Правительство сможет запрещать госзакупки иностранных товаров

Правительство сможет запрещать госзакупки иностранных товаров
I605_4

Правительство России получит возможность запрещать «допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами», для госзакупок. Такие поправки в закон «О контрактной системе в сфере закупок…» 16 июня приняла во втором чтении Госдума. Правительству также дадут возможность устанавливать исключения из запретов — при этом закупающая организация должна будет обосновать необходимость приобретения иностранного товара или услуги. Согласно законопроекту, запреты можно будет вводить «в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей».

Поправки в закон «О контрактной системе…» были внесены в рамках введения преференций для отечественного программного обеспечения (ПО) при госзакупках. Законопроект, предусматривающий создание реестра отечественного ПО, был внесен в Госдуму в апреле депутатами Леонидом Левиным, Алексеем Казаковым, Вадимом Деньгиным и др. Ко второму чтению в законопроекте полномочия правительства по введению ограничений на госзакупки были увеличены.

— Когда у правительства есть возможность отреагировать на реалии, которые могут возникнуть в любую минуту, — это и есть цель законопроекта, — говорит глава подкомитета ГД по интернету и развитию электронной демократии Алексей Казаков.

Содержащиеся в том же законопроекте поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вводят определение российского программного обеспечения. Исключительное право на соответствующее ПО во всём мире должно принадлежать Российской Федерации, либо субъекту РФ, муниципальному образованию, российской некоммерческой организации, коммерческой организации, в которой более 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам. Если права принадлежат организации, она не должна контролироваться иностранным лицом. Кроме того, данное ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны составлять гостайну. А выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать порога в 30% всех платежей за ПО.

— Есть ключевые критерии отнесения программного обеспечения к отечественному. Эти критерии разрабатывались в течение года отраслью. Они являются базовыми, поэтому их целесообразно утвердить на уровне закона, — говорит глава ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгения Василенко. — При этом есть понимание, что сформировать с первого раза полный список критериев сложно. Чтобы иностранные производители, «надевая российские шапочки”, не попадали в реестр российского софта, правительство наделено возможностями дополнять критерии в случае необходимости, не затрагивая базовых. 

— Критерии в законе — это очень негибко: через пару месяцев выяснится, что написали что-то не так, а закон же только подписан, при этом всем ясно, что в законе написана ерунда, а так часто бывает, и правоприменение происходит в ручном режиме — отмечает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.

Как записано в законопроекте, правительство, вводя ограничения, может предусмотреть возможность исключений. В таком случае госзаказчики будут обязаны обосновать невозможность соблюдения запретов. Порядок такого обоснования также устанавливается правительством.

— Нам нужно производить и развивать конкурентные продукты, — заявил «Известиям» депутат Вадим Деньгин. — Санкции продолжают крепчать. Китайцы делают, и мы должны делать свое для себя. Если не можем сами придумать, надо скопировать чужое. Ведь китайцы так поступали долгое время.