Антон Макаренко: педагог, опередивший свое время

I605______

Его опыт и труды долгие годы служили примером для подражания многим педагогам советской эпохи. Несмотря на то, что признание роли педагогического наследия Макаренко пришло не сразу, именно он стал основоположником новой системы воспитания личности, на которую сейчас опирается современная педагогика.

Кстати, труды А.С. Макаренко стали предметом исследования и изучения в западной школе и были оценены ЮНЕСКО в 1988 году, как педагогическое наследие, наряду с работами лучших западных педагогов Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнером.

Основные вехи биографии

Родившись задолго до Октябрьской революции в семье простых рабочих, будущий советский педагог и писатель получил образование, сначала в железнодорожном училище, затем, решив сменить профессию, успешно окончил педагогические курсы. В 1917 году Антон Макаренко с отличием закончил учебу в Полтавском учительском институте, защитив при этом дипломную работу по теме: «Кризис современной педагогики».

Молодому педагогу уже тогда были понятны проблемы воспитания детей на стыке эпох и разных социальных систем, хотя он еще не знал, куда приведет его 1917 год. Свое еще студенческое видение новых методов воспитания молодой педагог начал воплощать в непростое для страны время. Он возглавил детскую колонию, куда разными путями попадали трудные подростки-беспризорники, лишившиеся крова и родительского тепла.

Позже Макаренко написал книгу, в которой подробно рассказал о своем опыте перевоспитания и возвращения в социум этих «трудных детей» полноценными гражданами, исполненными чувствами собственного достоинства и необходимости обществу. Благодаря новой авторской методике, описанной выдающимся педагогом, советская педагогика стала одной из лучших в мире.

Антон Семенович Макаренко, несмотря на свое украинское происхождение, считал себя абсолютно русским человеком (об этом рассказывал в своих воспоминаниях западным исследователям и биографам брат Макаренко Виталий Семенович, покинувший родину с Белой гвардией в годы революции и гражданской войны).

Отметим, что именно эти родственные связи с бывшим белогвардейским офицером стали причиной того, что советский педагог получил гораздо большее признание на Западе, чем в своей стране. Всей душой приняв революцию и советскую власть, Макаренко осознанно подал заявление о вступлении в члены ВКП(б), но так и остался кандидатом в члены партии до дня своей смерти.

Его труды и методы воспитания были подвергнуты жесткой критике со стороны Н. К. Крупской – поверив ложным доносам, она обвинила создателя гуманной системы воспитания в рукоприкладстве и жестоком обращении с детьми.

Но благодаря сторонникам нового подхода в педагогике и последователям из числа бывших учеников А.С. Макаренко, его педагогическое наследие продолжило жизнь и стало основой советской системы воспитания.

Литературное наследие

Антон Семенович Макаренко увлекся литературой еще в студенческие годы, и свои первые литературные труды показал М.Горькому. Великий писатель счел литературные старания молодого Макаренко посредственными. Однако позже сам посоветовал Антону Семеновичу вернуться к литературной деятельности. Горький разглядел в Макаренко именно педагога, а реалистичность его произведений о детях и их воспитании вполне компенсировала недостатки литературного таланта. К тому же, Горький, как и сам Макаренко, очень чувствительно относился к проблемам воспитания беспризорных детей, и всячески поддерживал педагога.

Педагогические исследования и создание воспитательной системы тесно переплелись с литературными произведениями, написанными А. Макаренко, в которых он рассказывал о своей педагогической работе. «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и первая научно-педагогическая работа, роман «Пути поколения» и повесть «Честь» на долгие годы стали настольными книгами начинающих педагогов.

Педагог будущего

В разные годы, под влиянием политических процессов, партократическая элита советского общества, не желая признавать заслуги одного из великих педагогов, вынуждена была признать разработанную им новую систему воспитания. Идеи гуманизма, признание в ребенке личности, уважение к детям остаются приоритетом и для педагогики двадцать первого тысячелетия.

А.С. Макаренко похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. По свидетельствам его современников, на похоронах Антона Семеновича не присутствовали представители педагогической элиты. Но труды Макаренко стали предметом научных исследований во всем мире. Его методика обучения и развития детей, перевоспитания трудных подростков и возвращения их в социум не только полноценными гражданами, но и лучшими представителями общества успешно работает. Сегодня она лежит в основе современных учебников по педагогике для студентов педагогических ВУЗов.

Как воспитать счастливого человека, живущего по собственным законам нового мира? Читайте в книге:

О коммунистическом воспитании, Макаренко Антон Семенович

=======================================================================