизованным контролем.

Те, в свою очередь, приступили к энергичным строительным программам. В стадии строительства находятся 5 фрегатов проекта 22350 (класса «Адмирал Горшков»), а ещё три планируются к постройке до 2018 года. Аналогично, по крайней мере, один корабль в год вплоть до 2016 года будет выпускаться в рамках реализуемого в Калининграде проекта 11356 (класс «Адмирал Григорович»). В строй вступило несколько разрекламированных за свои характеристики малозаметности корветов проекта 20380 (класс «Стерегущий»), а три других находятся на стадии строительства на двух разных верфях. Общее число представителей класса планируется довести до 18. Также близится к завершению большое количество корветов поменьше и ракетных сторожевых кораблей, предназначенных главным образом для Каспийской флотилии.

Подводные лодки, которые всегда были сильной стороной советского кораблестроения, продолжают занимать заметное место в нынешних планах России. ВМФ РФ эксплуатирует не только головного «Юрия Долгорукого», ходовые испытания на море проходят второй и третий представители нового проекта стратегических ракетоносцев 955 «Борей» – «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Ударная АПЛ «Северодвинск» проекта 885 (класс «Ясень») проходит мореходные испытания, причём до 2020 года планируется построить 8 аналогичных субмарин. Несмотря на то, что проблемный проект дизельной подлодки 677 (класс «Лада») будет ограничен тремя единицами, Россия продолжает производить улучшенные ДПЛА проекта 636 (класс «Кило») для внутреннего потребления и на экспорт, вероятнее всего в Индию, Вьетнам и Алжир.

С покупкой Москвой у Франции двух многоцелевых 26000-тонных десантных кораблей класса «Мистраль» впервые в истории России модернизация российского военно-морского флота происходит с помощью партнёра НАТО.

В дополнение к такому режиму производства российские конструкторские бюро и военно-морские стратеги регулярно выступают с планами и идеями по качественному улучшению военно-морской доктрины России путём разработки футуристических классов эсминцев, малозаметных подлодок, военных ледоколов и авианосных флотов.

Не менее важно и то, что российский военно-морской флот снова виден в Мировом океане. Распад Советского Союза характеризовался практически мгновенным исчезновением российских военных кораблей. В последние 20 лет случаи развёртывания ВМФ РФ за пределами родных вод из-за их редкости считались событиями неординарными. Это уже в прошлом. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков теперь периодически даёт интервью, посвящённые «расширенному океанскому присутствию» российских военных кораблей. В течение октября 2013 года ВМФ РФ совершил 96 заходов в порты, что представляет собой 35-процентное увеличение по сравнению с предыдущим годом. За 2012 год время, проведённое в пути, – возможно, лучший показатель готовности флота – возросло на 15 процентов. Российский флот проводит учения с многочисленными странами во всех океанах мира, оттачивая при этом навыки ведения боевых действий и выставляя напоказ корабли для потенциальных импортёров. Наиболее заметна его экспансия в Средиземном море и Северном Ледовитом океане.

Во времена холодной войны рутинную вахту в Средиземном море у Советов ежедневно несло по 30-50 кораблей. Однако в 1990-2011 гг., как правило, считалось самим собой разумеющимся, что какого-либо российского военно-морского присутствия там не будет. Ситуация резко изменилась после объявления, сделанного в декабре 2012 года министром обороны Шойгу, о том, что Россия создаст на Средиземном море постоянное оперативное соединение численностью до 10 кораблей, собрав ресурсы со всех её флотов. Время функционирования этой группы совпало с обострением международной обстановки вокруг Сирии, а недавно его состав увеличился с прибытием в прошлом месяце российского «убийцы авианосцев» «Варяг» и линейного крейсера «Пётр Великий». Адмирал Чирков подтвердил информацию о том, что в поддержку интересов России российский флот будет действовать «прежде всего вблизи побережья Сирии».

Глобальные климатические изменения наряду с новыми открытиями в Арктике нефти, газа и других полезных ископаемых, привлекли к региону внимание российского флота. Его символические фотографии установки российского флага на океанском дне Северного полюса были ясным сигналом миру о его намерениях. Теперь, когда в последние несколько лет Северный морской путь (прилегающий к российской территории проход через Северный Ледовитый океан) стал открыт для коммерческих перевозок, флагман российского Северного флота «Пётр Великий» возглавил военно-морскую флотилию, совершившую переход по всему его маршруту. Москва также решила заново открыть брошенную военно-морскую базу на Новосибирских островах, а также, принимая во внимание ожидающееся прохождение рейсовых судов по Севморпути, создать на арктическом побережье сеть из 10 поисково-спасательных станций. Не останется в стороне и ВМФ РФ в лице подразделений морской пехоты, сил специального назначения, авиации, армии и войск береговой обороны, в чём можно видеть лишь милитаризацию региона. Крупнейший в мире ледокольный флот пополняется тремя атомными ледоколами.

Было бы преуменьшением сказать, что указанное расширение сталкивается с детскими болезнями. Самый бросающийся в глаза недостаток – продолжающиеся проблемы с «Булавой», твердотопливной ракетой подводного запуска, которая должна стать оружием подводных лодок класса «Борей». Без неё эти подлодки не могут выполнять свою основную задачу стратегического ядерного сдерживания. Кроме этого, из-за неготовности артиллерийской установки A190 для корветов «Стерегущий» задерживается поставка кораблей этого класса. Обычным делом остаются срывы графиков сдачи некоторых кораблей и субмарин из-за инженерных ошибок, представляющие собой примеры низкого уровня культуры производства вообще. Как ни странно, отставные российские адмиралы считают проблему системной, критикуя централизованную организацию судостроения России под началом Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) и сравнивая её с «тачающим сапоги пирожником». Во многом проблема вызвана оттоком из отрасли квалифицированных рабочих. Коррупция, повсеместная в российской экономике, тоже, как сообщается, является частью ведения бизнеса верфями. Причину недавнего пожара, вспыхнувшего во время ремонтных работ на атомной подводной лодке, адмирал Чирков отнёс к «плачевному состоянию судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке». В целом, кораблестроительные заводы следует оценивать как уступающие своим западным двойникам.

Но даже при всех своих несовершенствах, российский флот представляет собой стремящуюся к господству силу, повышающую свою численность, подготовку и вездесущность. Он переживает понятные болезни роста, некоторые из которых можно считать зазорными из-за их масштабов. Принимая во внимание централизованный государственный контроль над её кораблестроительной промышленностью, маловероятно, что её производственный потенциал в этой области когда-нибудь будет отличаться гибкостью или креативностью. Тем не менее, флаг российского флота, Андреевский крест будет всё чаще появляться в гаванях и геостратегических точках мира, представляя собой зрелище, смутно напоминающее старые добрые дни холодной войны.