Почему российская Конституция безнравственна?

Как же используют граждане России вверенную им свободу?

Говорит Степан Сулакшин, Директор центра научной политической мысли и идеологии (центра Сулакшина), депутат государственной думы 1 и 2 созыва, Доктор физико-матетматических наук, Доктор политических наук

— Для юристов профессионалов вопрос традиционно звучит относительно правовых возможностей и регуляций с помощью конституции основного закона. Любой закон регулирует определенные отношения в обществе. И, прежде всего, читается, есть такой традиционный взгляд на вещи, что основной закон конституции регулирует специфический набор отношений, а именно – устройство властных институтов, устройство государства: административное и территориальное, и немножко правовые порядки и отношения. Я и мы в нашей междисциплинарной школе полагаем, что это так называемый узкий юридизированный подход. Его ограниченность заключается в том, что кроме государства, как института управления в сложной социальной системе, люди, территория управления то, что страну нам форматирует. 


Так вот в такой сложной системе есть еще предмет заботы народец, знаете ли, и территория, о которой тоже надо думать и задавать какие-то правила жизнеобустройства этих важных вещей. Юридизированная конституция этим не занимается. Она оставляет это в поле умолчания, в поле произвола и классические юристы-конституционщики говорят так, что конституция как доктрина. Она задает только основные принципы, в нашей конституции 1993 года написано так, глава 2.9 «Основы конституционного строя». А все остальное в пирамидах законодательства, деятельности исполнительной власти, каких-то реальных практиках, в рыночной демократичной свободной стране на основе инициативы индивидуума или групп. Все остальное самоотрегулируется, самоналадится. Вот такой подход, который мы не разделяем.

Больше того, если посмотреть на конституции всех стран всего мира, то меньшинство примеров такого юридизированного плана. Большинство ставит задачу описать не только принципы, но и некоторые детали, механизмы, порядки жизниобустройства всех сфер бытия, жизни или общества и государства. Если этого не делать, что происходит? На примере текущего состояния нашей России. Это умолчание – это произвол. Шапка тоже, казалось бы, благого правового обозначения, например, права и свобода человека в России являются высшей ценностью, государство обязано их защищать и т.д. Ну, хорошая, правда, норма. Все мы нуждаемся и в правах, и в свободах, и вступает в силу важнейший принцип, который я называю ценностных реверс. Благими намерениями дорога вымощена в ад.

Так вот, простая номинация – права и свободы человека приводят к тому, что это фактически объявлено право на право. А вот реализация этого права так же, как право на жилище, на то, чтобы избирать и быть избранным подпадает под реальные цензы. И если коротко сказать, их два – это старо, как мир и этого широко, как весь существующий мир. Это деньги, финансы, и административный ресурс. Пойдите и попробуйте баллотироваться в Президенты России. У вас есть право быть избранным или хотя бы в депутаты муниципального совета.

Вы увидите, что я прав. Но ситуация гораздо хуже потому что если оставлять это недоговоренное поле, поле умолчания, то начинают преобладать не праведные, высокие, категориальные или истинно человеческие ценности, мотивы, мысли мировоззренческого плана, намерения на действия и сами действия человека, а низменный выбор. Есть он, и есть анти он. Анти он каждый из нас всегда, нет исключений, искушает и соблазняет. Что лучше всего продается в свободной рыночной экономике, если нет должных регуляций. Например, у нас в конституции записано: «цензура запрещена». Значит, цензура нравственная, что именно издается, пишется, публикуется, распространяется – запрещена. И что у нас пишется, издается и распространяется? Если одним словом, на букву «П».

Продаются лучше всего на свободном рынке не опосредованным государственно-общественным нравственным регулированием самая безнравственная: порнография, наркотики, оружие, работорговля. И эта позиция умолчания с упованием на то, что либеральная доктрина, свобода человека, прежде всего, все остальное отрегулируется она ведет к этой инверсии ценностей, как у нас сегодняшняя Россия. И больше того, поразительно, как власть придержащая подчеркивает вот эту дефицитность и дефективность сегодняшней российской конституции, которой есть пример юридизированной конституции. Она не говорит ничего о нравственности, о родине, о ценностях нашего государства, об идентичности русско-российского государства, о русском народе ничего не говорит.

Зато Президент Медведев в 2010 году сказал, рядом с нормой и такой юридизированной конституцией. Напомню норму: «права и свобода человека – есть высшая ценность в России».

А рядом он сказал, цитирую: «бедный не может быть свободным». Задаю вопрос, а кто же тогда в России по этой конституции может быть свободным? Богатый, меньшинство с толстым кошельком и плюс меньшинство, которое сидит в кабинетах властных коридорах, обладает административным ресурсом и стрижет с этого дела ренту во всех смыслах этого слова. Поэтому конституция это не просто высшее законодательное вложение как организовать власть государственное и территориальное устройство и некоторые права и порядки.

Конституция это на самом деле, общественная договоренность выношенная веками, заквашенная на нашей идентичности цивилизационной, мотивационной, укладной, традиционной.

С тем, чтобы обустроить все сферы жизни территории, народа, государства, экономики, социалки, внешней, внутренней политики, регионалистики, гуманитарной сферы, образование, наука, культура, экология, здравоохранение и т.д. Если этого не делать, то срабатывает абсолютный принцип – выигрывает зло, выигрывает кошелек, корыстное, циничное меньшинство. Посмотрите в окошко на Россию и увидите, как эта формула претворяется в жизнь.

Концептуал ТВ