Образование: от ЕГЭ до РАН

I605_88-1

«Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились».

Б. Ф. Скиннер, Джон Драйден, Альберт Эйнштейн – и все согласно Википедии.

Вот и родная академия дожила до перемен. Разговоры о реформе не утихали на моей памяти 30 лет. Но только сейчас Министерство образования, окрылённое предыдущими «успехами», взялось за это дело. А почему не Минэкономразвития или не РЖД, спросите Вы? И это хороший вопрос. Известно, что кроме заведования отраслевой и фундаментальной наукой в ведении РАН и система образовательных университетов и институтов, где тоже ведутся научные исследования и откуда поступают молодые дарования. Т.е., в системе образования академию можно считать головой. Реформа образования началась снизу: сначала, в «нулевые», несмотря на повсеместные протесты учителей, «сверху» и насильно был навязан ЕГЭ — чем вбили клин между школьным обучением и высшим. Затем, последовательное внедрение Болонского процесса, угробило вузовское образование, а «планка» ЕГЭ сделала ненужным прилежание в школе. Также, в течение всего времени, путём последовательных кадровых и административных мер, уменьшали влияние «головы» на ВУЗы.

Следующий закономерный шаг нашего патологоанатома в лице минобра – у парализованного «пациента-образования» — отключить мозг.

Телу уже всё равно, наука никого не интересует (на западе примут остатки учёных), но голову лучше пока сохранить – можно попилить выделенные на лечение средства.

Почуяв беду, академики забеспокоились: нобелевский лауреат Жорес Афёров считает, что у них не просто так забирают управление финансами, «а вся эта реформа — не что иное, как безумная, бездарная и наглая попытка разгромить отечественную науку», и за всем этим стоит НЕ Путин, а неизвестно кто.

Не будем требовать от физика политической сноровки, но придётся признать, что напрасно он переоценивает значение своей академической науки в глазах неведомых ему тёмных сил. Уничтожение науки – лишь побочный процесс в уничтожении некогда лучшей системы образования – самой больной темы в вопросе противостояния политических систем. Это жирная точка в их победе, после чего можно рапортовать «неким силам», что Россия как геополитическая сила устранена на не менее чем 2 поколения. Разграбление финансовых активов и перехват денежных потоков – лишь бонус за их победу, но никак не главная цель.

Но почему именно образование, а не наука? Позволим себе маленькое отступление от темы. Вспомним дело кровавого Брейвика. Фашиствующий масон полтора часа методично отстреливал толерантную, более мусульманскую молодёжь в лагере на острове (8-13 класс). После приезда полиции сам сдался. Сейчас «парится» в трёхкомнатной камере, отбывая по 3,5 месяца за каждого убитого (69 человек). У меня был обычный класс в обычной школе.

И я уверен, что попади, не дай Бог, мои одноклассники в подобную ситуацию, мы бы уже через 5 минут договорились, одновременно метнули по камню в стрелка и бросились бы в бой, как деды на фашистов.

Возможно, 2-3 человек мы бы потеряли, но не достоинство, а оставшиеся – порвали бы гада без полиции. Но более поражает другое. В городах России часты случаи «невмешательства органов» — и граждане выходят на площадь громить уже управу (жаль не часто это освещают СМИ). В Норвегии люди тоже вышли… петь псалмы.

Что стало с нацией некогда воинственных викингов? Может, дело в разбавлении воинственными же исламскими эмигрантами? Нет – ассимиляции не произошло – живут изолированно, но возмущаются только Брейвики. Выходит, что-то уничтожило волю и способность к самосохранению обеих наций. Общего у них только одно – ОБРАЗОВАНИЕ, новое-болонское. Одно министерство курирует всех от Детского сада, до окончания ВУЗа. Если Ирина Бергсет, у которой норвежские социальные службы отобрали двоих детей, говорит половину всей правды об этой «передовой» системе, странно, как Норвегия вообще ещё сохраняет целостность. Стоит обернуться к соседям по Европе, где арестовывают людей за пропаганду традиционной семьи, как начинает просыпаться понимание того, каким страшным оружием может стать Образование в умелых руках.

Даже кровопролитным, безжалостным войнам не удавалось поставить столько наций на грань тотального уничтожения. Именно это Образование питает и мультикультурализм, и толерантность, и общество потребления, и привилегированное положение секс-меньшинств.

Чем же не устроило мировую закулису наше «совковое» образование? После нашей победы в космической гонке, американцы пытались повысить образовательный уровень и своей нации. Результат совмещения такого уровня с «культурой потреблядства» привёл к колоссальной социальной напряжённости, которую пришлось сбрасывать вьетнамским уроком. Как «кулаки», по мнению большевиков, стихийно возрождали капитализм, так высокий уровень образования создавал социалистическую угрозу для общества потребления. Поэтому так важно для них «закрыть нам дорогу назад». Безусловно, и в рамках болонской системы можно найти отличных педагогов «старой школы» даже из СССР, но это, скорее, исключение, а нам важно уловить глобальные предпосылки, вектор развития, задаваемый для общества.

Можно ещё помусолить тему самого ЕГЭ (по меткому выражению замечательного публициста Ильи Смирнова «единое ГЭ»), его плюсы и минусы (последних всё ещё большинство). Реальность такова, что существует ограниченное количество дисциплин, где по всем аспектам можно задать однозначные вопросы, демонстрирующие знания. В идеале, чтобы сравнить всех выпускников по единой шкале им нужно отвечать на одинаковые вопросы, не допускающие вариантности, составленные Богами, которые заинтересованы в развитии цивилизации.

И даже в этом случае ЕДИНООБРАЗНОЕ тестирование не способно определить глубину знаний и степень их осмысления – на это способен только учитель.

Особенно умиляют восхваления этого типа, как метод борьбы с коррупционностью. Ломать системообразующий хребет нашей политико-административной машины в столь важной отрасли с помощью экзамена – это похлеще чем идти с пером на медведя – разве, что пощекотать. А главный плюс в том, что вопросы можно корректировать каждый год – и успеваемость может даже расти, особенно – по чтению, лет через десять! Не стоит, впрочем, идеализировать и советскую систему. Она продолжила традиционное образование, но идеологический пафос и уравниловка, постоянное понижение статуса учителя, нездоровый консерватизм и итоговое засилье женским составом сделали своё дело. Реформа, безусловно, назрела, но проведена была в обратную сторону.

Самый больной вопрос: готово ли общество «демократически» решать проблемы образования. Не выберет ли оно путь наименьшего сопротивления, которым двигалось до сих пор. Ведь многих волнует вопрос: ну зачем учить придурков, если им это не надо? Нужно ли логисту-грузчику вообще образование?

— Вот мне, мол, «матан ниразу» не пригодился. Вопрос резонный – зачем? Дело в том, что человечество так и не способно распознавать скрытые таланты, понимать, что их формирует. Бывший математик-социолог мог стать лидером Аквариума , талант другого мог быть сплавлен причудливым переплетением наук и переживаний. Большинство открытий делается на стыке наук.

Общество вынуждено тысячу «оболтусов» учить математике или философии, чтобы получить 1 гения математики, 3 физиков, 2 химиков и одного поэта – и это самое выгодное вложение из всех существующих, ведь эти гении способны вытянуть всю цивилизацию, сделать нас богаче и духовно и материально.

А если и образование мерить мелкой сиюминутной выгодой – то получим то, что имеем и даже хуже: уже и поток «мозгов» в «развитые» страны иссяк, наука и экономика близки к глубокому кризису. Последние корифеи в центре ядерных исследований «пытаются успеть дать человечеству, что смогут – потому, что ПОСЛЕ НИХ НИКОГО НЕТ» (А.Никонов). Вот какое будущее нас ждёт, терпи мы далее этот национальный позор того, как мордуют наше образование.

Выправить ситуацию политическое руководство легко не даст, но само подсказало выход – делать всё ровно наоборот её указкам:

  1. Восстановить статус и значение Академии, дать ей СНАЧАЛА финансирование и независимость от административного влияния любых министерств.

  2. Позволить установить полное руководство в профильных общеобразовательных структурах (вплоть до назначения ректоров) и увеличить до максимума влияние на министерство (ни одного распоряжения без академического согласия).

  3. Поднять государственное финансирование научных коллективов в университетах и институтах.

  4. Восстановить систему вступительных экзаменов в ВУЗах.

  5. Увеличить финансирование школ для привлечения педагогов-мужчин до уровня преобладания над женщинами.

  6. Вернуть бесплатное среднее образование.

Впрочем, конкретные профильные специалисты сделают это подробнее, главное создать условия, чтобы их услышали. Это в силах только гражданского общества – академикам место у себя на кафедрах, институтах и академиях.