Около 40% представителей среднего класса в России уже не имеют сбереже

I605_5

Согласно последнему исследованию, россияне продолжают охотиться за низкими ценами: доля тех, кто стремится приобрести продукты в больших объемах и со скидкой, увеличилась с 50% во втором квартале 2015 года до 60% в первом квартале этого года. Доля «Ивановых», чувствительных к уровню цен, немного увеличилась в первом квартале — до 76%. До этого четыре квартала она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, сохранилась на отметке 70%.

При этом индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса незначительно вырос — до минус 22% в I квартале 2016 года против минус 24% в IV квартале 2015 года.

«Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары, все же есть признаки дальнейшей нормализации потребительских привычек», — говорится в обзоре Sberbank Investment Research.

Все компоненты индекса в этот раз имели положительную динамику, отмечают в Sberbank CIB. В частности, немного улучшились ожидания людей в части личного и национального благосостояния. «Вероятно, это обусловлено замедлением инфляции и ослаблением опасений, связанных с курсом рубля», — полагают аналитики банка.

Аналитики Sberbank CIB заметили также, что среднее количество торговых сетей, в которых Ивановы совершают покупки, в I квартале 2016 года упало до 2,2 после 2,5 в IV квартале 2015 года и 2,8 в I квартале 2015 года. Это значит, что средний класс стал посещать меньшее количество магазинов разных сетей, чтобы совершить покупки.

При этом доля розничной сети, которую Ивановы посещают чаще всего, в их общем объеме покупок продуктов питания увеличилась до 50%. «Это хорошие знаки, которые говорят о том, что потребители в основном адаптировались к новым условиям и их поведение постепенно нормализуется», — отмечают аналитики Sberbank CIB в исследовании.

Обзор Sberbank CIB основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18—65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Указанная авторами погрешность составляет ниже 2%.

«Индекс Иванова» рассчитывается раз в квартал на основе динамики потребительских расходов, сбережений, потребительского поведения и уровня потребительской уверенности в целом. Условный «Иванов» в обзоре является типичным представителем российского среднего класса. Показатель назван по самой распространенной в России фамилии.