Этнопсихология народов бывшей Тартарии

Данная книга по этнопсихологии народов, населяющих бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока, была написана для того, чтобы люди, которые с ней познакомятся, могли увидеть и понять то, что обычно скрыто от простого обывателя: разницу коллективного сознания различных этносов. Дело в том, что ни один этнос Сибири, включая и родственные, близкие по культуре народы, никогда не задумывался над тем, что заставляет его представителей в различных жизненных ситуациях поступать так, а не иначе. Например, никогда эвенки и эвены не занимались анализом своего поведения и отношения к окружающим их народам, того, откуда у них появилась необыкновенная стойкость в любых жизненных обстоятельствах и полное бесстрашие к тем племенам, на территории которых они расселялись. Все эти качества тунгусы получили во времена, когда их предки построили на Дальнем Востоке два великих государства: в XI веке — Царство Бохай, а в XII веке — Золотую Империю чжурчжэней. В том этническом котле и сложился современный характер тунгусского этноса, который они принесли на огромные территории Сибири.

То же самое можно сказать и об обских уграх, предки которых в начале новой эры кочевали на огромных просторах северного Тибета, откуда они вместе с предками челдонов, скифами, устремились на Урал. В современных преданиях обских угров рассказывается о том времени, когда этот этнос был кочевым, жил в засушливой и холодной степи и лесостепи. Именно кочевой характер предков манси и хантов передался их далеким таёжным потомкам, которые, уйдя на север, по сути, сохранили этот уклад и воинственность кочевников степи. Если говорить о якутах, то этот этнос сложился из нескольких кочевых народов. В него вошли тувинские чики, древние кыргызы, курыканы и русские местные старожилы -челдоны, которых тюрки встретили в долине реки Лена. Поэтому психология якутов отличается своеобразием: с одной стороны, якуты очень похожи своим поведением на русских, с другой — это типичные кочевники степи, которые волею случая оказались в таёжной зоне.

Хочется особо выделить психологию палеоазиатов: юкагиров, чукчей, коряков и эскимосов. Самыми древними из них являются эскимосы — народ инуит, предания которого утверждают, что жить в высоких широтах их далёких предков научили некие легендарные туниты — люди с белой кожей, светлоглазые и русоволосые. Именно от тунитов эскимосы приобрели ту необыкновенную выносливость, стойкость и способность к выживанию в самых суровых условиях севера, которую они демонстрируют. Эскимосы копировали поведение тунитов и отношение ко всему живому, в том числе и к людям. О тунитах рассказывают и предания коряков, и даже чукчей. Некоторые чукотские легенды повествуют о том, что их предки учились оленеводству и выживанию в горах севера у неких светловолосых голубоглазых шелагов, которые научили предков чукчей воинственности, правдивости, честности и состраданию ко всему живому. Вот откуда чукчи получили свой природный альтруизм. Хорошо известно, что чукчи не раз спасали голодающих юкагиров от голодной смерти, перегоняя на их территории стада домашних оленей. У юкагиров не было таких славных учителей, как туниты и шелаги, и поэтому этот народ постепенно утратил своё главенствующее положение на северо-востоке Сибири. Русских казаков удивляло нежелание юкагиров разводить оленей, на побережье моря заниматься зверобойным промыслом и учиться у русских и эвенов ремёслам.

Из всего вышеизложенного видно, как складывалась психология основных сибирских этносов. Особняком стоит психология кетов, которых принято называть енисейскими остяками. Как сейчас стало известно, предки кетов вышли из северного Китая. В становлении этого этноса большую роль сыграли динь-лини и тунгусоязычные народы Манчжурии. Поэтому и культура, и поведение кетов резко отличаются от культуры и поведения сибирских угров и тунгусов.

В данной книге автор не только рассказывает о происхождении сибирских народов, объясняет их поведение и психологию с позиции межрасового смешения. Для автора является самым главным показать сибирским этносам их слабые и сильные стороны поведения, чтобы в будущем были сделаны поправки в сторону позитива. Чтобы сибирские народы не искали в соседних народах и в русском народе врагов.

Ко всему вышесказанному хочется добавить, что данная книга может быть хорошим подспорьем для мигрантов в Сибирь из европейской части России. В настоящее время политика нашего государства направлена на заселение русским этносом пустующих малонаселённых районов центральной Сибири и Дальнего Востока. На этих территориях живут коренные этносы: эвенки, эвены, народности Дальнего Востока и Приамурья. Естественно, переселенцам из европейской части России придётся волей-неволей контактировать с этими коренными этносами, и знание психологии этих народов, их коллективного сознания позволит легче понять мигрантам местное население данных территорий.

Также хочется добавить, что знание этнопсихологии коренных народов Сибири и Дальнего Востока будет не лишним для большинства современных чиновников, которые в силу своих обязанностей вынуждены общаться на севере с якутами, на Дальнем Востоке — с чукчами и коряками, на юге — с тюркоязычными хакасами и тувинцами.

Знание этнопсихологии коренных народов Сибири помогает в межэтническом общении и понимании роли государствообразующего русского народа в становлении дружественных отношений между тазличными сибирскими этносами.

ПРИОБРЕСТИ КНИГИ МОЖНО В МАГАЗИНЕ «КОНЦЕПТУАЛ» ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ:

https://konzeptual.ru/jetnopsihologija-narodov-byvshej-tartarii

Этнопсихология народов бывшей Тартарии, Сидоров Георгий Алексеевич

==========================================================================

Рекомендуем книги по теме:

Хозяева Великой Евразийской Империи, Белоусов Дмитрий Витальевич

Практическая ДНК-генеалогия для всех, Клёсов Анатолий Алексеевич

==========================================================================

Георгий Сидоров