Промчаться под радугой


«Галерея» – крупнейшее в Восточной Европе шоу старинных автомобилей.

100

«Галерея» – крупнейшее в Восточной Европе шоу старинных автомобилей. Обычно героями такой выставки становились в первую очередь авто престижных зарубежных марок, таких, как «Мерседес» или «Ролс-ройс». В этом году, если судить по площади экспозиции, акценты заметно сместились на автомобили советского производства, в том числе военные.


В центре выставочного зала и вовсе разместили истребитель Як-1, поднятый со дна озера Кривое около поселка Сафоново-1 в 2012 году. Самолет представлен в процессе реставрации, деревянный каркас без обшивки, что позволяет разглядеть детали внутреннего устройства. Эстетики ноль, но зрелище впечатляет. Эксперты, собравшиеся на стенде, напоминают посетителям, что именно Як-1 стал основным оружием наших летчиков, с 1940 по 1944 год было выпущено 8734 единицы. По сравнению с «Мессершмитом», Як-1 имел превосходство в скорости и маневре. Пилоты любили самолет за простоту в пилотировании и неприхотливость в обслуживании – качества, которыми традиционно славилась русская техника.

Но главные участники выставки – это, конечно же, автомобили. Современный россиянин, особенно юных лет, будет без преувеличения потрясен масштабом экспозиции советской автотехники. В СССР, оказывается, самостоятельно производились авто всех видов и классов – факт, который в современной капиталистической России можно отнести разве что к области фантастики.


Вот огромная, в несколько десятков, шеренга спортивных автомобилей. Сегодня известные только специалистам, когда-то их названия гремели на всю страну: «Харьков», «Лорент», «Звезда», «Киев-спорт», «Астрада», «Эстония», «Тарту», МАДИ-0213, АМ-01, «Русь», «Вихур» на базе ВАЗ, кроссовый ГАЗ-51, багги и карты. Нередко созданные усилиями энтузиастов, некоторые и сегодня поражают смелостью замысла, необычностью дизайна и рекордными результатами.


Шикарные коллекционные авто представительского советского класса напоминают, что в СССР тоже была своя знать. Но эта элита служила своей стране, и даже праздничная, показная эстетика была направлена на то, чтобы подчеркнуть и укрепить единство власти, партии и народа. Вот ЗИС-110В, открытый вариант правительственного лимузина, созданный для парада на Красной площади. Эти автомобили не просто красили в серый цвет, но – в цвет парадной шинели действующего на тот момент министра обороны. А в 1957 году фаэтоны и кабриолеты этой марки обслуживали участников Московского международного фестиваля молодежи.

 Интересный экспонат – микроавтобус ЗИЛ «Юность», созданный на базе агрегатов лимузинов ЗИЛ. В массовое производство эта машина не пошла, применялись для обслуживания правительственных делегаций. Роскошный микроавтобус специально для чиновников – в этом что-то есть. Может быть, и в будущем эта идея будет востребована?

Характерно, что престижные гражданские и представительские советские автомобили, том числе ЗИЛ-111, «Волга», «Победа», «Москвич», находятся на периферии советской экспозиции, а в центре – военные машины, первые советские джипы.


Вот ГАЗ-64, первый советский серийный внедорожник, полноприводная машина с открытым кузовом и вырезами вместо дверей. Предназначалась для использования на поле боя как командирская машина и легкий артиллерийский тягач, но фактически стала первой боевой машиной пехоты, способной за раз на короткое расстояние перевезти целое отделение. Именно эта крохотная машинка и получила впервые традиционное для машин такого класса прозвище «козлик», а также ныне забытое «Иван-виллис» «в честь» его американского аналога.

ГАЗ-64 разработали в рекордные сроки – за 51 сутки, с 3 февраля до 25 марта 1941 года. Автор рекорда - Виталий Андреевич Грачев, знаменитый конструктор, основоположник отечественной внедорожной техники. А ГАЗ-64 оказался первым в ряду ГАЗ-67, ГАЗ-69 и УАЗ-469, УАЗ «Хантер» и УАЗ «Патриот». По сути, эти автомобили и по сей день являются лучшими в мире в классе внедорожников, если, конечно, судить не по количеству лака, хрома и кожи на сиденьях, а по реальной проходимости и классическому соотношению цена-качество. И по сей день на соревнованиях в условиях настоящего бездорожья в число победителей нет-нет да и выйдет какой-нибудь энтузиаст на старом добром УАЗе, да еще и в преклонных годах. А ведь конкуренты, как правило, мощнейшие внедорожники от «Тойоты», «Форда», «Лэнд ровера» или «Мицубиси». В чем же секрет? Ведь любой тест быстро показывает, что на бездорожье автомобили семейства ГАЗов-УАЗов и сегодня никто не может обойти, просто и элементарно обогнать, так как поневоле, чтобы не разбить машину, приходится снижать скорость, даже если ты за рулем «Лэнд крузера» или «Хаммера».

Ответ, как делать такие машины, похоже унес с собой Виталий Грачев. Родился он пятым ребенком в Сибири, в зажиточной, как потом выяснилось, семье. По причине не пролетарского происхождения был исключен из института и так и не получил в итоге высшего образования. Может, оно и к лучшему, ведь, как говорят в народе, ученого учить – только портить.

Вот и на Горьковский автозавод он попал по мобилизации. Здесь и сформировался как конструктор, стремился к поиску простых и в то же время изящных решений. На его счету немало знаменитых машин: трехосный грузовой автомобиль ГАЗ-ААА, ГАЗ-61, уже упомянутый ГАЗ-64 и ГАЗ 67Б, который по тяговым свойствам и проходимости превосходил своего основного конкурента "Виллис".

Во время работе на ЗИЛе – том самом ЗИЛе, который сегодня превратился в огромный мертвый город-завод – он создает целую серию удивительных машин: ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортёры БТР-152А, БТР-152Б, средние колёсные артиллерийские тягачи, поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью «Синие птицы».

Конечно, всех вышеперечисленных машин Грачева, как и некоторых других советских авто, нет на выставке. Нет здесь непревзойденного по проходимости 157-го. Нет так горячо любимого шоферами всего Советского Союза не убиваемого и сверх надежного 130-го. Нет «Нивы», ставшей первой в своем классе, открывшей эру компактных комфортабельных внедорожников в мировом автомобилестроения. Нет вазовской «классики», лучшего легкового авто всех времен и народов, о чем говорит не реклама, а самый большой в мире «тираж» этих автомобилей.

Всех этих и многих других авто нет по одной простой причине: они и по сей день верно служат своему народу. ГАЗ-69, не говоря уже об УАЗиках, и даже ЗИЛ-157 вы и по сей день сможете найти в каком-нибудь глухом селе вдали от оживленных асфальтовых трасс. Причина проста – и по сей день не создано ничего более проходимого, надежного и пригодного для простой сельско-таежной жизни. А ЗИЛ-130 я пару лет назад увидел в самой Москве, на выставке. «Неужели снова выпускаете?» – удивился я. – Нет, конечно, – рассмеялся в ответ представитель фирмы. – Для рекламы поставили. Люди помнят эту машину, любят ее, подходят, вот и вы подошли...»

Чем дальше от нас советское время, тем более отчетливо понимаешь, что подход к технике в целом и к автомобилям в частности был тогда более взвешенным, более мудрым. Автомобиль в первую очередь был тружеником, работягой. Сегодня авто – это предмет роскоши, развлечения, вложения средств. Жители больших и средних городов убивают время, здоровье и саму свою жизнь в пробках, весь мир работает на автомобилестроение и на бензин, но при этом средняя скорость передвижения на автомобиле упорно приближается к скорости пешехода. И в эпицентре этого апокалипсиса духа и смысла неглупые с виду люди всерьез обсуждают значение различий в дизайне всемирно раскрученных марок.

Невольно вспоминаю, как когда-то в Сибири такие же неглупые с виду дяди в годах устраивали настоящие гонки на трассе на своих «ЗИЛах» и «КАМАЗах». Есть такая старинная русская забава: если промчишься под радугой, то будет тебе до конца дней во всех делах неслыханное-невиданное счастье. Вот они и гнали наперегонки, потому что – верили... Почему же мы бросили все, что достигнуто нашим отечественным автопромом и с такой готовностью пересели на дорогие заморские авто? И почему саму радугу сегодня пытается приватизировать группа меньшинств с нетрадиционной ориентацией? Не потому ли, что изменились сами взаимоотношения человека и техники? Если еще 20-30 лет назад железо служило человеку, то сегодня человек сам беззаветно служит железу, и не важно какому: автомобилю, компьютеру или просто желтому металлу, столь презренному в недавние советские времена . Служит металлу, старается вовсю и не замечает, как из живого существа превращается в нечто бесполое, бесплотное и обветшалое, способное выжить только за плотно закрытыми дверями такого необходимого и ненужного, такого спасительного автомобиля.

Олег Ларионов.

Другие материалы

Комментарии «Промчаться под радугой»

Концептуал ТВ

Самое
  • Главное
  • Популярное
Показать ещё
Показать ещё

РЕПЛИКИ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Лента
  • Новостей
  • Аналитики
Показать ещё Показать ещё Показать ещё

Вход

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь