А груз и ныне там

I605_1121

Перевалочный центр в Ульяновске, который Россия год назад предоставила НАТО для обеспечения «комбинированного транзита» грузов из Афганистана, оказался невостребованным. Как выяснил «Ъ», до сих пор страны альянса не подписали ни одного контракта с российскими перевозчиками, уполномоченными обслуживать Ульяновск. Собеседники «Ъ» в штаб-квартире НАТО жалуются, что российские компании завышают цены. Источник же в правительственных структурах РФ заверил «Ъ»: альянс просто боится оказаться зависимым от Москвы.

Запущенный ровно год назад проект транзита через Ульяновск Россия и НАТО относили к наиболее успешным примерам сотрудничества. В Москве рассчитывали, что немалая доля из более 100 тыс. контейнеров и 60 тыс. транспортных средств, которые Международные силы содействия безопасности (МССБ) планировали вывезти из Афганистана, будет отправлена в Европу именно через Ульяновск. Однако до сих пор маршрут остается невостребованным. 

Источники «Ъ» в штаб-квартире альянса поясняют: дело в дороговизне маршрута. «Открывая путь через Ульяновск, власти РФ настояли на том, чтобы его обслуживали только российские перевозчики. А они так завысили цены, что ни одна из стран—участниц МССБ не сочла этот маршрут привлекательным»,— пояснил один из собеседников «Ъ».

Между тем именно НАТО в 2011 году обратилось к Москве с просьбой рассмотреть возможность задействования территории РФ для обратного транзита из Афганистана. Накануне Пакистан после очередного конфликта с США полностью закрыл свою территорию для конвоев НАТО, а Узбекистан и Киргизия отказались пропускать грузы в реверсивном направлении. К тому моменту через территорию РФ уже пролегала часть маршрута, получившего название «Северная распределительная сеть», по которому и сегодня осуществляется транзит в Афганистан более 60% невоенных грузов МССБ — они перебрасываются по воздуху и железнодорожным путям, но без перевалки. 

В начале 2012 года РФ согласилась на открытие маршрута для обратных перевозок, предложив задействовать аэропорт Восточный в Ульяновске. В августе проект был запущен. 

По словам еще одного источника «Ъ» в НАТО, интерес к транзиту через Ульяновск сразу проявили многие участники МССБ. В декабре 2012 года британцы совершили тестовую переброску десяти своих контейнеров на базу Кэмп-Бастион в Афганистане и обратно. Источник в правительстве Великобритании сообщил «Ъ», что пробный транзит был признан «успешным». 

Однако никаких контрактов британцы так и не подписали. Собеседник «Ъ» в правительстве Великобритании пояснил: Лондон предпочитает иные маршруты — прежде всего через Пакистан и центральноазиатские республики, которые недавно сняли возражения против реверсивной переброски натовских грузов. «Наличие нескольких вариантов транзита позволяет сделать передислокацию более гибкой и гарантирует наилучшее соотношение цены и качества»,— пояснил источник «Ъ». 

Дипломатический источник «Ъ» в одной из европейских стран—участниц МССБ, интересовавшихся транзитом через Ульяновск, добавил: по подсчетам его правительства, транспортировка одного контейнера из Афганистана через Восточный обойдется в €50 тыс., а через узбекский Термез — в €30 тыс. 

В Москве на ситуацию смотрят иначе. Источник в правительственных структурах РФ пояснил «Ъ», что транзит через Ульяновск задумывался прежде всего как коммерческий проект. 

Реализовывать его должны были авиаперевозчик «Волга-Днепр» и дочерние структуры РЖД (в переговорах со странами МССБ, по данным «Ъ», также принимали участие авиакомпании «Полет» и 224-й летный отряд Минобороны РФ). Собеседник «Ъ» признал, что двухступенчатый транзит через Ульяновск (до Восточного по воздуху, далее по рельсам) дороже альтернативных маршрутов, но подчеркнул: «Он быстрее и безопаснее»

По мнению собеседника «Ъ», НАТО не стало использовать Ульяновск «по конъюнктурным соображениям». «Им жалко платить РФ дополнительные деньги,— убежден чиновник.— Кроме того, они не захотели класть яйца в одну корзину — «Северную распределительную сеть». В НАТО опасаются, что через транзитный рычаг РФ будет влиять на альянс, как «Газпром» через газовый рычаг — на Европу. Это все ерунда«. 

Источники же «Ъ», близкие к коммерческим структурам, которые должны были быть задействованы при транзите через Ульяновск, приводят и другие причины пробуксовки проекта. По словам собеседника «Ъ», представители НАТО настаивали на передаче уполномоченной альянсом зарубежной компании права организации всего транзита — в ее функции входило бы заключение соглашений с его непосредственными участниками. Но, как пояснил собеседник «Ъ», предложение было отвергнуто РФ в том числе по соображениям нацбезопасности. Другой источник «Ъ» рассказал, что представители НАТО параллельно вели консультации с рядом центральноазиатских государств, которые, поняв, что могут остаться не у дел, сняли возражения против обратного транзита и предложили более низкие цены, чем РФ. 

Тем не менее в Москве не драматизируют ситуацию с невостребованностью транзита через Ульяновск. РФ зарабатывает и на альтернативных маршрутах. Так, дочерняя структура РЖД ОАО «Трансконтейнер» осуществляет перевозки грузов европейских контингентов МССБ (французский, британский и германский) по железной дороге со станции Хайратон (Афганистан) через пограничный переход Галаба (Узбекистан) в Ригу, откуда они отправляются по морю в страны назначения. Как сообщили «Ъ» в «Трансконтейнере», за шесть месяцев текущего года этим путем перевезено 52 ДФЭ (контейнера)

Да и Ульяновску власти РФ, несмотря на проблемы с НАТО, прочат большое будущее. «Не получится с этими, выйдет с другими,— заверил «Ъ» источник в правительственных структурах.— Мы все равно будем замыкать на себя транзитные перевозки. Ульяновск будет востребован — не НАТО, так ООН или еще кем».