Креативный Кощей

I605_________

В Латвии тлеет тихий «культурный» скандал – Днирусской культуры в республике проводят без местных русских детских писателей ипоэтов

Зато с детьми и их родителями в Латвии будетвстречаться второй год подряд поэт Андрей Усачев, известный своими русофобскимистихами. Впрочем, по порядку.

Итаке, в четверг, 23 мая, в Латвии открылись третьипо счету Дни Русской культуры в Латвии, которые продлятся до 7 июня. И среди140 мероприятий не оказалось ни одного (!), в котором бы участвовали русскиеписатели и поэты, живущие в Латвии. А ведь среди участников Ассоциации детскихписателей Латвии — члены двух Союзов писателей России, Белорусского иЛатвийского СП!

Думаете, опять происки латышских националистов?Вовсе нет: Оргкомитет постарался! Если в 2011 году (когда возобновили довоеннуютрадицию Дней Русской культуры) русские поэты Латвии с успехом выступали переддетьми и их родителями в рижском Доме Черноголовых, то в прошлом году их «подставили»,а в этом году и вовсе не пригласили. Одна радость, что в поэтические альманахиеще включают (к счастью, разные люди есть в оргкомитете!). 

Так в чем подстава? А в том, что назначенное на одновремя встреча с маленькими читателями была перенесена на час раньше. Хозяеваздания отказались предоставлять зал с этого времени. Подавляющее большинствораздосадованных родителей с детьми ушли, как ни извинялся перед нимипредседатель Ассоциации Владимир Новиков — поэт, писатель  и прекрасный детский иллюстратор, чьи книгивыходят и выходили в Латвии и России. Через час в зале оставались три десятка родителей, бабушек и дедушек с детьми, перед которыми и выступили поэты– со своими стихами, песнями, с красочными рисунками на больших листах ватмана,которые неделю готовил Владимир.

Зато на детской площадке номер один (в рижском Домеконгрессов), как назвали ее организаторы, в тот же день выступил поэт АндрейУсачев. Опустим такое деление на площадки, хотя концертный зал Дома конгрессов,конечно же, не сравнится с маленьким залом (от силы на 100 мест) в ДомеЧерноголовых.

И никто из оргкомитета за провал мероприятия даже неизвинился. Хорошо еще, что поэты выступили – везде бесплатно! – в одной изрижских русских школ, подарив ей свои книги. А в этом году месяца за три доначала Дней Русской культуры Владимиру Новикову по телефону предлагаливыступить с писателями и поэтами Ассоциации то в маленьком зале рижского Музеямедицины среди склянок и колб, то в зоопарке, куда детям с родителями можнопопасть за весьма немалые деньги! А поэты  ведь выступают бесплатно! Да и хороши местечкидля чтения стихов!

Почему тогда тому же Усачеву не предлагают почитатьсвои стихи в зоопарке? В этом году он, например, будет выступать 2 июня в залеотреставрированного старинного здания Дома культуры «Зиемельблазма»!..

Интересно, сколько стоило в прошлом году снятьконцертный зал Дома конгрессов, а в этом – Дом культуры? Деньги насоотечественников и развитие русской культуры Москва выделяет немаленькие. Нопочему ее должен русским детям в Латвии представлять только такой поэт, какУсачев?

Думаю, наступила пора познакомить с творчествомэтого «самородка».

Например, в «Азбуке Бабы-Яги» есть у Андрея Усачевастишок:

 «Неумойка»

Он пятнадцать лет не мылся,
И не стригся, и не брился,
И одежды не стирал,
Даже нос не вытирал.
Как зайдет к Яге, та ахнет:
ФУ–ТЫ!..
РУССКИМ ДУХОМ ПАХНЕТ!

Так выделено и в книжке. Иллюстрация — соответствующая: тот, от которого»пахнет русским духом», выглядит, как бомж, передвигаясь начетвереньках. Даже Бабе–Яге противно. Смердит, как мы понимаем так, что мыши икот в ужасе разбегаются, а одна мышка и вовсе окочурилась…

Инетресное представление о русских будетзакладываться в детские головки! Как у самих русских детей, так и у детей,которые не являются этническими русскими, но живут в России и за ее пределами, считаярусский одним из родных языков. Чистой воды диверсия!

Если человек русофоб, торано или поздно это из него вылезет. Вот как из Усачева.

 Конечно,можно сказать, что это юмор такой, а вы, мол, лапотные, ничего не понимаете. Нопочему на разных родительских форумах в Интернете родители тоже «ничего непонимают» и считают, что многие стихи Усачева ужасны и вредны с точки зренияморали, которая в них прослеживается, вернее, — отсутствует!

Читаем следующий его стишок:

«Кощей Бессмертный»

Почему Кощей Бессмертный
Прожил десять тысяч лет?
Потому что был бездетный.
И детей не любит… Нет!
Эти дочки и сыночки –
Хуже нету заморочки:
То корми их, то играй…
Хоть ложись и помирай!
Почему Кощей Бессмертный
Просто сказочно богат?
Потому что он бездетный,

И к тому же — не женат.
Эти дочки и сыночки
Деньги вытащат из бочки:
То конфеты, то наряд –
Вмиг папашу разорят!
Эти дочки и сыночки
С сундука сорвут замочки:
Доберутся до яйца –
Трах иглу… И нет отца!
Довести способны дети
И Бессмертного до смерти.
Почему Кощей Бессмертный –
Всемогущий властелин?
Сундучок его заветный
Не найдут ни дочь, ни сын.

Как написала одна из мамочек на родительском форуме: «После такихстихотворений дети должны становиться убежденными «чайлдфри»!

Народвозмущается: как такое можно вообще печатать в детских книжках, и кто это всё издает?! А предателя Суворова-Резуна разве не издают?! Издают! И не только в России. И не толькотакое, но и похуже.

 Когда я показал усачевский стишок сыну, он меня огорошил,что он у них в учебнике по литературе «Страна читателей» такой есть.Посмотрел. Точно. Только «трах» на более скромное «чик»заменено. К слову, сыну стих не понравился. Как и тот, который рядом, наследующей странице, — еще один «шедевр» Усачева:

«Василиса Премудрая»
(бывшая Прекрасная)

Была она Прекрасная:
Улыбка — солнце ясное,
Коса — пшеница спелая,
А ручка — снежно–белая.
Но вздумала девица
Премудрости учиться:
И день и ночь за партою
Корпела над наукою…
И сделалась горбатою,
Кривою, близорукою.
Красавицу поблеклую
Зовут теперь Премудрою:
Она трет щеки свеклою,
А носик мажет пудрою…
Как палка, стала тощая,
От чтенья лоб наморщила…
И сказала хмуро:
— Какая же я дура!

Как вам это, товарищи родители? А вы еще дочек ругаете. Видите, что в книжкахпишут? Чего красоту свою–то гробить, учиться, корпеть… Кто потом замуж возьмет?А так — отгуляем в школе свой пубертатный период, задержимся немного, а потомпапика какого–нибудь найдем!

Автор этой «Страны читателей» — экспериментального учебника политературе для пятиклашек, утвержденного Министерством образования Латвии еще в2003 году — некая Ольга ФИЛИНА (скорее всего, псевдоним!). В конце этихстихотворений она предлагает школьникам сравнить Кощея и Василису изстихотворений Усачева с персонажами народных сказок, использовав схемусравнительного описания. Вона какой серьезный подход! Типа не верь глазамсвоим. Это — юмор теперь такой. Но на всякий случай автор учебника все жеспрашивает школьников: «Как ты думаешь, поучительные ли эти стихотворения?Почему?» (выбора г–жа Филина, правда, пятиклашкам не оставляет). И еще:»Каким ты представляешь поэта, прочитав его стихи?»

Не знаю, как дети, но я его представляю похожим на дяденьку из латышскогоМинобразования. Он бы с ними спелся… 

Карен Маркарян (Рига)