Банк развития БРИКС: быть или не быть?

I605_12121

На фоне затяжного европейского кризиса и астрономического госдолга США доверие к традиционным резервным валютам – доллару и евро – в мировой торговле снизилось. Все чаще появляются сообщения о том, что некоторые страны намерены или уже перешли на двустороннюю торговлю в национальной валюте. Не остались в стороне от этой темы и участники БРИКС.

В прошлом году на саммите в Дели было принято решение о создании Банка развития БРИКС и подписан документ о предоставлении взаимных кредитов в национальных валютах. По мнению экспертов, такая валютная политика может дать толчок к развитию экономики стран – участниц БРИКС, а за счет этого и к росту мировой экономики.

О том, насколько за минувший год наши страны продвинулись в реализации этого проекта, будет создан Банк развития или эта идея так и останется на бумаге, мы поговорили с вице-президентом Торгово-промышленной палаты России Георгием Петровым.

– Так, что же, быть ли банку?

– Прежде всего, давайте не будем торопиться. Действительно, в Дели такая инициатива была выдвинута, и она продолжает обсуждаться, но пока решения о создании такого банка не принято. Он на самом деле мог бы стать полезным инструментом, но здесь очень много организационных, финансовых и экономических вопросов, которые надо решить. Понимаете, любые банки отличает здоровый консерватизм. Банки никогда не являются пионерами, они никогда не идут впереди, но они следуют за бизнесом. По большому счету, банки предоставляют услуги, и им нужно точно знать, кому предоставлять эти услуги. Я думаю, что в более отдаленной перспективе будет и банк, а вот использование национальных валют – это уже реальность. Причем торговля в национальной валюте в двусторонних отношениях достаточно быстро оправдала себя. Первая «проба пера» была сделана в наших российско-китайских отношениях, особенно в приграничной торговле, где многие банки открыли счета в рублях и в юанях. И, конечно же, это является результатом хеджирования, т. е. страхования валютных рисков в условиях волотильности, или, по-русски говоря, неустойчивости валютных курсов основных сегодня резервных валют – доллара и евро. Второй важный шаг – это договоренность о создании своего рода страхового фонда.

– Почему он так важен и для чего необходим?

– Здесь необходимо понимать этапы реализации любого проекта. Прежде чем какой-то крупный проект будет претворен в жизнь, необходимо подготовить технико-экономическое обоснование, то, что по-английски называется feasibilitystudy. Это достаточно дорогая вещь. Представьте: компании, уже участвующие в реализации проекта, потратили значительные средства для того, чтобы подготовить такое технико-экономическое обоснование, а в результате пришли к выводу, что этот проект нежизнеспособен. Кто возместит затраты? Здесь могли бы помочь правительства, министерства финансов, банковские структуры. Это абсолютно нормальные риски, инструмент поддержки, он применяется во многих странах, он не противоречит правилам и духу и букве Всемирной торговой организации, Организации экономического содействия развития, куда стремится Россия. Другое дело, что, конечно, и здесь еще предстоит решить ряд вопросов, потому что даже если правительства и банки будут выделять какие-то средства, понятно, что нужно будет оценить, сколько это будет стоить, можно ли будет обеспечить их возвратность? Для этого и нужен страховой фонд. Если будет создан такой фонд, то да, то или иное технико-экономическое обоснование будет признано несостоятельным, а другое окажется очень эффективным. Выделенные деньги и какая-то прибыль от реализации этого выгодного всем проекта может идти на покрытие расходов правительств. Но, конечно, здесь еще предстоит очень большая работа по реализации таких договоренностей.

Все инициативы очень правильные, они идут в нужном русле, а вот сроки и форма их реализации – это более отдаленное будущее.

– Я часто сталкиваюсь с высказываниями предпринимателей о том, что развитию их дела на международном уровне мешает визовый вопрос. Сегодня из стран БРИКС только с Бразилией у нас есть безвизовый режим. Будут ли участники делового совета как-то способствовать решению вопроса облегчения визового режима с другими странами БРИКС?

– Это вопрос не для делового сообщества, а для правительств государств. Но деловое сообщество может привлечь внимание к этой проблеме. Это непростой вопрос, и он не может быть решен одномоментно. Я думаю, что будущее в определенной эволюции. Посмотрите, как развивались наши отношения с Евросоюзом. Вначале мы подписывали двусторонние соглашения об облегчении визового режима. Первое такое соглашение было подписано и ратифицировано с ФРГ, затем – с Францией и Италией. Затем мы вышли на такое соглашение уже с Евросоюзом, на уровне всей Шенгенской зоны.

– Но визы все же остались?

– Речь и шла не об отмене визового режима, а о его облегчении. В конце концов, визы могут быть и необременительными и не будут препятствием, если сделать их для бизнеса многолетними и многократными, как мы и поступили в случае с Евросоюзом. Кроме того, я бы посмотрел шире и предложил бы предоставлять такие визы не только для бизнеса, но и для обмена учеными, культурного обмена, спортивного обмена, студенческого обмена. Для бизнеса это было бы уже решением проблем. Ведь многократные многолетние визы дают вам свободу в планировании своего делового графика и не являются препятствием, когда в случае непредвиденных обстоятельств вам приходится менять дату своей деловой поездки.

Есть и другой пример, характерный для азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, где большинство стран АТЭС уже используют так называемые карнеты АТА. Россия присоединилась к этой международной системе. Однако эта система не для всех, а только для тех, кому это действительно необходимо. Не будем забывать, что более полутора миллиардов человек живут в Китае, более миллиарда – в Индии, и совсем не регулировать миграционные потоки сегодня пока никто не готов. Поэтому, я думаю, здесь мы пойдем эволюционным путем, путем облегчения визового режима именно для той категории граждан, кому это по делу необходимо.