Независимость или культурный суверенитет

I605_suver

Выступление кинорежиссёра, сценариста, генеральногодиректор киноконцерна «Мосфильм», народного артиста РФ КаренаГеоргиевича Шахназарова на заседании Государственного Совета по культуре иискусству 2 октября 2013 года.

Уважаемый господин Президент! Уважаемые дамы игоспода!

Начну чуть-чуть издалека. Думаю, как и вся страна, явнимательно следил за всей этой драматической дипломатической борьбой вокругСирии. И в пределах этой, безусловно, блестящей дипломатической победы, мнекажется, произошло событие, может быть, гораздо более важное. Как это частослучается с важными историческими событиями, произошло оно как-то неброско,может быть, не очень заметно, но это не умаляет его значения.

На мой взгляд, произошло то, что Российская Федерацияполностью вернула свой политический суверенитет, который был в значительноймере утерян зимним вечером 1991 года, когда флаг СССР был спущен здесь, вКремле.

На мой взгляд, сегодня Россия обладает таким жеполитическим суверенитетом, каким обладают только две страны в мире: США иКитайская Народная Республика. Это, конечно, происходило, я понимаю, не простов очень тяжёлой политической да и местами военной борьбе на международной аренеи внутри страны.

Мы понимаем, что и внутри страны сложилась некаяобщность людей, некая партия, которая вполне искренне полагает, что можнопроменять суверенитет на так называемое лучшее качество жизни. Действительно,ведь есть страны, которые не обладают суверенитетом, но неплохо живут.

Правда, гораздо больше стран, которые и суверенитетомне обладают, и живут паршиво. Но об этом как-то не принято говорить. В конечномсчёте наш народ в большинстве своём всё-таки выбирает тот путь, когда он,конечно, и жить хочет неплохо, но независимость ради этого терять он совершенноне собирается.

Конечно, в том, что произошло, огромная лично Вашазаслуга, господин Президент, но этого не могло бы произойти, наверное, безподдержки большинства россиян, которые поддерживали эту линию. И здесь,наверное, свою роль сыграло и то, что последние 10–15 лет всё-таки, наверное, вкакой-то степени это было время поколения, родившегося в 40–50-е годы тоговека. Я имею в виду, что именно оно в значительной степени определяло, таксказать, пути страны. В этом нет никакой пресловутой исключительности. Не всмысле, оно хуже или лучше, просто так, мы знаем, в жизни бывает, что каждоепоколение в какой-то момент взрослеет, созревает и на какой-то период занимаетключевые позиции в обществе: начиная от директора зоомагазина и кончаяПрезидентом Российской Федерации.

Но ведь весь вопрос в том, что это поколение быловоспитано и выросло в советский период. А СССР, как известно, обладал не толькополным политическим суверенитетом, но он обладал ещё и тем, что называется «суверенитет культурный». Ивот в этом смысле, если говорить о том, что нам удалось сегодня вернутьполитический суверенитет, с культурным суверенитетом, на мой взгляд, ситуациягораздо сложнее — в значительной степени он нами сегодня утерян.

Некоторые могут сказать о том, что не бываетсуверенитета культурного, культура всемирна. На что я бы ответил, что культуране имеет границ, но культура имеет корни. И весь вопрос вот в чём: следующеепоколение, какое-либо другое поколение, через поколение, воспитанное уже вотсутствие культурного суверенитета или в иных культурных традициях, захочет лионо вообще сохранять политический суверенитет страны?

Вот это вопрос, который, конечно, весьма, на мойвзгляд, остро стоит в современной России. И, конечно, важно, чтобы прозвучало ив нашем, так сказать, стремлении сделать Год культуры в России действенным.

Конечно, культура вообще начинается с образования.Образование — это основа основ культуры. В 1870 году, после победы Пруссии надФранцией, канцлера Бисмарка спросили, кто выиграл войну, видимо, намекая на то,что он скажет: я или какой-нибудь генерал. Бисмарк ответил: «Прусскийучитель». Действительно, в то время им удалось создать лучшую в Европесистему образования. К сожалению, не могу сказать того о системе сегодняшнегонашего образования.

Мне кажется, было бы логично именно в Год культуры вРоссии ввести обязательный экзамен по литературе в школах. Мне кажется, вообщебыло бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузахстраны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения.

Мы знаем — я, кстати, и на том Совете об этом говорили хочу вернуться к этому вопросу, — во многие музеи мира, в большинствокрупнейших музеев мира, по-моему, люди до 18 лет могут попасть бесплатно. Ядумаю, что было бы логично, если бы в Год культуры мы ввели бы эту практику и вРоссийской Федерации, во всяком случае, хотя бы в отношении основных, базовыхмузеев. Я понимаю, что это будет определённой потерей для музеев, но вполневозможно, что это не такие уж большие материальные потери. Возможнокомпенсировать им эти потери из бюджета либо в конце концов, может быть,попросить Первый канал. Он так блистательно провёл акцию поддержки ДальнегоВостока. На самом деле это, наверное, тоже один из методов поддержки музеев.

Но, мне кажется, это было бы правильно, если бы мы сделали такой шаг в Годкультуры.

О кино не могу не сказать. Вы знаете, к сожалению, уменя ощущение, что мы присутствуем при конце цивилизации читающей. Я это говорюс сожалением, но, видимо, это всё-таки факт — мы присутствуем при рождениицивилизации смотрящей. Я думаю, все обратили внимание, что сегодня на пляжах, всамолётах, в поездах, в метро все смотрят кино. То есть слова классика о том,что оно важнейшее, становятся ещё более весомыми.

К сожалению, конечно, в этом смысле мы не можемсказать, что мы можем наполнить этот рынок своим отечественным кино. И это, намой взгляд, тоже грозит нам потерей того самого культурного суверенитета, окотором я говорил. Это вопрос сложный.

Кино — это индустрия, поэтому это не такой простойвопрос, его не решишь одним-двумя решениями. Но мне кажется всё-таки важнымопределиться с организацией кинематографа в нашей стране. Я много раз об этомговорил, повторю ещё раз. На мой взгляд, необходим единый центр кино, в которомбыло бы сосредоточено всё финансирование, в котором были бы сосредоточены все вопросыпроката, вопросы технологий, которыми сегодня в кинематографе в сущности вообщеникто не занимается, а современное кино стремительно развивается в этом смысле.На самом деле, на мой взгляд, это вполне возможно сделать в рамках Министерствакультуры. Там есть фонд, который подчиняется Министерству культуры. Почему несосредоточить всё это в одном центре?

И конечно, на мой взгляд, мы никуда не сдвинемся, еслимы не вернём в кинематограф такую профессию, как профессия редактора. Она впринципе в нашем современном кино умерла. На мой взгляд, это одна из серьёзныхпотерь нашего сегодняшнего кинематографа.

Я не могу не затронуть также вопрос, который язатрагивал в связи с этим в Сочи. Тогда, Владимир Владимирович, он у Вас вызвалинтерес. [Вопрос] об оцифровке. Дело в том, что сегодня телевидениестремительно уходит в цифровой формат. Это происходит очень быстро. Ещё год-два— и все основные каналы станут цифровыми. Это значит, что та коллекция старыхсоветских картин, которая стала классикой, которая в значительности степени,кстати, цементирует сознание молодёжи и остаётся частью культурного наследия,окажется практически отрезанной от зрителя.

Просто его перестанут показывать,потому что технически оно не приспособлено для цифрового кино.

Мы занимаемся этим. У нас есть все технологии.»Белые Столбы» [Госфильмофонд России] занимаются, есть всетехнологии, для того чтобы всё это делать. Но мы делаем одну картину в месяц.Нам нужна определённая поддержка, чтобы мы могли делать хотя бы 10–15 картин вмесяц. На мой взгляд, это очень важно. И возникла какая-то идея вдруг, яуслышал, о том, чтобы создать какой-то вдруг отдельный центр, так сказать, чтопотребует гораздо больших вложений. Хотя, я повторяю, эти технологии есть и в»Белых Столбах», и на «Мосфильме». Единственное, что нужно,— определённая государственная поддержка, чтобы этот процесс превратить изединичного в массовый. Надо сделать хотя бы 600–700 основных картин, которыесегодня востребованы зрителями на всём пространстве Российской Федерации, да и нетолько Российской Федерации.

Последнее. Мне кажется, что Совет по культуре оченьэффективно и важно работает в последнее время. Огромное количество обращений. Язнаю, что там происходит большая работа. Мне казалось бы всё-таки правильным,если бы каким-то образом Совету был придан ещё… Как сказал профессорПреображенский в «Собачьем сердце», какая-то бумажка такая, чтобы унего были ещё некие возможности.

Совет по культуре, конечно, не должен ни в коем случаепереходить на поле Министерства культуры, понятно. Но дело всё в том, что встране-то есть огромное число того, что мы называем культурными событиями,культурным полем, которое вообще находится вне какой-либо юрисдикции.

И в этом смысле часто многие вопросы можно было бырешить гораздо проще, особенно, как это говорится, на местах, если бы у Советапо культуре были какие-то более определённые полномочия в этом смысле.

Вот те мысли, которые мне хотелось вам сегодняповедать.

Спасибо.