Как создать эффективную современную организацию

Чем на самом деле занимаются некоммерческие организации (НКО)? На каких основах нужно создавать современные эффективные организации? Что такое «полисубъектная организация»? Где возникает синергетика? Как не загонять себя «в банку»?

Говорит Андрей Шевченко, директор АНО «Инициатива социального творчества»:

– На самом деле, вот этой деятельности по созданию новых смыслов, преодолений естественного языка и познанию субъектов, чтоб люди, наконец, узнали друг друга, ее нет. Люди не знают друг друга, кроме как через созданные институции, кроме как через государство, через компании, через какие-то ранее, кем-то заданные традиции и культуру. У нас везде чаромутие, как говорил Платон Лукашевич.

Чаромутие дошло до предела, все это было когда-то создано, все это устоялось, затвердело и мир таков мы говорим. Государства сходят со сцены, компании, корпорации, организации в том виде, в котором они сейчас существуют, удовлетворяют разве что своих учредителей или бенефициаров, тех, кто получает с этого выгоду. Ждать чего-то от коммерческих организаций вообще бессмысленно, потому что коммерческая организация это вообще такое странное образование, которое де-юре даже, затверждает, что ее цель заключается в извлечении прибыли.

Они могут себе определить миссию: например мы будем развивать, уважать клиента и т.д. Но реально на первом месте стоят деньги или прибыль, и только редкие организации еще чего-то делают. Но опять же, чтоб не ставить во главу угла деньги, в лучшем случае, какие-то цели они проходят вторым планом. Некоммерческие организации они являются проводником для коммерческих, они формируют общественное мнение, создают основу, лоббируют. Тогда вопрос: а кто на сегодня, тот субъект, который будет заниматься тем, чем нужно заниматься, и кто будет решать, чем нужно заниматься и т.д.?

А такого субъекта нет, и это означает, что раз его нет, он должен возникнуть, а возникнуть он может из одного места, так сказать, снизу. Он может возникнуть от людей, которые сами будут собираться в коллективы разного рода и ключевым здесь будет то, что эти коллективы должны составлять организации совсем не похожие на те, которые мы знаем, как государство, коммерческие компании, и это как раз, нас возвращает к двум темам языка и субъекта. Надо попробовать по другому, чтобы субъект в организации был не один, это называется полисубъектная организация, чтобы люди, выражаясь русским языком, естественно, уважали мнения друг друга, учитывали и сами стыковали свои возможности и свои интересы. Сейчас появились модные слова самоорганизация, синергетика и т.д. Синергетика только вот здесь может быть, в полисубъектности, когда люди начнут кооперироваться с теми, кто с ними сходится, отстранятся, от тех, кто, по их мнению, не прав, противен. На сегодня, просто людям нужно понять, что они должны быть субъектом, другого субъекта нет, иначе мы пыль на ветру истории.

Нас как-то там болтают, как видели картинку: блохи в банке прыгают, бьются об стенки, потом банку убираешь, а они все равно бьются об эти невидимые стенки, и собой формируют ту же самую банку, то есть, мы сейчас находимся вот в такой банке. Это первая тема субъекта, а скрепляет эту банку, хотя уже убрали само стекло, как раз язык, потому что веря в слова, фетиш слов, доверяя вот какому-то знанию, предпосылки которого не ясны, понятия которого не живые, а омертвевшие, вот кто-то сказал так ,значит так, мы себя и загоняем в эту самую банку.

Концептуал ТВ