Российская молодежь желает руководить

I605_komisia

Как объяснить аномально высокуюпопулярность экономическо-управленческих специальностей у российскихабитуриентов.

Менеджер — профессия хлебная. По крайнеймере, если судить по результатам приема абитуриентов в российские вузы в этомгоду. Несмотря на то что число бюджетных мест по экономике и управлению в 2013году сократилось почти на 20%, а по техническим и медицинским направлениям —выросло более чем на 5% (по образованию и педагогике — более чем на 6%),российский абитуриент определенно хочет чем-то или кем-то поуправлять. Или вкрайнем случае поторговать и посчитать деньги. Самый высокий конкурс — наспециальности «Экономическая безопасность», «Управление персоналом» и «Торговоедело» — 41, 37 и 31 заявление на место. Из крупных специальностей в лидерахтакже «Государственное и муниципальное управление» (2181 бюджетное место, 28заявлений на место), «Менеджмент» (7986 мест, 24 заявления), «Реклама и связи собщественностью» (1051 место, 23 заявления), ну и, конечно, «Экономика» (10 311мест, 21 заявление).

Единственная специальность в топ-10,резко выделяющаяся из этого ряда своей «негуманитарностью»,— «Медицинская биохимия». Но увы, на нее было отведено всего 280 бюджетныхмест. По сравнению с экономикой или менеджментом, сущая мелочь.   

«Ксожалению, инженерно-технологические специальности не попали в список первых 10приоритетов абитуриентов этого года», — сетовал заместитель министра образованияи науки Александр Климов.

Воле народа не прикажешь. Учитывая, чтоабитуриенты имели право подавать заявление не в один вуз (максимум пять) и нена одну специальность (максимум три), конкурс на бюджетные места можно считатьдемонстрацией желания абитуриентов, освобожденного от прагматическихсоображений вроде «конкурс высокий, непоступлю».

Ведь у большинства абитуриентов естьзапасные аэродромы в других вузах и на других специальностях, попроще.

Данные Минобразования — демонстрацияотношения российских студентов к высшему образованию. Но есть один любопытныйбенчмарк — предпочтения иностранцев, поступающих в российские вузы. В этомслучае необязательно считать конкурс на бюджетные места. За исключением гражданКазахстана, Белоруссии, Таджикистана и Киргизии, которые имеют те же права припоступлении, что и россияне, иностранцы платят за обучение. И, соответственно,выбирают только те специальности, которые дают реальные знания и гарантируютнормальный карьерный рост на родине или где-то еще. Даже иностранцы, которыемогут поступать на равных с россиянами, априори оценивают перспективыспециальности более тщательно — сложностей при учебе за рубежом на порядокбольше, чем дома.

К сожалению, в случае с иностранцамиприходится оперировать данными Министерства образования и науки РФ только по2010/2011 учебный год, более свежих данных нам отыскать не удалось.

Но дляпонимания трендов этого вполне достаточно: вряд ли за два года ситуацияизменилась радикально.

В 2010/2011 годах почти  из 119 000 иностранных студентов очной формыобучения больше всего, 19,7%, выбрали как раз инженерно-техническиенаправления. Второе и третье места делят «Медицина» и «Экономика и управление»— по 18%. Далее с приличным отрывом идут «Русский язык» (13,5%) и «гуманитарно-социальные» дисциплины(12%). Конечно, во времена позднего Советского Союза иностранцев, желающихстать инженерами, было гораздо больше — за 50%, но и сейчас доля достойная.

Забавно: заочная форма обучения вроссийских вузах, ставшая весьма популярной у иностранцев в последние годы (вначале 1990-х заочников-иностранцев в России практически не было, а в 2010 годуих уже стало почти 70 000), привлекает абитуриентов совсем другого профиля:почти половина (48%) выбрали экономическо-управленческие специальности. На второмместе (15%) — правовые, а инженерно-технические всего лишь на третьем (13,5%).Причину знает любой преподаватель: качество дистанционного обучения сейчасоткровенно невысоко, его выбирают в основном желающие получить «корочку» за небольшие деньги.

Длясправки: особенно популярна «заочка» у студентов из стран СНГ, а ребята издальнего зарубежья стараются поступить на дневное.

Справедливости ради: инженерные науки иэкономика/менеджмент популярны у иностранных студентов не только в России.Например, в Соединенных Штатах, крупнейшем в мире экспортере образовательныхуслуг, доля иностранных студентов, изучающих бизнес и менеджмент, составляла в2011/2012 годах около 22%. На втором месте, 18,5%, инженерные специальности.Дальше, с большим отрывом — «математика ивычислительная техника» и «социальныенауки».

В случае с иностранными студентами вРоссии роль, безусловно, играют и давние, еще советские, связи, и относительнаядешевизна образования, и до сих пор высокий статус российских дипломов вомногих странах. Естественно, среди иностранцев, даже обучающихся очно, естьмного желающих просто получить «корочку»,и преподавателям приходится закрывать глаза на их откровенно убогие знания. Нов целом логика железная: иностранцы, большинству из которых приходится жить насодержании семьи и выкладывать за обучение немалые деньги, стараются получитьот чужой системы высшего образования максимум.

И в России их выбор сильно отличается отпредпочтений местной молодежи.

Даже при всех скидках и допущениях нетак просто объяснить устойчивую популярность гуманитарных (в основном,экономическо-управленческих) специальностей у российских абитуриентов.Практически аномалия: бюджетных мест в вузах все меньше, власти настойчивопредлагают изучать что-то другое, ценность дипломов девальвируется, аработодатели все больше жалуются на высшую школу, которая уже много летпродуцирует тьмы ненужных экономике гуманитариев. Но ничего не меняется.

Возможно, лучшие российские абитуриентысчитают, что местное образование безнадежно убого и массово получают достойноеобразование на Западе, а остальным попросту все равно? Вряд ли. В тех жеСоединенных Штатах россиян среди всех иностранных студентов всего 0,6% — ихзначительно меньше чем, например, граждан Ирана, Таиланда, Непала и Вьетнама,не говоря уже о китайцах с индийцами.

Ответ отчасти можно найти на рынкетруда: в 2012 году количество безработных на 100 вакансий достигло минимальногоуровня с 1999 года — 84,2. В то же время рост зарплат уже много лет опережаетувеличение производительности труда даже с учетом инфляции. Студентов и,соответственно, выпускников в России очень много.

Значит, они живут в тех жеоткровенно тепличных условиях, когда спрос на труд сильно превышаетпредложение.

Рынок работника — отличный консервант.Зачем что-то менять, если все и так хорошо? А запись в дипломе — простоформальность: пока в стране столько работы, беспокоиться просто не о чем. Можноспокойно изучать менеджмент.