Андрей Шевченко: «Ученый всегда начинает с веры»

-Если любители и профессионалы не могут договориться по поводу языка, в общих понятиях, то, что уже говорить, значит, об ученых, разных отраслей. И вообще, это общий кризис всей науки и всего общества. То есть, это вообще кризис, который характерен для перехода в новую эпоху. Мы завершаем старую эпоху, в которой слова были фетишем.

Фетишизм слов мы преодолеваем. Что это означает? Это означает то, что в один момент ученые приняли то, что Томас Кун обозначил еще в начале 60-х годов. Вот тогда родилось такое слово – парадигма. Парадигма – означала то, что ученые в любой отрасли, во всей науке в целом, имеют некоторые безусловные суждения, безусловные утверждения вернее. В начале всех своих теорий, в начале, всего того, что потом появляется как корпус научных знаний.

То есть, они имеют где-то в подсознании некоторое утверждение, например то, что есть объективная реальность, субъект на нее никак не воздействует, а если воздействует, то только мешает эксперименту. Его надо убрать, чтобы получить нечто объективное, его надо убрать. Такова была парадигма. На основе этого строилась вся наука. Но, потом стало ясно, что субъекта под коврик не заметешь. И только сегодня, буквально, несколько лет, наверно, так можно условно сказать, наука стала или становится пост-неклассической, как говорят, сами ученые. А это означает только одно, что они впустили субъекта в науку. Они допустили его. Но, заметьте, сам момент, да, что парадигма изменилась. А ведь ее можно еще поменять, да? И, например, теорема Гёделя утверждает, что любая формальная теория – она либо не полна, либо противоречива. И она, те посылки, которые стоят в ее начале, своим собственным аппаратом, сама, ни опровергнуть, ни утвердить не может. А это значит, что ученый, всегда начинает с веры.

С веры начинает. Он приходит с какими-то убеждениями, и, положив их в начале, как базис, начинает на них строить фундамент теории. А это означает, что мы должны теперь научиться, понятно там, теорию строить, на каких-то основаниях, но видеть эти основания, которые мы кладем в начало, да? И на чем мы строим свою теорию, почему я сказал, что это связано с преодолением фетишизма языка. Потому что, теперь нужно осознавать чего ты говоришь. Теперь нужно осознавать, какую теорию ты строишь. Ты должен сначала вывести какое-то понятие, положить его и сказать, что: «А давайте, будем считать, что в мире субъект есть». Я не обязан это доказывать. Я это постулирую. Я это утверждаю.

Я это кладу в начале. А вот если у меня потом теория построена на этом будет, так сказать, не хороша, то тогда вы меня забьете камнями. Но если она будет хороша, ребят, извините, мне, все равно, что вы там думаете по поводу, есть субъект в мире или нет. А оказывается это очень конструктивная идея. Но главное, что парадигма может меняться.

Концептуал ТВ