Мягкая посадка

Мягкая посадка
I605_5

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/

50 лет назад, 3 февраля 1966 г., советская автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-9» впервые в истории освоения космического пространства осуществила мягкую посадку на другое небесное тело — Луну. Первым космическим аппаратом, достигшим поверхности Луны, являлась также советская АМС «Луна-2», которая совершила жесткую посадку. Без мягкой посадки было невозможно проведение исследований на поверхности небесного тела, а также осуществление пилотируемых полетов (советская программа по отправке человека на Луну не была осуществлена и закрыта в 1974 г.). «Луна-9» предназначалась для осуществления мягкой посадки на поверхность Луны и получения панорамы лунной поверхности.

История проекта

10 декабря 1959 г. первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР Никита Хрущев подписал постановление «О развитии исследований космического пространства», которое помимо главной задачи — осуществления полета человека в космос, предусматривало, в частности, исследования Луны. Разработка автоматических межпланетных станций велась в ОКБ-1 (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева, г. Королев Московской обл.) под руководством генерального конструктора Сергея Королева. Властями СССР была поставлена задача достижения поверхности Луны и получения данных о ее поверхности. В 1961 г. ОКБ-1 начало разработку проекта, получившего название «Е6» (второе поколение автоматических лунных станций) и предусматривающего мягкую посадку на Луну. В период с января 1963 г. по декабрь 1965 г. было проведено 11 испытательных пусков, на которых отрабатывались бортовые системы станции. Не выполнили мягкую посадку также и миссии аппаратов «Луна- 4, -5, -6, -7, -8». С конца 1965 г. в связи с загруженностью ОКБ-1 к работам по проекту был привлечен Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина (ныне НПО им. С.А. Лавочкина, г. Химки Московской обл.), где была конструктивно доработана и изготовлена АМС «Луна-9». Техническим руководителем проекта являлся заместитель директора завода, главный конструктор и начальник ОКБ предприятия Георгий Бабакин.

Характеристики

АМС состояла из двигательной установки, предназначенной для коррекции полета и торможения при посадке, сферического блока баков, включающего герметичный отсек системы управления, два сбрасываемых навесных отсека системы астроориентации «Юпитер» и радиовысотомера больших высот, а также главной полезной нагрузки — самой лунной станции. Стартовая масса космического аппарата составляла 1583,7 кг. Автоматическая лунная станция, которая весила 100 кг, представляла собой герметичный контейнер сферической формы. На ее внешней стороне были установлены оптико-механическая телекамера и счетчики радиации. Верхняя полусфера лунной станции во время перелета закрывалась четырьмя лепестковыми антеннами, которые раскрывались после посадки. Сама станция со всех сторон была защищена амортизаторами посадочного устройства. Оно было выполнено в виде двух надувных баллонов-амортизаторов для смягчения удара о лунную поверхность.

В состав научной аппаратуры входили:

— оптико-механическая телевизионная камера с цилиндрическим иллюминатором (время передачи одной панорамы составляло 100 минут); — гамма-спектрометр (для исследования интенсивности и спектрального состава гамма-излучения лунной поверхности); — прибор для регистрации ионизирующего излучения.

Запуск и полет

АМС была выведена на промежуточную околоземную орбиту 31 января 1966 г. с космодрома Байконур ракетой-носителем «Молния-М» с разгонным блоком «Л». При подходе к Луне скорость ее движения составляла 2,6 км/с. 3 февраля «Луна-9» осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе океана Бурь — западнее кратеров Рейнер и Марий. На следующий день по команде с Земли станция начала обзор лунного ландшафта и передачу его панорамного изображения. Со станцией было проведено 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов.

Итоги миссии

Главным результатом миссии «Луны-9» стала первая в мире мягкая посадка космического аппарата на поверхность Луны и передача на Землю первых телепанорам лунной поверхности. Кроме того, в ходе ее полета уточнено расположение внешнего радиационного пояса вокруг Земли, установлено отсутствие заметного магнитного поля Луны и лунных радиационных поясов. По полученным снимкам определены особенности микрорельефа лунной поверхности. Автоматической станцией были установлены рекорды, зарегистрированные и подтвержденные дипломами Международной авиационной федерации (FAI) в 1967 г. Это – мягкая посадка на поверхность Луны, передача первой в мире круговой фотопанорамы лунной поверхности в районе посадки, а также проведение научных исследований и измерений с помощью автоматического космического аппарата непосредственно на ее поверхности.

Советские АМС

серии «Луна» После «Луны-9», в марте того же года была запущена 10-я АМС, которая стала первым искусственным спутником Луны. Станции следующего поколения «Луна-16» (1970), «Луна-20» (1972) и «Луна-24» (1976) впервые в мире обеспечили в автоматическом режиме забор лунного грунта и его доставку на Землю. Самоходный аппарат «Луноход-1» (доставлен станцией «Луна-17») первым в истории освоения космического пространства в 1970-1971 гг. совершил длительное многокилометровое путешествие по Луне. Всего в 1959-1976 гг. в рамках советской лунной программы было осуществлено 24 запуска автоматических станций серии «Луна».