Генри Форд: «Но я помню о долге служения…»

Генри Форд: «Но я помню о долге служения…»
I605_7

2 сентября 1922 года (!) на заводах Генри Форда появилось предупреждение, что любого, от кого будет нести запахом пива, вина или более крепких напитков, ждёт немедленное увольнение с работы. Кстати, правила нашего Трудового кодекса, принятого в 2002 году (!), гораздо либеральнее. Так, подпункт б) пункта 6 статьи 81 гласит:

трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Ни о каком запахе речь даже не идёт, а само состояния опьянения ещё и доказывать нужно. Ну, конечно, Форд был «безжалостным эксплуататором», не соблюдавшим права эксплуатируемых им рабочих, в том числе и склонных к употреблению спиртных напитков. Чуть что — «расчёт в зубы», ибо какого качества работы можно ожидать от человека с «похмельным синдромом», а качество — это одна из главных ценностей фордовского производства, и «свободы».

Нет, а на самом деле кем же был Генри Форд? Допустим некоторое «кощунство» — добавим в текст Шекспира пару знаков препинания: «Он человек был? человек во всём?; Ему подобных мне уже не встретить?»

ФОРД И ФОРДИЗМ

Вот, как характеризует его самая популярная интернет-энциклопедия «Википедия», составители которой склонны к некоторому упрощению материалов, но всё же, как правило, основным фактам остаются верны:

Ге́нри Форд (англ. Henry Ford; 30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг — «автомобиль для всех»; завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения.

Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер использовали и до этого, в том числе для массового производства. Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» технически сложную, то есть нуждающуюся в технической поддержке на протяжении всего срока эксплуатации, продукцию — автомобиль. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда. В 1924 году книга «Моя жизнь, мои достижения» была издана в СССР. Эта книга стала источником такого сложного политэкономического явления, как фордизм.

А вот выдержка из Большой советской энциклопедии:

Форд Генри Форд (Ford) Генри (30.7.1863, близ Дирборна, штат Мичиган, 7.4.1947, Дирборн), американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. С 1879 ученик механика в Детройте. Несколько лет работал механиком в различных компаниях. С 1893 главный инженер «Эдисон ильюминейтинг компани», а в 1899—1902 «Детройт отомобил компани». В 1892—93 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (4 л. с). В 1903 основал «Форд мотор», которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. На своих заводах широко внедрял стандартизацию и ввёл конвейерную сборку. Свои представления об организации труда и производства изложил в произведениях «Моя жизнь, мои достижения» (1922, рус. пер. 1924), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперёд» (1930)». Разница в оценке места и роли в истории Генри Форда имеется, но значительной её признать нельзя.

А вот по поводу оценки «такого сложного политэкономического явления, как фордизм» стоит поговорить отдельно. Ведь разработка этого социально-экономического направления и его практическое, причём удачное, воплощение было главным делом всей жизни этого незаурядного человека.

«Википедия» (кратко и разумно):

Фордизм — одно из социально-экономических направлений. Название происходит от имени Генри Форда и связано с его деятельностью.

В основе фордизма лежит точка зрения, согласно которой общественное благосостояние и высокие корпоративные прибыли могут быть достигнуты за счёт высоких зарплат рабочих, что позволит последним покупать продукцию, которую они производят. Слово «Фордизм» стало использоваться в начале XX-го века для описания практик применяемых на автомобильных заводах Генри Форда. Неотъемлемую часть этой системы составляет конвейер.

Большая советская энциклопедия, издание 1969—1978 годов (приносим извинения за длинную цитату, несмотря на произведённые нами сокращения):

Фордизм, система организации массово-поточного производства, возникшая в США в 1-й четверти 20 в. Названа по имени амер. инженера и промышленника Г. Форда.

Основой Ф. и обусловленных им новых методов организации производства и труда стал сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (например, поворот гайки ключом), для выполнения которых не требовалось практически никакой квалификации.

Введение конвейерной сборки наряду с некоторыми другими техническими новшествами (типизация продукции, стандартизация и унификация деталей, их взаимозаменяемость и т.п.) привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству. Вместе с тем Ф. привёл к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму. Ф. рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего нервного и физического напряжения. Принудительный ритм труда, задаваемый конвейером, вызвал необходимость замены сдельной формы оплаты рабочей силы повременной. Ф., как и до него тейлоризм, стал синонимом методов эксплуатации рабочих, присущих монополистической стадии капитализма, призванных обеспечить повышение прибыли капиталистическим монополиям.

Стремясь подавить недовольство рабочих и не допустить их организованной борьбы в защиту своих прав и интересов, Форд ввёл казарменную дисциплину на предприятиях, насаждал систему шпионажа среди рабочих, содержал собственную полицию для расправы с рабочими-активистами. В течение многих лет не допускалась на предприятиях Форда деятельность профсоюзов.

В книге «Моя жизнь, мои достижения» (1924) Форд претендовал на роль некоего «социального реформатора» и утверждал, будто его методы организации производства и труда могут превратить буржуазное общество в «общество изобилия и социальной гармонии». Форд превозносил свою систему как заботу о рабочих, особенно более высокую заработную плату на своих предприятиях, чем в среднем по отрасли. Однако более высокие заработки связаны, прежде всего, с исключительно высокими темпами труда, быстрым изнашиванием рабочей силы, задачей привлечения всё новых рабочих взамен выбывающих из строя.

Выступления трудящихся против разрушительных социальных последствий Ф. расцениваются буржуазными идеологами как сопротивление техническому прогрессу. В действительности рабочий класс борется не против технического прогресса, а против капиталистического использования его достижений.

Только при социализме достигается подлинная гуманизация труда: человек становится творческой личностью, уверенной в общественной ценности своей деятельности; постигает науку управления производством, государством, обществом. Любые формы технического прогресса, в том числе конвейер, применяются в условиях средней общественно нормальной интенсивности труда и сопровождаются облегчением и улучшением его условий.

Как говорится: «почувствуйте разницу». Что можно возразить по этому поводу? Для Большой советской энциклопедии характерно обилие статей, из которых можно только узнать, каких мнений следует придерживаться о том или ином явлении в природе или в жизни общества для того, чтобы быть лояльным застойному режиму, но из которых невозможно узнать, что по существу представляет само явление, которому посвящена статья.

К числу таких статей принадлежит и статья «Фордизм». Соответственно нет в ней и ни единого слова благодарности Генри Форду за оказанную им поддержку в деле механизации сельского хозяйства и за вклад в создание автомобильной промышленности СССР на принципах «фордизма».

Согласно логике авторов статьи в БСЭ получается так: на заводах самого Форда принципы «фордизма» — плохо, а на Горьковском автозаводе, в котором производство изначально организовано на принципах «фордизма» — они же хороши, хотя и там, и там по существу одно и то же: конвейер, задающий ритм труду всего коллектива, скорость движения которого администрация стремится повысить; требование дисциплины на производстве, поскольку в противном случае конвейер либо станет, либо по нему пойдёт брак; технологический процесс разделён на простейшие операции, выполнение которых в течение рабочего дня монотонно и обучение которым не требует большого времени и высокого образовательного уровня и т.д.

В целом же приведённая статья представляет собой типичный образчик клеветы на тех, кто мыслит не по-марксистски, а самостоятельно, и потому способен творчески решать проблемы, с которыми его сводит жизнь.

К тому же Генри Форд не просто написал учебник о научной организации труда, который мы знаем под названием: «Моя жизнь, мои достижения», кстати, книга написана в 1922 году и издана в СССР уже в 1924 году (!), но и на практике, а, пожалуй, это самое ценное, воплотил разработанные им правила в жизнь. Основанная им в 1903 году американская автомобилестроительная компания Ford (Ford Motor Company) с капиталом 28 000 долларов США (правда, тогдашних долларов), превратилась в четвёртый в мире производитель автомобилей по объёму выпуска за весь период существования, в которой работает более 178 тыс. человек, а выручка в 2009 году составила 118,31 млрд. долларов США.

Заслуживают внимания и разработанные Фордом корпоративные правила поведения, требующие от работников, в частности, трезвого образа жизни, отказа от участия в азартных играх, своевременную выплату алиментов, что положительно сказывалось на состоянии морального климата в коллективе. (В статье «Фордизм» в БСЭ это названо «введением казарменной дисциплины на предприятиях, насаждением системы шпионажа среди рабочих, содержанием собственной полиции». Под «собственной полицией» понимается создание Генри Фордом «общественного департамента» компании (прямая аналогия современных служб безопасности на наших серьёзных предприятиях), 50 специалистов которого действительно следили за соблюдением корпоративных стандартов.

Заметки на полях

Не стоит самообольщаться тем, кто употребляет алкоголь, курит якобы «в меру», якобы, когда хочет (а когда не хочет — то не пьёт и не курит). Реально интенсивность систематического воздействия разного рода дурманов на их психику такова, что говорить о трезвости их духа не приходится (последствия новогоднего фужера шампанского при рассмотрении интеллектуальной деятельности на пределе воз­можностей че­ловека компенсируются через 2 — 3 года, и то же самое касается воздействия однократного употребления пол-литра пива).

Тем самым индивид, допускающий в своём рационе разные дурманы и психотропные вещества в любом количестве, — уже сходит с того пути, на котором он может стать человеком и осуществлять Божий Промысел. Особенно это касается тех, кто уже уведомлён об этом, но продолжает настаивать на том, что волен жить так, как ему захочется.

http://atkritka.com/upload/iblock/e6e/atkritka_1368189505_139.jpg

Чарльз Дарвин некогда сказал:

Обезья­на, однажды опьянев от бренди, никогда к нему больше не притронется. И в этом обезьяна значительно умнее большинства людей (приведено по публикации «Орангутаны — культурное племя» в газете «Известия» от 8 января 2003 года)