Появится ли у России объединяющая идея?

Какой видят свою цель в жизни современные жители России? О политике в голых цифрах размышляет директор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин.

— Вопрос об идеологии он интересен, сложен, политический актуален и невероятно потенциален с точки зрения управления обществом и страной и ее развития. Как в современном арсенале геополитических войн между странами наиболее эффективно незатратно победить страну противника. Рецепт есть в известной монографии, все ее читали абсолютно в детстве, называется «Сказка о Буратино».

Сказка: «Давай присядем на дорожку, а то нам с Базилио предстоит длинный путь. Мы с ним идем в страну дураков. Да, туда. Куда? В страну дураков? Да не смейся ты миленький Буратино. Мы очень бедные, мы идем туда, чтобы разбогатеть. Там есть такое поле, волшебное, поле чудес».

Степан Сулакшин: Так вот, если лишить страну ума, посадив в первые, вторые, третьи кресла руководства страны балбесов, то вся страна превратится в балбесов и станет сама себя уничтожать. Если лишить страну, население смысла жизни, смысла существования, то бессмысленное существование никогда эффективным, достойным и конкурентным в случае борьбы за ресурсы не будет. Достоевский говорил так: «Без идеи не может жить ни человек, ни государство». Бердяев говорил, что народ – это куча людей с идеей. Человек существо сознательное и он свою деятельность всегда целепологает, всегда что-то мотивирует. Всегда существует интерес, который что-то нас заставляет делать. Интерес это психологическое состояние человека, мотивирующее его на действие по реализации его удовлетворения, его потребности.

Цель – это по неким соображениям важная для человека характеристика, предмет его деятельности, активно-деятельностная категория, он все время что-то делает в своей жизни, чтобы мир менять, чтобы существовать, ресурсы добывать, потреблять и т.д. И вот последний шаг, а цель, откуда берется, какие такие основания, которые для человека что-то делает важным, мотивирует его, интерес формирует, целепологание в нем активирует.

Это ценность. А что есть ценность? Конечно не цена, бирка в магазине. Это не только показатель соотносимости с каким-то эталоном, это не только эстетическое наслаждение красивым пейзажем, красивой женщиной и т.д. Ценность – это еще и ценность мотиватор. Ценность – это критически жизненно важная характеристика предмета вашей деятельности.

Сказка: «Граждане новоселы внедряйте культурку, вешайте коврики на сухую штукатурку. Никакого модернизма, никакого абстракционизма. Сохраняй стены от сырости, вас от ревматизма. Налетай, торопись, покупай живопись».

Степан Сулакшин: И вот мы подходим к важной вещи. У человека, как у образца жизни, есть вызов. Он либо жизнеспособен, не помрет, грубо говоря, от болезни или от собственной лени, либо он не жизнеспособен. Смысл жизни, код жизни, отличающий от нежизни в том, чтобы жить, вести экспансию в пространстве и увеличивать свою жизнеспособность, способность быть. В биологической природе, где нет человека одухотворенного, уразумленного, одушевленного, но есть там замечательные образцы биологической жизни. Там смысл жизни в одном – просто жить, как биологическому образцу. Поэтому, чем ты сильнее соседа, чем у тебя зубы острее, ноги быстрее, когти больше, тем больше шансов сожрать кого-нибудь, прежде чем, он тебя сожрет. Там больших ценностных мотиваций нет, но мы-то люди и природа устроила так, что когда образцы жизни обрели форму человека уразумленного, одушевленного способы повышения его жизнеспособности стали другими. Они не те, которые описывал Дарвин в своей теории «Борьбы за выживание», образец образцу в жизни волк и т.д. Попытка переносить человеческое сообщество эти принципы, так называемые «социал-дарвинизм» или «практический либерализм» они тупиковы, они беспомощны, потому что они копируют совершенно другую природную систему. Неодушевленная жизнь, которая там стремится повысить жизнеспособность. Так вот, у человека цель не просто быть, мы тоже бионосители, но быть неким определенным, каким-то, обладать некими качествами.

И вот тут начинают бороться важные обстоятельства нашей жизни, эти самые механизмы целеполагания, которые связаны с ценностным мотивационным выбором. Ценность и мотиваторы у человека в его биологической, животной части, всего три, как у любого животного. Чувство голода, безопасности и необходимости воспроизводства. Но мы люди, и наши поведенческие выборы и ценности мотиваторы, делающие нас более жизнеспособными, другие. С точки зрения животной природы, такой примитивно-материалистической, эти мотиваторы уже не рациональны. Например, альтруизм, коллективизм, любовь как таковая, ценность человеческой жизни как таковой, креативность, стремление к совершенству, к идеалу, труд. Вот эти ценности имеют и контур воплощения.

Во-первых, их может не быть, тогда мы животные. Но человек, понятное дело, более жизнеспособен, это венец природы. Никакое животное не способно выжить, если человек с человеком начнет соревноваться.

Правда? Поэтому человеку превращаться в животное, это снижать свою жизнеспособность. Но есть еще более удивительный выбор в судьбе человека, превращаться не только в отсутствие человека, обретая вид животного, а превращаться в контрчеловека, в античеловека. Если здесь любовь, здесь ненависть, если здесь труд, то здесь разбой, рента, ростовщический процент, то есть получение блага без трудовых на то затрат. Если здесь альтруизм и стежание, то здесь корысть, стремление к обогащению. Если здесь стремление к идеалу, совершенству, здесь стремление к разрушению, если здесь ценность человеческой жизни, то тут желание и наслаждение, убийства и т.д. Причем, вот эта публика слева, она тоже может быть очень жизнеспособной, народ живет по правилам или когда там фашистская идеология воплотила этот портрет и попыталась установить свое первенство, превосходство и властвование. И им это в значительной степени удавалось. Так вот, принцип, жизнь, в том числе человеческая по природному закону определения максимизации жизнеспособности, заставляет человека делать выбор в пользу определенных ценностей мотиваторов.

Что такое идеология? Есть два прочтения, первое из них даже более распространено, возьмите даже учебники для первого курса ВУЗов, там словари энциклопедические и т.п. Это набор идей и представлений о чем-нибудь. Под идеей понимается при этом писоформейшен, ну, кусочек знаний о чем-нибудь, такая байка смешная, «идея я находюся», знаете такой анекдот из старших поколений. Так вот идея, как кусочек информации, это не самая важная и главная, что лежит в корне смысловом этимология термина «Идеология». Есть гораздо более важная смысловая нагрузка, которая связана с сложным началом разговора, ну очень важным для нас.

Фильм: «Ну, кто, инженеришко рядовой и все. Ну, что у него за жизнь, утром на работу, вечером с работы, дома жена, дети сопливые. Ну, в театрик сходит, летом в санаторий съездит в Ялту, тоска смертная. А ты? Ты вор, джентльмен удачи, украл, выпил, в тюрьму, романтика». «Вот за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. Нельзя, конец новогодней ночи, завтра наступит похмелье, пустота».

Степан Сулакшин: Ничего нет более высокого, значимого и возбуждающего для человека, чем вопрос – быть человеком, а не просто физиологически функционирующим образцом. Когда нарушается функция мозга, душа, разум или сознание уходит, вот оставшееся – овощ. Даже термин придуман, это не человек, это нечто другое.

Концептуал ТВ