Появится ли у России объединяющая идея?


Что такое национальное самосознание и насколько хорошо развито оно у граждан России?

Какой видят свою цель в жизни современные жители России? О политике в голых цифрах размышляет директор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин.

- Вопрос об идеологии он интересен, сложен, политический актуален и невероятно потенциален с точки зрения управления обществом и страной и ее развития. Как в современном арсенале геополитических войн между странами наиболее эффективно незатратно победить страну противника. Рецепт есть в известной монографии, все ее читали абсолютно в детстве, называется «Сказка о Буратино».

Сказка: «Давай присядем на дорожку, а то нам с Базилио предстоит длинный путь. Мы с ним идем в страну дураков. Да, туда. Куда? В страну дураков? Да не смейся ты миленький Буратино. Мы очень бедные, мы идем туда, чтобы разбогатеть. Там есть такое поле, волшебное, поле чудес».

Степан Сулакшин: Так вот, если лишить страну ума, посадив в первые, вторые, третьи кресла руководства страны балбесов, то вся страна превратится в балбесов и станет сама себя уничтожать. Если лишить страну, население смысла жизни, смысла существования, то бессмысленное существование никогда эффективным, достойным и конкурентным в случае борьбы за ресурсы не будет. Достоевский говорил так: «Без идеи не может жить ни человек, ни государство». Бердяев говорил, что народ – это куча людей с идеей. Человек существо сознательное и он свою деятельность всегда целепологает, всегда что-то мотивирует. Всегда существует интерес, который что-то нас заставляет делать. Интерес это психологическое состояние человека, мотивирующее его на действие по реализации его удовлетворения, его потребности.

Цель – это по неким соображениям важная для человека характеристика, предмет его деятельности, активно-деятельностная категория, он все время что-то делает в своей жизни, чтобы мир менять, чтобы существовать, ресурсы добывать, потреблять и т.д. И вот последний шаг, а цель, откуда берется, какие такие основания, которые для человека что-то делает важным, мотивирует его, интерес формирует, целепологание в нем активирует.

Это ценность. А что есть ценность? Конечно не цена, бирка в магазине. Это не только показатель соотносимости с каким-то эталоном, это не только эстетическое наслаждение красивым пейзажем, красивой женщиной и т.д. Ценность – это еще и ценность мотиватор. Ценность – это критически жизненно важная характеристика предмета вашей деятельности.

Сказка: «Граждане новоселы внедряйте культурку, вешайте коврики на сухую штукатурку. Никакого модернизма, никакого абстракционизма. Сохраняй стены от сырости, вас от ревматизма. Налетай, торопись, покупай живопись».

Степан Сулакшин: И вот мы подходим к важной вещи. У человека, как у образца жизни, есть вызов. Он либо жизнеспособен, не помрет, грубо говоря, от болезни или от собственной лени, либо он не жизнеспособен. Смысл жизни, код жизни, отличающий от нежизни в том, чтобы жить, вести экспансию в пространстве и увеличивать свою жизнеспособность, способность быть. В биологической природе, где нет человека одухотворенного, уразумленного, одушевленного, но есть там замечательные образцы биологической жизни. Там смысл жизни в одном – просто жить, как биологическому образцу. Поэтому, чем ты сильнее соседа, чем у тебя зубы острее, ноги быстрее, когти больше, тем больше шансов сожрать кого-нибудь, прежде чем, он тебя сожрет. Там больших ценностных мотиваций нет, но мы-то люди и природа устроила так, что когда образцы жизни обрели форму человека уразумленного, одушевленного способы повышения его жизнеспособности стали другими. Они не те, которые описывал Дарвин в своей теории «Борьбы за выживание», образец образцу в жизни волк и т.д. Попытка переносить человеческое сообщество эти принципы, так называемые «социал-дарвинизм» или «практический либерализм» они тупиковы, они беспомощны, потому что они копируют совершенно другую природную систему. Неодушевленная жизнь, которая там стремится повысить жизнеспособность. Так вот, у человека цель не просто быть, мы тоже бионосители, но быть неким определенным, каким-то, обладать некими качествами.

И вот тут начинают бороться важные обстоятельства нашей жизни, эти самые механизмы целеполагания, которые связаны с ценностным мотивационным выбором. Ценность и мотиваторы у человека в его биологической, животной части, всего три, как у любого животного. Чувство голода, безопасности и необходимости воспроизводства. Но мы люди, и наши поведенческие выборы и ценности мотиваторы, делающие нас более жизнеспособными, другие. С точки зрения животной природы, такой примитивно-материалистической, эти мотиваторы уже не рациональны. Например, альтруизм, коллективизм, любовь как таковая, ценность человеческой жизни как таковой, креативность, стремление к совершенству, к идеалу, труд. Вот эти ценности имеют и контур воплощения.

Во-первых, их может не быть, тогда мы животные. Но человек, понятное дело, более жизнеспособен, это венец природы. Никакое животное не способно выжить, если человек с человеком начнет соревноваться.

Правда? Поэтому человеку превращаться в животное, это снижать свою жизнеспособность. Но есть еще более удивительный выбор в судьбе человека, превращаться не только в отсутствие человека, обретая вид животного, а превращаться в контрчеловека, в античеловека. Если здесь любовь, здесь ненависть, если здесь труд, то здесь разбой, рента, ростовщический процент, то есть получение блага без трудовых на то затрат. Если здесь альтруизм и стежание, то здесь корысть, стремление к обогащению. Если здесь стремление к идеалу, совершенству, здесь стремление к разрушению, если здесь ценность человеческой жизни, то тут желание и наслаждение, убийства и т.д. Причем, вот эта публика слева, она тоже может быть очень жизнеспособной, народ живет по правилам или когда там фашистская идеология воплотила этот портрет и попыталась установить свое первенство, превосходство и властвование. И им это в значительной степени удавалось. Так вот, принцип, жизнь, в том числе человеческая по природному закону определения максимизации жизнеспособности, заставляет человека делать выбор в пользу определенных ценностей мотиваторов.

Что такое идеология? Есть два прочтения, первое из них даже более распространено, возьмите даже учебники для первого курса ВУЗов, там словари энциклопедические и т.п. Это набор идей и представлений о чем-нибудь. Под идеей понимается при этом писоформейшен, ну, кусочек знаний о чем-нибудь, такая байка смешная, «идея я находюся», знаете такой анекдот из старших поколений. Так вот идея, как кусочек информации, это не самая важная и главная, что лежит в корне смысловом этимология термина «Идеология». Есть гораздо более важная смысловая нагрузка, которая связана с сложным началом разговора, ну очень важным для нас.

Фильм: «Ну, кто, инженеришко рядовой и все. Ну, что у него за жизнь, утром на работу, вечером с работы, дома жена, дети сопливые. Ну, в театрик сходит, летом в санаторий съездит в Ялту, тоска смертная. А ты? Ты вор, джентльмен удачи, украл, выпил, в тюрьму, романтика». «Вот за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. Нельзя, конец новогодней ночи, завтра наступит похмелье, пустота».

Степан Сулакшин: Ничего нет более высокого, значимого и возбуждающего для человека, чем вопрос – быть человеком, а не просто физиологически функционирующим образцом. Когда нарушается функция мозга, душа, разум или сознание уходит, вот оставшееся – овощ. Даже термин придуман, это не человек, это нечто другое.

Концептуал ТВ

Комментарии «Появится ли у России объединяющая идея?»

  • Пользователь удален 04 февраля 2014, 16:03

    Идея нужна, это точно, но как она может появиться, если основную массу людей обокрали, средства производства и активы, которые создавали наши деды и отцы в СССР - достались в ходе приватизации и обогатили небольшую кучку людей, управляющую номенклатуру на тот момент и они на этом фундаменте уже начали крутиться, так сказать элиты разных уровней. В народе, в обществе всегда будет витать дух несправедливости, какая уж тут объединяющая идея, сначала должна восторжествовать справедливость, которая объединит общество, а потом уже и идея подтянется.

    2
    • I46_default
      Валерий 04 февраля 2014, 16:52

      Справедливости ни когда не было и ни когда не будет. Потому что это абстрактное понятие.

      -5
    • I46_default
      Temirov 04 февраля 2014, 19:19

      @ Валерий:

      Алексей имел в виду, очевидно, прилюдную кастрацию и четвертование Михаила Сергеевича Горбачева. Ну, и всех наиболее отличившихся вместе с ним...

      4
    • I46_default
      Данила Коловрат 04 февраля 2014, 19:25

      по сути фактическая справедливость это наша реакция на кажущуюся нам несправедливость. Или проще - все происходит именно так, как должно с точки зрения законов и механики природы - и это есть справедливость.

      Если тебя обидели и ты ничего не сделал в ответ (это НЕ есть НЕсправедливость) - это значит ты играешь по правилам обидчика (вселенная сделал тебе посыл, пас) и ты получаешь свой урок (тебе вселенная говорит, что пора заняться собой и стать сильным, слабым быть нельзя), обидчик получает свой урок (и портит себе авторитет и бумерангом получит в ответ болезненной урок, гласящий , что разрушение это плохо) и не важно, кто доволен а кто нет, все играют свою роль. В итоге по факту (если без эмоций) добра или зла не существует, есть наша реакция на событие.

      Если нужно , чтобы все поровну работали и поровну получали - то этого должны тогда хотеть все поровну в одинаковой степени и так же выполнять и работать в одниковой степени - и это будет (якобы) справедливо , а на самом деле это будет очередная игра, где, как и всегда, все выполняют свою роль.

      У вас нет денег, а у кого то есть ? тоже справедливо - вы ничего не сделали, чтобы они у вас были (даже те, кому они достались даром - они к этому причастны, просто вы не понимаете еще как - как минимум кармически), или вы сделали то, что не нужно этому миру, чтобы мир дал вам за это денег - кармического обмена энергиями не произошло.

      Вы хороший и добрый человек, но заболели раковой опухолью? Не справедливо? Нет, как раз справедливо - скорее всего вы убивали животных или просто ели невинных жестоко убитых животных (или как то еще не уважали свою природу, свое тело или эмоции или получили такое наследство от своих родителей) - эта еда не предназначена для человека и человек достаточно разумен, чтобы найти ответ на это утверждение. Вы раб своих пищевых вкусов и оправдываете это своим невежеством ? значит вы слабы и разрушаете этот мир и природу , значит такой вы ей не нужны, и она вас наказывает и дает время одуматься, а иногда и не дает - такова заслуга значит ваша или вашего генофонда - ваших родителей, может быть весь генофонд у вас бракованный.

      У нас украли собственность в СССР или в РФ? Тоже справедливо - мы же не хотим проявлять русскую волю и характер и ничего не делаем, сидим и боимся и ленимся сложа руки, а значит принимаем правила игры того, кто взялся их диктовать (с нашей точки зрения это паразиты). Справедливо ? Справедливо, потому что это нас конкретно чему то научит, тому, что мы опять в сотый раз забыли, что если не мыться, то заведутся вши. В правительстве сидят сейчас вши и уже столетия они там сидят с тех пор, как мы попали под влияние разлагающих нас религий и забыли, что такое светлое и чистое сознание и совесть или что такое культ ра.

      Зачем я это написал? Я сделал положительный созидательный посыл во вселенную и я хочу положительный кармический ответ от нее, причем многократный, потому что инициатива как наказывается , так и поощряется.

      Мы все играем в эту жизнь и в наши роли и это есть Игры Богов.

      1
    • I46_default
      Temirov 05 февраля 2014, 05:15

      @ Валерий: Ошибаетесь!!! Справедливость (если ограничиться экономикой, о которой мы говорим) - понятие МАТЕМАТИЧЕСКОЕ! Наиболее рациональное и справедливое (каждому - по труду) распределение можно вычислить.

      -1
  • Пользователь удален 04 февраля 2014, 17:20

    Абстрактное то, абстрактное, а людей обокрали, это факт.

    2
    • I46_default
      Валерий 04 февраля 2014, 18:09

      К сожалению, гос-собственность СССР не являлась общей собственностью. Она являлась госсобственностью и была реализована государством так как была реализована. Вполне себе законно, с точки зрения морали тогдашних "руководителей".
      А обокрали бы если бы предприятия когда нибудь действительно были "народными". К сожалению, кроме декларативного "народное хоз-во", в предприятиях ни чего народного не было.

      Но даже не в этом дело. Фик с ним, Обокрали. Однако как делить между людьми завод? Акции? Хорошо. Всем работникам по акции? Но как же? Васька алкаш, а я стахановец, как же одинаково? Не справедливо! И тп и пр. Процесс дележки не может быть справедливым. Даже тот кажущийся справедливым вариант "всем поровну" не пройдет.

      Уж если допустили развала своей страны, надо заниматься созиданием нынешней, а не призывать к несправедливости 91года, 17 года, или прихода Романовых.

      На мой взгляд. На мой взгляд стоило бы посадить откровенно криминальных деятелей того периода, национализировав их предприятия. И все. Потому что все равно справедливости все равно не добиться. Так же как и знамени нынешних неолибералов "свободы".

      -3
    • I46_default
      Temirov 04 февраля 2014, 19:30

      @ Валерий: Вот у вас логика кривая, я прям поражаюсь. :))) Самому не смешно? Средства производства в СССР именно что принадлежали народу - кто с них доходы (в виде домов, детских садов, школ и т.п.) получал? Не олигархи же?
      И почему нельзя было сделать заводы и фабрики кооперативными? Почему в самом деле нельзя было раздать акции? По-вашему, всем поровну - это "несправедливо", а когда все - кучке олигархов, а остальным - шиш с маслом - это как? Неужто справедливее, чем "всем поровну"? Алексей прав - сперва надо восстановить справедливость хотя бы в самых вопиющих случаях, чтобы народ хоть какой-то повод поверить нашей власти получил. А уж потом в новые дали звать... :(((

      3
  • I46_default
    Николай 06 февраля 2014, 05:16

    Насчет поиска национальной идеи В. В. Путин высказал в клубе Валдай в прошлом году. С тех пор в социальной сети Вконтакте идет бурное обсуждение на эту тему: высказываются много интересных тем, идей и предложений. Возможно Вам будет интересно их узнать. Вот ссылка на обсуждение http://vk.com/topic-41821502_29289059

    1
  • I46_default
    Валерий 07 февраля 2014, 14:11

    С таким подходом мы будем вечно искать справедливость и ни когда, ничего не создадим.. :(

    1
  • Пользователь удален 04 февраля 2014, 20:47

    Да нет же предлагали лицевые счета, а не обезличенные ваучеры, очень много видео на эту тему есть У Квачкова, Фурсова и др. Я согласен с Temirov.

    1
  • I46_default
    Владислав 07 февраля 2014, 10:26

    Полностью согласен с Алексеем!!! Сначала справедливость, а потом, уже идея и идеология !!!

    0
  • I46_default
    Юра 07 февраля 2014, 18:48

    Особенность географического положения России, суровая природа, короткое лето, которое заставляет проводить посевную и уборку урожая в бешенном темпе, опять же с коротким временным промежутком на сенокос накладывает на жизнь и судьбу Русского Народа жёсткие правила организации жизни, которые определяются ёмким словом "ОБЩИНА". Понятийный аппарат слов: русская деревя, "как общество решит"и т.д. даже на генетическом уровне неразрывно связан со словами: СПРАВЕДЛИВОСТЬ, семья, отечество. В русской общине каждый член общества живёт открыто "на миру", несёт свою строго-определённую функцию в структуре жизне-обеспечения "общества", получает от "общества" необходимый и достаточный кусок общественного пирога. На сходе "общества", на казачьем круге по СОВЕТУ (посовести) решаются жизненно-важные вопросы, даётся справедливая оценка "старосте общества" при всеобщем одобрении "ЛЮБО БАТЬКА". А иначе нельзя выжить на этой суровой РУССКОЙ ЗЕМЛЕ". Ещё раз заостряю внимние на ключевых словах: ОБЩИНА и СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Владимир Владимирович предложил взять за основу национальной идеи слово (чувство) ПАТРИОТИЗМ. Хорошее слово. Но Путину-президенту надо чётко понимать, что процесс воспитания молодёжи, само чувство патриотизма-это управленческий процесс... Если государство, правительство- патерналистическое, заботится о народе, делает всё возможное для здоровья, интелектуального развития народа и т.д., то имеем положительные обратные связи (патриотические чувства). Но если государство- неофеодальное, а правительство дерёт три шкуры, озабочено увеличением правительсвеного "пайка" и увеличением сбора "дани"(налогов), при этом олигархи бесятся с жиру.. а русский народ потихонечку вымирает и спивается, то имеем отрицательние обратные связи. И сколько с высокой трибуны не толдычь о патриотизме, не размахивай олимпийским флагом...народ это только раздражает... Хочу предложить два видеоролика: "Крестьянская правда" http://www.youtube.com/watch?v=54zOLv-yyGU#t=855. "О народовластии в Ивановке" http://media-mera.ru/kob/zaznobin/azerbaidzhan-ivanovka-pushkin-dinahmicheskoe-programmirovanie

    0
    • I46_default
      Дрянибор 07 февраля 2014, 18:54

      Чепуха! Всё, что Вы написали, - чепуха. И про "особо суровую природу" и про "общину". Прочтите книгу Александра Горянина "Россия. История победы", в которой все эти мифы разбиваются с цифрами и фактами в руках.

      0
  • I46_default
    Юра 07 февраля 2014, 19:47

    Дрянибору. Большое спасибо за Вашу 6-секундную оценку. Вы хоя бы удосужились просмотреть ролик "Крестьянская правда". К сожалению я не живу в Москве, а живу на Урале. Суровость климата и характер общинности труда в уральской деревне я испытываю каждое лето со студенческой скамьи. Предложеннуй Вами книгу А. Горянина "Россия. История Победы" я прочту. В свою очередь позволю Вам предложить книгу русского офицера Андрея Паршева "Почему Россия не Америка". Не поленитесь... Андреев Юра.

    0
  • I46_default
    Vasya Lukyanov 12 февраля 2014, 22:06

    Особо следует рассмотреть роль оккультных еврейских организаций, которым в конспирологических конструкциях отводится (незаслуженно) едва ли не центральная роль. В этом вопросе нет ясности. К оккультным еврейским ораганизациям могут быть причислены очень разнородные структуры, геополитические роли которых подчас бывают прямо противоположными. Следует при их рассмотрении помнить об основном принципе: геополитическом дуализме еврейства, подразделяющегося на евразийскую и атлантистсткую ветви. По аналогии с делением масонских организаций на две части вполне уместно говорить о горячем, мистическом, предельно идеалистическом еврействе, в целом созвучном “горячей масонерии”, и о еврействе холодном, рациональном, прагматичном, озабоченном эффективным социальным менеджментом.
    http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/85174/212/Dugin_-_Konspirologiya.html

    http://www.e-reading.co.uk/chapter.php/85174/212/Dugin_-_Konspirologiya.html
    Хасидско-каббалистические и талмудические оккультные организации

    Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги.
    сочинений Маркса и Энгельса «К еврейскому вопросу», где он совершенно правильно
    http://концептуал.рф/prezentatsiya-novyh-knig-v-yu-katasonova-i-a-i-notina

    0
  • Пользователь удален 04 февраля 2014, 20:58

    Да кому нужно четвертование Горбачёва, люди должны стать коллективными собственниками активов, проекты есть, их можно сочинить. Я вообще полагаю, как только спрос на нефть и газ в мире начнёт снижаться не по причине снижения производства и потребления, а по причине перехода на новую энергетику, когда-нибудь это всё равно начнётся в массовом порядке - вот тогда все системы переформатируются, в т.ч. денежная система, институты властных структур, институт собственности и т.д. Правда эти процессы растянутся по-времени. Это чисто моё мнение такое, никому не навязываю.

    0
    • I46_default
      Temirov 05 февраля 2014, 05:22

      @ Алексей:

      Но начать надо все-таки с четвертования - иначе в народном сознании не будет восстановлена фундаментальная вера в закон, в то, что вор и бандит обязательно понесет наказание. Поверьте мне - если это произойдет, то наш народ продемонстрирует такой всплеск пассионарности, какого не было с 30-х годов!

      0

РЕПЛИКИ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Лента
  • Новостей
  • Аналитики
Показать ещё Показать ещё Показать ещё

Вход

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь