России поможет «Восточное партнерство»

I605_vostokak

9октября в подкомиссии по европейским вопросам Комиссии внешних отношений СенатаСША состоятся слушания на тему «Ключевоймомент для Восточного партнерства: перспективы для Азербайджана, Беларуси,Грузии, Украины, Молдовы и Армении». Эти слушания будут проходить подпредседательством сенатора КристофераМерфи. В них примут участие помощник заместителя госсекретаря США поЕвропе и Евразии ПолДжонс, заместитель исполнительного директора Атлантического совета Деймон Вильсон и ведущий эксперт исследовательскойорганизации «Heritage Foundation» АриельКоэн.

Действительно,намеченный на ноябрь саммит «Восточного партнерства» ЕС в Вильнюсе обрастаетдраматургией на самых разных направлениях. Но в данном случае мы затронемтолько проблемы Закавказья.

Арменияв самый последний момент решила «соскочить» с европейского поезда, заявив ожелании вступить в Таможенный союз (ТС). Как отметил чрезвычайный и полномочныйпосол Германии в Армении РайнерМорел, «документ о создании зонысвободной торговли с Арменией был готов к парафированию на предстоящем вВильнюсе саммите «Восточного партнерства», однако заявление, сделанноепрезидентом СержемСаргсяном 3 сентября онамерении вступить в Таможенный союз, изменило картину». Тем не менее,Ереван пытается сохранить места сразу в«двух вагонах поезда» — евразийском и европейском.

КогдаЕврокомиссия сообщила, что договор о свободной торговле с ЕС несовместим с ТС,Ереван приступил к осуществлению операции «Отступление», начав переговоры сБрюсселем о внесении изменений в соглашение с ЕС, чтобы на саммите в Вильнюсеподписать только его политическую часть. Она обозначает такие требованияЕвросоюза, как свобода слова, соблюдение основ демократических принципов, правчеловека и еще многое другое.

На наш взгляд, переход Армении по этимнаправлениям в новое состояние будет сопряжен с серьезными внутреннимиполитическими потрясениями.

Непросто обстоят дела и с Грузией. Премьер-министр Бидзина Иванишвили по-прежнему уверяет всех в том, что «европейская и евроатлантическая интеграция- это единственный путь, который позволит Грузии сформировать настоящуюдемократию, обусловит национальную безопасность и демократическое развитиестраны», и что на предстоящем саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе «его страна готова к парафированиюсоглашения с ЕС об ассоциировании». Но при этом он «тонко» намекает, что «надеется,что соглашение будет подписано до истечения срока нынешнего составаЕврокомиссии». В то же время бывший первый заместитель министра иностранныхдел Грузии, НиколозВашакидзе говоритследующее: «Подписание договора с Грузиейзаменили парафированием, актом, символизирующим только согласование текста. Тоесть  идет работа над тем, чтобы документ был парафирован между Евросоюзоми Грузией. Возможно, в Евросоюзе решили согласовать с нами текст договора, азатем, «подвесив» договор и обусловив его определенными политическимитребованиями, понаблюдать за Грузией. Этим они оставляют для себя свободудействия в плане взятия обязательств, которые подразумевают под собойподписание и дальнейшую ратификацию договора. Одним словом, парафированиедоговора еще более отдаляет и удлиняет процесс нашей интеграции в Евросоюз».

Чтокасается Азербайджана, то изначально Брюссель — видимо, не случайно -планировал поэтапный ход действий. 1 марта 2013 года еврокомиссар поевропейской политике добрососедства ШтефанФюле заявлял: «В ноябре в Вильнюсе мы надеемся подписатьсоглашение об ассоциации с Украиной, а также завершить переговоры с Грузией,Молдовой и Арменией и сделать шаг вперед в наших переговорах с Азербайджаном».«Разводка» по темпам интегрирования закавказских стран — Армении, Грузии иАзербайджана — в зону свободной европейской торговли выглядит не случайно. Содной стороны, в силу того, что Азербайджан не является членом ВТО, чтосказывается на определении для него многих экономических преференций. С другой- ничто не мешало Баку обусловить свое совместное участие с Ереваном в общемевропейском проекте необходимостью освобождения своих районов и урегулированиемкарабахского конфликта. Но он решил воздержаться от такого шага, посколькуАрмения намеревалась подписать соглашение об ассоциации с ЕС, а также вступитьв европейскую зону свободной торговли в формате международно признанных границбез Карабаха. Это открывало для Азербайджана самые благоприятные перспективыдля урегулирования этой проблемы, но по своему собственному сценарию. И толькопосле того, как Армения заявила о желании вступить в ТС, Азербайджан вынужденбыл «открывать карты». Заместительминистра иностранных дел Азербайджана МахмудМамедгулиев заявил, что «в рамках саммита Восточного партнерстванеобходимо очень серьезно подойти к вопросу конфликтов в регионе» и что «этот вопрос должен быть серьезнорассмотрен, и следует выразить отношение к нему… в итоговой декларациисаммита».

Так вЗакавказье благодаря активности «Восточного партнерства» появляется вероятностькардинального изменения ситуации. И дело не в экономике, а в сложномпереплетении стратегических интересов государств региона. Допустим, что Грузияподписывает документы об ассоциации с ЕС и входит в зону свободной европейскойторговли. Европейский парламент подготовил для Европейской комиссии рядвопросов для устных ответов о торговой политике Брюсселя в отношении стран«Восточного партнерства» накануне саммита в Вильнюсе. В частности, в повесткедня пленарной сессии, которая состоится с 7 по 10 октября в Страсбурге, есть ивопрос о возможности подписания Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС. Вотношении же Азербайджана ставится вопрос только об обновлении двустороннихторговых отношений. В этой связи азербайджанские эксперты утверждают, что «впроцессе применения соглашений с ЕС некоторые европейские страны могутпосчитать, что Грузия… имеет более либеральный торговый режим с Азербайджаном,чем с ЕС». В итоге «Тбилиси могутпредписать пересмотр своих торговых отношений с Азербайджаном в сторонуужесточения через заключение дополнительных протоколов к двустороннимсоглашениям». Если подобное произойдет, то неизбежны определенныеограничения на торговлю ЕС с Азербайджаном в ситуации, когда на Грузиюприходится его наиболее активный экспорт.

Однимсловом, Брюссель до сих пор не имеет дифференцированной стратегии действий вотношении отдельных государств Закавказья и продолжает действоватьконъюнктурно, выдвигая в разные времена на первый план разные задачи. Тоозвучиваются проекты по вытеснению России из всего региона через тактику «цветных революций», призванной провестисмену политических элит, то на первый план выводится проблема поисковальтернативных путей доставки энергоресурсов, то затеваются интриги сдемократией в этих странах. Что же сейчас?

ПервоначальноЕС шел в фарватере политики США в регионе. После того, как стало очевидно, чтокарабахский, грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты втягивают странырегиона не в ЕС, а в конфликтогенные зоны Большого Ближнего Востока, политикаБрюсселя изменилась. Европейские политики стали осознавать, что страныЗакавказья, системно разыгрывая с ЕС русскую «карту», фактически сыграли в пользу России: они не толькопоставили крест на проектах Брюсселя создать в Закавказье единое экономическоеи политическое пространство, но и раскололи Европу на «старую» и «новую». Дляпервой, «старой» Европы, проект«Восточное партнерство» морально и политически устарел. Вторая, то есть «новая» Европа, еще пытаетсядемонстрировать уверенность в своих действиях на этом направлении. Но она такжеутеряла возможность для быстрых и эффективных шагов. Особенно после того, когда«старая» Европа, подталкивая с югаТурцию в сторону усиления своего влияния в восточной части Черного моря, потомвырвала из ее рук европейский флаг и указала ей «новый путь» — на Восток, в сторону исламского мира. Ситуация моглабы быть иной, если бы «старая» Европаи Анкара на закавказском направлении действовали бы синхронно.

Первойэти перемены почувствовала Армения, рванувшись в ТС. Теперь время серьезныхгеополитических решений наступает для Азербайджана. Грузии остается надеждасохранить хотя бы то, что она имеет сейчас. Москве же необходимо набратьсятерпения, чтобы «восточные партнеры» довели свой сценарий до просчитываемогологического конца — когда ЕС завершит «разводку» стран Закавказье по разнымнаправлениям и подготовит серьезные геополитические перемены на постсоветскомпространстве. Кстати, так вела себя Европа и в 1920-х годах, когдадоговаривалась с кремлевскими большевиками о советизации региона.

Так что вподкомиссии по европейским вопросам Комиссии внешних отношений Сената США естьо чем поговорить.