Символизм и скрытые смыслы в фильме «Чернобыль. Зона отчуждения»

I605_4

Он вскрывает многие болячки современного общества и даже показывает источник происхождения многих из них. Вначале мы видим обычный приключенческий фильм. Странный сон Ани, жизнь современной молодёжи «во всей красе», кража огромной суммы денег и погоня за преступником, который спешит реализовать мечту своей жизни – путешествие в Чернобыльскую зону.

В поездку в Чернобыль (точнее, в погоню) Лёша, один из главных героев фильма, берёт с собой наркотики растительного происхождения. Из-за этого начинается целая цепочка происшествий, которые приводят в т.ч. и к человеческим жертвам… Т.е. сначала ГАИшники обнаруживают у ребят «дурь», затем ребята предлагают им взятку. Это заодно в лишний раз показывает степень деградации постсоветского общества. Поскольку денег на взятку в 30 тыс. рублей у них не хватает, то они вынуждены искать недостающие средства. И тут мы видим неработающий в самый нужный момент банкомат – один из символов капиталистической эпохи. Как бы обратная сторона «прогресса».

Постсоветское общество сплошь пронизано культом потребления и жаждой наживы, в т.ч. на горе и проблемах других людей. Дальнобойщики, например, пользуясь случаем, не прочь купить за бесценок мобильные телефоны основных героев фильма. Немало людей увлекается азартными играми, а кто-то (не будем показывать пальцем!) ещё и мошенничеством, в т.ч. во время этих самых игр… Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что люди могут выручить даже незнакомых людей. Один из водителей-дальнобойщиков готов отдать ребятам полканистры бензина.

Родители Паши уехали отдыхать в Турцию, а Гоша должен был, по его словам, тоже уехать… в Турцию. В постсоветской реальности люди везут деньги из своей страны своим потенциальным врагам. Постсоветская молодёжь алкоголизируется и наркотизируется. Судя по замечанию Лёши, лёгкие наркотики («траву») периодически употребляют его друзья. Моральный облик молодёжи очень низкий. Нормальным считается обман родителей, друзей, беспорядочные связи. Лёша без зазрения совести обманывает свою девушку Настю, вытягивает из кармана спящего Гоши деньги, многократно подставляет своих друзей, ворует чужие вещи и совершает ещё много нехороших поступков.

Постоянное унижение и оскорбление людей, не способных дать должный отпор, также воспринимается молодыми людьми как норма. Те, кто не могут купить себе дорогие вещи, высмеиваются как последние неудачники (например, компания главных героев фильма подшучивает над Игорем на недорогом мопеде). Дорвавшись до больших денег, добытых в результате кражи, Игорь проматывает 2,5 миллиона рублей всего за несколько дней. Хотя иногда, в определённые моменты, постсоветская молодёжь всё-таки способна проявлять и стремление к справедливости, и сострадание, и отвагу.

В эпизоде с «украинскими» отморозками-охотниками на людей ради спасения Насти и Гоши, Паша и Лёша рискуют своими жизнями, причём Лёша даже получает огнестрельное ранение. Настя также проявляет смелость, прикрывает огнём из автомата своих друзей. Постсоветская молодёжь слушает в основном западную музыку. Музыку тех, кто победил СССР в Холодной войне. На одежде современной молодёжи довольно часто можно увидеть флаги враждебных России государств… Не мыслит она свою жизнь и без современных гаджетов, которым порой уделяет внимания больше, чем живым людям…

В нашей реальности люди не вполне доверяют постсоветской полиции. И в фильме показана одна из причин такого недоверия. Сотрудник силового ведомства в фильме ведёт себя так, что становится понятным – заниматься каким-то делом он будет лишь при наличии собственного корыстного интереса. Об этом даже косвенно свидетельствует и его речь (фраза «мимо кассы»). В постсоветском обществе один человек устраивает смертельную аварию другому человеку за деньги его соперника. И делает это от безысходности, для того, чтобы вылечить свою мать. Потому что ни одна серьёзная болезнь в постсоветском капиталистическом обществе без серьёзных денег не лечится.

Причём иногда, как показано в одном из эпизодов фильма, и серьёзные деньги не помогают… Одна из основных идей фильма, на мой взгляд, состоит в том, чтобы показать зрителю истинные масштабы Чернобыльской трагедии и её влияние на судьбу огромного народа, огромной страны и всего мира. В самом начале фильма показан сон Ани, в котором её младшая сестра Лена просит о помощи. В середине фильма становится понятным, что с ней произошло в нашей реальности. По всей видимости, её загрызла собака на заброшенной стройке, а найти её тело не удалось.

Вполне возможно, что если бы не произошла авария на ЧАЭС, то всё могло бы сложиться по-другому, ведь в суматохе ядерной катастрофы было невозможно организовать масштабные поиски одной девочки и, не исключено, тем самым спасти её жизнь. Если бы не авария на ЧАЭС, то осталась бы в живых семья той женщины, которая в результате смерти от радиации своего мужа-ликвидатора и дочки сошла с ума и стала убийцей-маньяком. На её совести до ареста было порядка 10 жертв, из которых половина – девочки-подростки, а затем (во 2-й серии фильма) вдобавок она убила одного из охранников ФСИН, перевозивших её, повара, официантку и хозяина кафе, не считая того, что едва не угробила Настю… Если бы не авария на ЧАЭС, был бы жив и отец Андрея Василенко… В фильме делается тонкий намёк на надёжность советской техники и сооружений.

Это понимает даже Лёша, который в 3-й серии гордо заявляет: «…Не упадёт! Made in USSR!». При этом как бы вскользь показываются недостатки современных технических устройств – планшеты и мобильные телефоны требуют слишком частой подзарядки, даже если ими пользуются от случая к случаю. Маньяки-охотники на людей в 4-й серии – это собирательный образ укрокарателей. Как известно, большинство укрокарателей являются уроженцами областей исторической Новороссии, причём, как правило, русскоязычными. В фильме мрази, жаждущие человеческой крови, также родом из Харькова и, конечно же, разговаривают по-русски. Но не все нынешние укрокаратели изначально были согласны убивать жителей Донбасса. Так и в фильме один из маньяков уже в ходе «охоты» за ребятами как бы случайно обронил фразу: «…а вы не хотели…».

Перед «охотой» на ребят они охотно рассказывают о своих убеждениях, согласно которым «все люди делятся на охотников и жертв». Они с удовольствием начинают охоту на ребят, ещё не зная о Пашином револьвере. Но как только узнают о том, что предполагаемые жертвы чуточку не безоружны, их охватывает паника. В результате они совершают фатальные ошибки. Типичные укрокаратели! К тому же один из них погибает в результате случайного выстрела своего приятеля. Это тонко символизирует постоянные стычки между укрокарателями из ВСУ и укрокарателями из националистических батальонов. Мало того, убив своего приятеля, маньяк сваливает вину на Пашу.

Так же и в реальной жизни: уже третий год укры не устают повторять чудовищную ложь о «самообстрелах Донбасса ополченцами». В фильме ребята отбиваются от мразей, используя их же оружие. Так и на войне на Донбассе – армии ЛДНР укомплектованы трофейным «украинским» вооружением и техникой. «Украинские» пограничники в фильме ещё не потеряли человеческий облик, но среди них уже появились… геи. Что ж, прямо пророчески. В нашем времени практически все, кто носит «украинскую» форму, являются в той или иной степени «геями», если не сказать хуже. Один из воспитательных моментов в фильме – это самоуверенное заявление Паши в середине 4-й серии о том, что сведения о фантомах никак не помогут им найти Аню. Буквально сразу же после этого оказывается, что он был глубоко неправ. Причём за эту ошибку ребята едва не заплатили своими жизнями.

Так что, «век живи – век учись»! Фантомы Чернобыльской зоны могут символизировать информационную войну и её участников. Информационная война против России и Русского Мира ведётся коллективным Западом во главе с США, точнее сказать – СГА (Соединёнными Государствами Америки). Довольно высока вероятность того, что в 1986 году именно Запад подстроил нам аварию на ЧАЭС. Тогда именно Запад – создатель Чернобыльской зоны, которая в фильме разговаривает с людьми через фантомов. А ведь Запад научился очень хорошо вести информационные войны…

Фантом – символ тотальной лжи – лжи наглой и запредельной. Фантомы пугают нормальных людей… фантомами и даже могут называть нормальных людей фантомами, очень ловко играя свою роль. Свидомые зомби также любят обвинять нормальных людей в том, в чём они виновны сами! И себя самих укрозомби также считают нормальными. В фильме фантомы стравливают Пашу и Лёшу, которые едва не убивают друг друга. На тот момент в фильме всё закончилось благополучно. Друзья вовремя поняли, что делают что-то не то, и остановились «в шаге от пропасти». К сожалению, в реальной жизни в XXI веке люди чаще всего не задумываются, «откуда ноги растут». Это, наряду с неграмотностью и малообразованностью людей, их нежеланием постигать новые знания, даёт широкие возможности для тех, кто манипулирует нашим сознанием, развязывает войны, сеет по всей планете хаос, смерть и разрушения… «Люди, будьте бдительны»! А ещё в фильме Зона действует также и через существа-зомби.

Таким существом выступает собака, которая в 2013 году уже давно как бы мертва, но Зона поддерживает в ней жизнь. Эта собака символизирует уже не информационную, а горячую войну или активное зло. В одной из реальностей именно эта собака загрызла Лену, а затем и Андрея Сергеева – одного из учёных-изобретателей машины времени. При этом зло может подчас питаться и нашей добротой. Игорь в своём видео говорил, что дал этой собаке-зомби сосиску (как он выразился – «сдуру»), но ни к чему хорошему это не привело. «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Сама Зона символизирует современный мир, заражённый ненавистью и разнообразными пороками, или, вернее, современное мироустройство. Зло в различных формах, как и радиация в Зоне, обильно разлито по всему миру. «Зона убивает…» — одна из ключевых идей, озвученных в фильме. С Зоной невозможно договориться.


Зона сначала пытается обмануть людей с помощью своих фантомов, сделать их безвольными, запуганными, покорными. А на непокорных будут спущены собаки, которые перегрызут им горло… Точно так же невозможно договориться с мировым банкирским закулисьем, пожирающим мир, разжигающим войны, хаос, уничтожающим бесценные природные богатства ради того, чтобы не заканчивался «праздник жизни» у «золотого миллиарда»… Игорь символизирует слабовольного, человека, которым легко манипулировать и внушать ему те либо иные установки. Он напоминает типичного майданщика – обманутого «украинца». Сначала его пытается использовать в своих целях бывший КГБшник, но затем управление слабой психикой Игоря перехватывает Зона. Подчиняясь чужеродной злой воле, Игорь практически потерял рассудок и едва не погубил всю компанию главных героев фильма (и себя заодно).

В конце концов, так и не поняв, что происходит с ним и где он побывал, он погибает от руки того, кто ему прислал «деловое предложение», посулив «золотые горы»… Интересная аналогия, не находите? Возможно, что и пророческая… Отдельно стоит сказать о Гоше – одном из главных героев фильма. Гоша – это образ стеснительного, слабого и малодушного юноши. Тем не менее, именно Гоша постоянно подсказывает другим ребятам, что нужно делать, подкидывает им новые идеи, замечает то, на что другие не обратили бы внимание. Неизвестно, что бы остальные делали без него. Идея тут такая – каждый человек должен заниматься своим делом. Но это не всё! Нужно быть готовым к разным испытаниям, которые могут быть нам посланы в жизни!


В конце фильма Гоша, будучи тяжелораненым, совершает отчаянный и смелый поступок. Он по сути жертвует собой, в надежде спасти Аню и Пашу. Так и в жизни – бывает всякое. Иногда те, кто казался сильным, могут струсить и, наоборот, внешне слабые, неприметные люди могут проявить чудеса героизма. Это очень хорошо проявилось в ходе войны на Донбассе, начавшейся в 2014 году… Совершив путешествие во времени, главные герои фильма попадают в 1986 год и таким образом получили возможность посмотреть краешком глаза на жизнь в Советском Союзе. Советские люди в основном вежливые, доброжелательные, смелые. Отец Ани, например, узнав о грядущей катастрофе, без колебаний соглашается поломать свою собственную жизнь ради спасения своего города и страны от ядерной катастрофы.

Советские люди с удивлением рассматривают пришельцев из капиталистического будущего. Страна развитого социализма давно не знает, что такое война на собственной территории. Из окон домов и учреждений льётся приятная отечественная музыка. Люди носят простую, но красивую и качественную одежду и обувь. Общество живёт своей размеренной жизнью и не подозревает, какие испытания его ожидают уже через каких-то несколько лет… Но эпизод в конце 6-й серии убеждает нас в том, что советские милиционеры всё равно бдительно охраняют покой трудового народа.

И не только милиция охраняет своё социалистическое Отечество – сотрудники КГБ СССР также демонстрируют свою выучку, профессионализм и готовность жертвовать своими жизнями ради спасения родной страны… Создатели фильма не идеализируют позднесоветское общество. А это общество уже начинает постепенно меняться, и не в лучшую сторону. В 1986 году импортная жвачка и импортные вещи и игрушки (вспомним записи из дневника Лены – младшей сестры Ани) уже являются вожделенными для детей и подростков. Неслучайно Лёша, который договаривается с местным мальчиком об обмене имеющейся у него металлической линейки на жвачку из нашего времени, произносит такую фразу: «У меня есть то, за что он душу отдаст».


Сотрудник КГБ СССР Сергей Костенко в разговоре с Пашей также сетует: «Вот, молодёжь! Всё на Запад смотрите…». Одной из проблем позднего СССР стало сокращение населения страны (в первую очередь, славянских республик) в перспективе, из-за того, что в среднем в тот период в советских семьях уже было менее 2 детей. И именно на эту проблему намекает песенка ВИА «Верасы», звучащая во время катания Ани и спасённой ею сестры Лены на колесе обозрения в парке, с характерными грустными словами «у меня сестренки нет, у меня братишки нет…». Если бы ребята были настоящими диверсантами, то карьеризм и самоуверенность («я сам всё могу!») некоторых сотрудников МВД и КГБ действительно могли бы привести к тому, что их диверсия вполне бы удалась.

В фильме в итоге мы переносимся в иную реальность, где Советский Союз выиграл холодную войну, где всё по-другому, где все живы. Спасение великой страны и великого народа происходит благодаря вмешательству в ход истории. Это, в свою очередь, происходит благодаря машине времени, изобретённой учёными-исследователями Зоны. А располагались эти учёные в бункере. Если внимательно рассмотреть этот бункер, то можно понять, что он – часть Киевского укрепрайона, т.е. он – часть обороны столицы Советской Украины в 1941 году. В этом глубокий символизм – наши героические деды и прадеды как бы передают нам эстафету спасения Родины. Спасая будущее своей страны и народа, мы спасаем и прошлое, спасаем историю, находимся в непрерывной связи с нашими предками, с Небесной Церковью… В иной, альтернативной, советской реальности 2013 года главой СССР является… Владимир Владимирович Путин. В этой фантастической реальности гражданская война идёт в США, а в нашей реальности она идёт на просторах уничтоженного СССР…увы…

В иной реальности Советский Союз с населением в 410 миллионов человек, по всей видимости, является самой мощной и развитой страной мира. Молодёжь гордится отечественными спортивными командами, с удовольствием смотрит отечественные фильмы, народ пользуется качественной отечественной техникой. Даже Интернет там называется иным словом – «РУнет», что намекает на то, что в случае победы СССР в холодной войне уже в середине 1990-х годов наша Родина стала бы ведущей страной мира и в области IT-технологий. Вполне возможно, что упоминание имени В.В.Путина неслучайно: в нашей реальности с этим именем связаны надежды многих людей как в России и Русском Мире, так и во всём мире. Западная «цивилизация» в нынешнем виде ведёт мир к разрушению, хаосу, радиоактивной Зоне в масштабах всей планеты, а Россия и Русский Мир (Русская Цивилизация) предлагают миру альтернативу – сотрудничество между странами и народами, мирное развитие, порядок и гармонию.

Итак, другая основная идея фильма – это показ зрителю возможных масштабов последствий своих поступков в будущем. Конечно же, в реальности мы не можем изменить прошлое, но мы в силах изменить будущее. Оно – не предопределено! Многие люди думают, что якобы их силы ничтожны, что они не могут повлиять на судьбы своей Родины, народа, города. Но этот фильм, хоть и в фантастической форме, очень ясно показывает, как одно лишь незаметное действие или событие может поменять даже мировую историю в перспективе, через каких-то несколько десятков лет (в фильме этот промежуток времени равен примерно 26 годам). Будущее зависит от всех, от каждого из нас.