«Смутный» день народного единства

I605______

День народного единства — совсеммолодой государственный праздник, который с 2005 года отмечается 4 ноября повсей стране. Официально он учреждён в честь освобождения в 1612 году Москвы отпольских интервентов. Эту дату также связывают с окончанием Смутного времени наРуси, когда на русский престол взошёл первый из династии Романовых. Пониманиереального исторического контекста этих событий очень важно. 

В самом деле, во всей отечественнойистории не найдётся более уникального события, чем русская Смута. Наша историязнала всё: бунты, революции, перевороты, гражданские войны, государственныепреобразования и распады — но Смута была лишь одна. В чём же её своеобразие?Что заставляет говорить о ней как о совершенно уникальном периоде отечественнойистории? 

Смута — не просто бунт. В основе всякого бунта лежит народное недовольство,цель которого — не сместить власть в стране, а через неповиновение властиоказать влияние на правителя для скорейшего решения им критических проблемобщества. Это происходит, когда все другие способы обратить внимание государяна проблемы людей исчерпаны. Так, Медный бунт 1662 года был вызван неудачнойденежной политикой бояр, приведшей к обесцениванию денег, повышению налогов ифальшивомонетничеству. Народ взбунтовался, настоятельно потребовав наказатьвиновных и отменить медную монету, но к самому царю тогда претензий невозникло. Причиной же массовых народных восстаний во времена Смуты оказалосьнедовольство людей именно отдельными государственными деятелями, а не политикойвласти в целом. 

Может быть, Смута и революция — одно и то же? В основе революций лежит идеярадикального изменения государственного устройства, и Октябрьская революция1917 года призывала сменить буржуазную власть на власть пролетариата. В ходеСмуты никто не призывал изменить сам царский режим. Каждый из участниковубеждённо защищал права законного царя, понимая при этом законность прав своегокандидата – по-своему. 

Можно ли приравнять Смуту к гражданскойвойне? Гражданская война представляет собой столкновение двухпротивоборствующих идеологий: пролетарская идеология красных противмонархической идеологии белых в Гражданской войне 1920-х годов; президентскаяидеология против парламентской в конфликте октябрьских событий 1993 года. Но вовремена Смуты среди населения отсутствовали значимые политико-идеологическиеразногласия: все они ощущали себя православными людьми, в равной степениподдерживающими царизм. 

Вдумчивое изучение событий Смутного времени показывает, что поддержкаправославной веры была первостепенной и беспрецедентной. Над обществом довлелаубеждённость в том, что если царя и можно поменять, то смена веры равносильнауничтожению государства. При этом российское государство не являлось таковым вего сегодняшнем политико-правовом понимании — как публично-правовоеобразование, с чёткими границами и единым языком.

На практике для российского государстваXVII столетия идея отчизны находила своё отражение в самом ярком отличиирусских от соседей — в православной вере. Слова «русский» и «православный» былисинонимами. Именно эту основу идеологического фундамента тогдашнего российскогогосударства и стремились защитить ополченцы во время польской интервенции,считая, что смена православной веры на латинскую католическую приведёт кпадению государства. 

Все тогдашние событийные перипетии для всего народа были туманными и совершеннонепонятными. Не знали, кому целовать крест, кому открывать ворота, когопрогонять с позором, с кем и против кого сражаться — каждый новый претендент вовсеуслышание заявлял, что именно он единственный законный царь, призванныйзащитить веру и спасти народ от узурпаторов. 

Оглядываясь сегодня на события тех далёких лет, откинув патриотический пафос,религиозный мистицизм и политическую демагогию, мы можем с предельной ясностьюразглядеть в Смуте одну главную цель её участников: любой ценной войти вовласть, при этом потешить собственное тщеславие, набить карманы золотом, землёйи титулами. 
Отчётливо видно, что именно боярские распри ввергли Россию в Смуту. Однако,когда она закончилась, ни у кого и мысли не возникло, что привилегии боярдолжны быть отменены.

После Смуты не произошло никакогоконцептуального преобразования страны: менялись цари, но по-прежнему оставаласьнеизменной власть бояр вместе с диким обычаем местничества. Положение вобществе, как и прежде, определялось исключительно происхождением и фамилией, ане личными способностями, достижениями и заслугами.

Ничего не изменилось ни в быту, ни вобщественной жизни, ни в нравах и стремлениях народа. Ничто не двинуло течениерусской жизни на новый путь развития. Напротив, существенно укрепилосьположение городского дворянства. Оно и прежде стояло наверху общества (вместе сдуховенством), владея главным капиталом страны — землей и трудом крестьянина.Таким образом, дворяне не только сохранили то, что имели, но благодаряобстоятельствам Смуты приобрели гораздо больше. Смута ускорила подчинение имкрестьянства, содействовала более прочному приобретению поместий, давалавозможность с разрушением боярства подниматься по службе и получать всё большеи больше участия в государственном управлении. 

Напрашивается один закономерный вывод: Смута и победа над интервентами неизменила жизнь простых людей в лучшую сторону, и её суть полностью оправдываетеё название. 

Среди участников Смуты мы едва лисможем найти хотя бы одного положительного персонажа — почти все герои техсобытий вызывают разную степень неприязни. В борьбе за власть каждый из них негнушался лжи, предательства, лицемерия, клятвопреступничества, подлога, убийств,прикрывая всё это благородными целями. Смута — не тихий дворцовый переворот,устраиваемый камарильей, это огромная национально-политическая вакханалия, вкоторую был втянут каждый город, каждая деревня, каждый двор и егожитель. 

Английский писатель Томас Карлейльговорил, что всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а ееплодами пользуются отпетые негодяи. В приложении к Смуте эта мысль звучала бытак: Смуту задумывали негодяи, осуществляли негодяи, прекратили романтики ифанатики, а воспользовались её плодами всё те же негодяи. В течение десяти летСмута расшатывала страну, заливала ее потоками крови и покрывала развалинами.Но её прекращение народным ополчением не привнесло в народную жизнь ни одногоперспективного начала, не указало нового пути её будущему благополучномуразвитию. Смута пронеслась разрушительным и бесплодным ураганом, оставивтяжёлые идеологические фобии, в том числе боязнь новых самозванцев. 

До конца понять причины Смутыневозможно без детального изучения всех событий и ключевых персоналий тоговремени. И только если разобраться в их судьбе, перед пытливым взором откроютсяистинное лицо и цена власти, путь которой устлан не роскошными коврами, акровавой дорогой из трупов соперников и союзников. Ознакомиться с подробнейшимисторическим анализом Смутного времени вы можете в книге Дмитрия АндреевичаГригорьева «Смута. Русская битва за престол».

Чьи права отстаивал народ в Смутные времена? К чему это привело? Читайте в книге:

Смута. Русская битва за престол, Григорьев Дмитрий Андреевич

=======================================================================

.