Потребсоюз нерушимый


Всего за четверть века в России удалось превратить человека-созидателя в человека-пожирателя

I605_________

Так называемые развитые страны Запада и особенно США очень гордятся тем, что создали у себя потребительское общество - общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Наши доморощенные либералы утверждают, что это и есть то общество материального благополучия, которое обещали построить коммунисты в СССР, и чего сделать так и не сумели. По их мнению, только западная демократия и может обеспечить построение «подобия Рая» на Земле. Будто бы «свободный» человек только в «демократической» по западному образцу стране может и быть по-настоящему  счастлив. Попробуем разобраться так ли это?

Википедия даёт следующее определение потребительского общества:

«Потребительское общество – политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности такого общества, является одной из черт современности. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как ростом доходов населения, существенным изменением структуры потребления, снижением продолжительности рабочего дня и увеличением свободного времени; размыванием классовой структуры; индивидуализацией потребления».

Думается, что это определение не объективно. Вполне имеют право на существование и другие мнения.

Причиной создания потребительского общества, на наш взгляд, является не результат заботы капиталистов о снижении продолжительности рабочего дня и освобождении трудящихся от материальных забот, и не стирание классовых различий и выравнивание доходов населения, а опасение всеобъемлющего кризиса перепроизводства, как результата технического прогресса, с одной стороны, и неукротимой жажды наживы капиталистов - с другой.  

Известно, что капиталистический способ производства в своей основе имеет непрерывное расширение (алчность человеческая беспредельна!). На каком-то этапе развития возникает угроза перепроизводства. Необходимо расширять рынок сбыта товаров. Внешние рынки уже распределены. Этим рынком и становится потребительское общество – общество с постоянно растущим потреблением, что и обеспечивается формированием соответствующей системы ценностей и установок!

Отметим, что термин «общество потребления» ввёл немецкий философ Э. Фромм - один из идеологов этого феномена. Другой мыслитель – Жан  Бодрийяр, исследовавший проблему ещё в 60-х годах прошлого века (на русском языке  его книга вышла в 2006 году), даёт потребительскому обществу  более реалистичную, чем приведенная выше оценка Википедии.   

Он считает, что потребление вообще – есть  психологическая реакция, природа которой бессознательна. Избыток предметов потребления -  только мнимое изобилие. Общество потребления – это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура и где даже изобилие – следствие тщательно маскируемого дефицита и имеет смысл только для выживания существующего мира.  

Потребительское  общество – есть следствие возведения в культ социальной дифференциации, направленной на оправдание необходимости экономического роста в любых условиях! Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной западной цивилизации - необходимости бедности и войны, преследующих одну цель – создание условий для наращивания производства! Капитализм, в принципе, не может обеспечить стабильность производства. Оно должно постоянно расти. И он изыскивает всё новые и новые способы обеспечения этого роста. Но ведь ресурсы Земли ограничены, то есть когда-то непременно наступит коллапс! Капитализм не вечен! Его непременно должно заменить общество с разумным ограничением потребления!

Человеческое счастье в потребительском обществе абсолютизировано принципами, навязанными идеологией потребления. Утверждение, что обладание нужными предметами потребления приводит к ликвидации классовых различий, поддерживает веру человека в демократию посредством внедрения мифа о равенстве людей. На деле же это просто маскировка реальной дискриминации, лежащей в основе буржуазной демократии.

Сегодня на Западе уже не существует рационального потребителя. Потребности производится вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит социальное отличие – стремление человека выделиться из толпы себе подобных, по крайней мере, по внешним признакам - стремление отличиться. Однако при непрерывном росте производства эта потребность всегда остаётся неудовлетворённой!

В потребительском обществе, - считает Бодрийяр,-  отношение массовой культуры к традиционной подобно отношению моды к предметам потребления.  Как в основе моды лежит устаревание предметов потребления, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура создаёт произведения для недолговременного использования.

Согласитесь, читатель: современное искусство, в частности,  не создало ни одного произведения, которое бы претендовало на звание классического! Ныне  и у нас в России уже искусственно создан минимум бессодержательных знаков, непременных для «культурного» человека. Обязательным атрибутом потребительского общества является китч – никчёмный предмет, не имеющий сущности, но широко распространенный. По сути, это знак приобщения к моде, приобретение отличительно признака «продвинутости»! Вспомним хотя бы о массовом «футбольном заболевании», о массовом поклонении наших современников в общем-то бездарным поп-музыкантам. Поп-арту вообще ныне явно присущ чисто коммерческий смысл, как впрочем, и всему в рыночном обществе торгашей! Обратите внимание, у нас пропало понятие «эстрадное искусство» его заменил шоу-бизнес!

СМИ, в абсолютном большинстве своём, отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Они просто убивают живое человеческое содержание Мира, формируют «неореальность», состоящую из «псевдособытий». Ту же роль играет реклама. Человека заставляют жить в созданном ими искусственном, прекрасном мире сказки, а самое ужасное, - лишают его возможности размышлять, анализировать реальность!

Общество потребления насаждает настоящий культ человеческого тела. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, использовать для утверждения социальных различий. Красота, эротичность тела вопреки традиционным чувствам стыда и скромности теперь тоже имеют потребительскую стоимость. Тело человека (и не только женское!) имеет своих потребителей – других людей, медицину, модные журналы, рекламные ролики и т.п.

Сексуализация предметов потребления повышает их потребительскую стоимость, что, естественно, на руку их производителям. Стыд и скромность, целомудрие и  человеческая совесть, приверженность традиционной высокой морали в целом - становятся признаками низкого социального статуса индивида! И напротив: распущенность, цинизм, отсутствие принципов, изворотливость, пренебрежение традиционной моралью - признаками высокого общественного социального статуса (продвинутости)! Предметом почёта и гордости обывателей!

Современные потребители живут в иллюзорном мире постоянной заботе о них. На деле же эта «забота» маскирует глобальную систему власти, которая опирается на идеологию ложной щедрости, когда благодеяния скрывают жажду наживы и алчность! Овеществлённость отношений между людьми, безмерный эгоизм в обществе маскируется лицемерным участием и доброжелательностью.

Услужливость и раболепие скрывают реальный экономический механизм общества потребления. Потребителя заставляют считать себя постоянно нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг. Постоянно пользоваться ими и платить, платить, платить! Внимание человека постоянно искусственно сосредоточивается на примитивном счастье, счастье в потреблении товаров и услуг. Размышления о возвышенном, духовном счастье, счастье в служении людям искусно блокируется. Они ведь могут разрушить общество потребления, такое удобное нынешним хозяевам жизни! В обществе появился новый вид насилия – насилие вещизмом, доказывающий его недолговечность и неустойчивость. Другим доказательством служат заметная усталость западного человека и массовая депрессия, как следствие постоянной погони за призрачным богатством. Как утверждает Бодрийяр,  в потребительском обществе постепенно исчезает, гибнет  Человек!  

Несмотря на то, что потребительское общество стимулирует создание всё новых товаров и услуг, да и в целом экономическое развитие, в нём появляется всё больше недовольных людей. С некоторых пор на Западе процветает консюмеризм. (Термин происходит от англ. "потребитель»). 

Консюмеризм – потребительство, перепотребительство, потреблятство. Сегодня потребительство стало зависимостью. Товар теряет собственную значимость и становится символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства посредством потребления порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовольствие, чем  покупаемый предмет.

Человеческое счастье ставится в прямую зависимость от уровня потребления! Потребление становится целью и смыслом жизни! Демонстративная трата денег становится залогом предсказуемости и основой доверия к индивиду со стороны партнёров. Большие траты на показ, конечно, существовали и ранее. Удачливые купцы и предприниматели издревле прибегали к нефункциональным тратам, создавая о себе необходимое впечатление.

Статусная трата – это желание показать: кто я есть. Она формирует внешний облик человека. В настоящее же время показное потребительство стало массовым явлением. «Мне совсем не нужен такой дорогой автомобиль, но я его должен иметь, чтобы выглядеть не хуже соседа!» – рассуждает обыватель.

Теперь для разного уровня возможностей и запросов формируется свой потребительский уровень. Для наиболее массовых и потому дешёвых продуктов это пиво, чипсы, футбол, музыка, кино, компьютерные игры – всё, что позволяет заполнить время массового небогатого обывателя. 

С удовлетворением отметим, что критика потребительства широко распространяется в религиозной среде. Мировые религии утверждают, что консюмеризм игнорирует духовные ценности, поощряет животные страсти, не здоровые эмоции и пороки. В то время, когда церковь предлагает с ними бороться.  Папа Иоанн Павел II считал консюмеризм очень опасным следствием капитализма. Честь ему за это и хвала!

Сегодня и в России и на Западе уже многие считают, что потреблятство – нечто заразное, вирус, болезнь, наркозависимость человека, живущего в постиндустриальной цивилизации, от потребления  совершенно ему ненужных для жизни товаров и услуг.

Но США – первая страна, где это приобрело характер национальной эпидемии. И этот «вирус» современные глобалисты используют как биологическое оружие. Внедрение американского образа жизни по всему миру, основанного на потреблятстве, одна из составляющих глобального процесса. Любую страну покорить, втянуть в глобальное сообщество значительно легче, если её народ думает только о наживе и удовлетворении своих низменных, примитивных  потребностей. Стеклянные бусы, зеркальца, другие украшения  и «огненная вода» издавна использовались колонизаторами!

 Современное потреблятство – это особый образ мыслей, особое понимание действительности: 1) Всё покупается, продаётся и имеет свою цену (в том числе и человек и его совесть!).  2) Чем больше имеешь денег, тем больше можешь купить (отсюда и культ «золотого тельца»!).  3) Если что-то не удовлетворяет твои потребности, выброси и купи новое (надёжность изделия перестала служить критерием его качества!) 

Оглянитесь вокруг: сколько вы увидите примеров продажности ещё сравнительно недавно очень уважаемых людей! Это особенно заметно во власти. И не удивительно! Недаром ещё наши предки говорили: «Где власть, там и сласть!» На какие только ухищрения и подлости ни идут «люди» в борьбе за власть и деньги!

Если подумать, то потребительское общество – это общество сплошных рабов «золотого тельца». Человек, даже, если он господин-хозяин, всегда является товаром. Разница заключается только в цене!

В рабовладельческом обществе на цену раба существенно влияет его здоровье и физические возможности. Потому-то в школьной программе обучения физкультура и английский язык ставятся выше русского языка и физики!  Раб должен быть здоров, и понимать язык хозяина!

При выборе президента страны теперь тоже больше уделяется внимание  физической подготовке кандидата, чем организаторской, умственной и моральной. Вспомните, при первом представлении Путина СМИ много говорили о его достижениях в спорте и ничего – о его способностях как организатора, руководителя, об опыте работы на этом поприще! А ведь в нормальном обществе при избрании главы государства, прежде всего, должно уделяться  внимание разуму, образованности, опыту и мудрости претендента!

Сегодня быть больным не только не престижно, но и не выгодно! Больного раба никто не купит! Не стоит удивляться, если в ближайшее время появится лозунг: «Человек, не подлежащий ремонту, должен быть ликвидирован!» Эта идее уже появилась в современной литературе. Человек – герой романа - предупреждается о сроке принудительной эвтаназии. Не стоит утешать себя тем, что пока на Западе эвтаназия добровольная. Всё, как говорится, течёт и изменяется! Мы уже не удивляемся известию о том, что футболисты (да и не только они!) продаются. При этом они даже счастливы. Всё дело в цене! Ещё двадцать лет назад мы бы посчитали это высшей степенью цинизма! Так является ли человек потребительского общества, живущий в «демократической» стране свободным? Или он всё же – раб «золотого тельца»?  

Как уже говорилось, общество потребления отрицает традиционные высокие моральные ценности, необходимость всестороннего умственного, духовного и нравственного развития человека. Это ускоренными темпами ведёт к оскотиниванию людей, полной деградации их как личностей, общему упадку культуры. Что, надо сказать, всеми средствами и поддерживается хозяевами нынешней жизни, поскольку упрощает процесс манипулирования сознанием народа. Невежд легче обманывать!

Ныне даже мыслящая часть американцев понимает, что падение общего уровня культуры и образования в США – не что иное,  как результат сознательного деяния властей ради достижения  экономических целей – прежде всего продления существования капитализма.

Ведь любознательный, читающий человек становится худшим покупателем автомобилей, холодильников, стиральных и моечных машин и т.п. Он больше заинтересуется творениями гениев мировой культуры: Моцарта, Шекспира, Толстого, Рембрандта. А это ущемит интересы хозяев.  Вот власти и стараются не допускать роста общей культуры населения.

Разве не это происходит сегодня у нас в России с системой образования, наукой, культурой, воспитанием!?  Настоящие патриоты России отрицательно относятся к внедрению либеральной идеи в целом и потребительскому обществу, в частности.

По данным «Российской бизнес-газеты», анализ показывает стабильно высокие темпы роста российского потребительского рынка – 10-15% ежегодно! Да это может и увидеть каждый на примере роста числа автомобилей на улицах и во дворах наших городов. Большую отрицательную роль при этом играет система кредитования потребителей банками, преследующая свои корыстные цели наживы, а заодно и способствуя развитию процесса глобализации по-американски.

Развитая система кредитования превращается в систему контроля над населением, ибо его благополучие основано на вещах, приобретённых в кредит. Банкиры всеми средствами заманивают обывателя в свои долговые сети, увеличивая таким способом свои доходы и кредитные возможности. При этом у человека меняется отношение не только к финансовому долгу, но и к долгу вообще: перед предками и потомками, перед обществом, стариками, родиной!

Приобретения в потребительском обществе морально обесцениваются быстрее, чем они изнашиваются физически даже при намеренно сниженном качестве товаров. Вещи  могли бы служить ещё годы, но должны быть заменены на более современные, чтобы их владелец «не потерял лицо».  Человек должен покупать, покупать и покупать, иначе производство остановится и наступит экономический кризис! Приобретя товар, он сразу чувствует неудовлетворённость, ибо на рынке уже появилось что-то более новое и совершенное. Несомненно, общество потребления стимулирует экономическое развитие и производство новых товаров и услуг. Но всегда ли это хорошо и как долго может продолжаться?  Об этом вдруг с ужасом недавно заговорил даже Пётр Мостовой – активный соавтор либерализации экономики России.

По его словам ещё в середине XIXвека было замечено, что экономика сильно зависит от того, как ведёт себя потребитель товаров. Тогда же появилась реклама товаров фиктивных, предназначенных для удовлетворения несуществующих потребностей. Она успешно убеждала потребителя в обратном.  Для того, чтобы всё возрастающий спрос на товары оставался платёжеспособным и был создан потребительский кредит. Одновременно с экономическим инструментом это новая, эффективная  форма социального контроля: конфликт на работе – безработица – кредитный долг – санкции. Система на деле эффективнее всякой репрессивной!

 С другой стороны всякий кредит – это фиктивные деньги, появляющиеся на финансовом рынке. Сегодня, например, в США реальный сектор экономики составляет только 15% от ВВП,  а 85% - это рынок финансовый. Примерно то же происходит в России. Иными словами, деньги появились, а ничего ещё не произведено!  Нужны рынки сбыта!  Первая Мировая война шла за рынки сбыта для Запада. Вторая  - за передел рынков (обделёнными оказались Германия и Япония). Сегодня, по мнению Мостового, идёт «война эпохи ВТО», война экономическими методами.

Зададимся вопросом: почему сегодня большинство стран Мира прозябает в нищете. И это при нынешнем-то развитии технологий? Да потому, что они не нужны экономике потребления. А ведь можно было бы возить туда не гуманитарную помощь, а технологии. Но тогда Запад потеряет рынок сбыта не нужных ему самому товаров!

Задачей в новой войне – прежде всего, не допустить чужих на свои внутренние рынки. Очевидно, Россия в этой войне явно проигрывает. Она не хочет даже сопротивляться. Почему и кому это нужно – вопрос отдельный…

Всем ясно, что сегодня ограниченные ресурсы Земли используются хищнически. В мире уже идут войны за ресурсы. Таковы, по сути, войны в Ираке и Ливии. Логика США людоедская: «У соседа чего-то много, а у меня нет! Значит надо отнять силой!»  Не ожидает ли Россию участь Ливии, а её руководство участь Каддафи!? Кстати, именно об этом недавно открытым текстом говорил в сенате США  сенатор Маккейн. 

Жизнь людей, запрограммированных на потребительство, заключается только в размышлениях о товарах и их поиске. Обратите внимание на содержание разговоров сегодняшних россиян. Они уже, как и американцы, не обсуждают прочитанные книги или увиденные постановки. Разговоры ведутся только о том, кто, где, что и за сколько купил или продал!  Но ведь для Человека потребность души, духа и является базовой. Однако СМИ формируют искусственные потребности, потребности материальные. Разве потребность в табаке, алкоголе, наркоте (материальной и духовной!) естественны? Но они успешно формируются. Такова специфика потребительского общества.

Даже безработный в этом обществе не перестаёт быть потребителем. На Западе хорошо развиты социальные программы. Власть опасается социального взрыва, да и само потребительское общество сохраняется. Попробуйте сегодня опустить уровень жизни американца до российского, социальный взрыв неминуем. Американец не согласится: он приучен жить «красиво».

Экономика потребления и информационное пространство, которое она создала в своих интересах, отучают людей думать.

 В потребительском обществе хождение по магазинам становится чуть ли не лучшей формой проведения досуга. Как формы общения, процветают кафе, рестораны, клубы и казино. Личные отношения людей всё больше определяются рынком – практической пользой. Люди, живущие в соседних квартирах годами, сегодня нередко не знакомы друг с другом, считая соседей бесполезными и не ожидая от них добра и соучастия.

Общество, когда-то созданное нашими далёкими предками для взаимопомощи, на глазах разваливается. Мы ощущаем себя одинокими в людской толпе. На глазах ныне живущих поколений россиян, принципиально меняется культура.

Ещё совсем недавно мы жили в культурной среде долга перед Родиной, родителями, детьми, обществом; в среде бережного отношения к предметам человеческого труда, то при нынешнем консюмеризме приветствуется совершенно противоположное – расточительство, основанное на кредите. Стала нормой жизнь взаймы. Мы с лёгкостью отказались от традиционного русского неприятия безответственности. Теперь из-за невозможности вернуть денежный долг никто не стреляется.

Реклама – важнейший элемент потребительского общества. Ведь не так важно произвести товар, как важно его продать, навязать потребителю. Совершенно напрасно многие считают её безвредной. Повторенная многократно, она переходит на уровень нашего подсознания  и способна насиловать сознание! Именно отсюда следует и высокая оценка потребительским обществом пиарщиков - различного рода «звёзд» и скоморохов.

Образование, медицина,  да и вся государственная деятельность в потребительском обществе становятся услугой, приобретаемой на рынке. И напрасно многие наши сограждане, не понимая сути рынка, возмущаются принятым Думой Законом о государственных  услугах.

Наше государство тоже является субъектом рынка, потому и торгует. На рынке все торгуют: кто-то продаёт, кто-то покупает. Не стоит удивляться и тому, что государственные должности – тоже товар, имеющий свою цену.

Неустанная погоня за удовольствиями, получаемыми с помощью денег, формирует в потребительском обществе новый тип личности. В нашем обществе недавно появились «трудоголики» - люди высокой трудовой активности, жертвующие всем личным ради денег. Их лозунг: «Главное жить не хуже соседа! Потреблять так, чтобы не слиться с толпой!»  

Итак,  капиталистический способ производства на определённом этапе развития порождает тенденцию к формированию общества потребления, особенностью которого является сдвиг индивидуального потребления в центр социальной системы. Этот сдвиг сопровождается существенными изменениями во всех сферах человеческой жизни и далеко выходит за пределы экономики. Общество потребления – это целенаправленный синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и человеческих потребностей, всего образа жизни человека, обеспечивающий на какое-то время продление существования капитализма и буржуазной демократии. Однако агония либерализма не может быть длительной!

Особо отметим, что потребительское общество, подобное западному, на всей нашей планете построить невозможно, для этого потребовались бы ресурсы пяти таких планет.

 Запад, из опасений народного бунта, естественно, не захочет самостоятельно отказаться от достигнутого уровня потребления. Единственным выходом из положения для него остаётся сокращение населения Земли.  Теоретики либерализма уже открыто говорят о «золотом миллиарде» и миллиарде его слуг. Однако большинство людей (и не только в России!), одураченных СМИ, не желают задумываться о будущем своих потомков.  Увы, Г. Форд был прав, когда сказал, что для большинства людей размышления являются наказанием! Они не хотят понять, что  идея глобализации по-американски – это реализация идеи «золотого миллиарда». В частности, ВТО – один из инструментов, обеспечивающих реализацию идеи глобализации и процветание этого же «золотого миллиарда»!

В отличие от развитых и стабильных стан Запада общество потребления в России формируется в кризисном социальном пространстве в виде отдельных оазисов. Какая-то часть населения уже живёт в них, большинство же - довольствуется  виртуальным обществом потребления, которое наблюдает на экранах своих телевизоров, в супермаркетах и на улицах больших городов.

Перспектива доведения потребления материальных благ в России до уровня американского, не реальна. Скорее Западу придётся ограничить свои непомерные запросы! А вот воспитание человека, подобного американцу, - потребителя, раба «золотого тельца», решается российскими властями вполне успешно! И, наконец, может ли быть счастлив раб, пусть и проживающий в материальном комфорте?» Думается, что вопрос чисто риторический!


Игорь Смирнов

Другие материалы

Комментарии «Потребсоюз нерушимый»

  • I46_default
    Eco 12 июня 2013, 10:56

    У Михаила Елизарова в книге" Бураттини, фашизм прошел" гениально просто о том, что советские люди купились и продолжают покупаться на красивую оберточку дрянных и даже вредных продуктов. За бусы продали золото и теперь слывут дурачками и алкашами, а все женщины объявлены б.

    1
  • I46_default
    Eco 11 июня 2013, 17:34

    Социализм намеревался создать человека творца и развил нам интеллект. Но мы попались на удочки маркетологов и теперь мы хотим быть хорошими потребителями. Мы используем свой интеллект , и по причине его развитости и силы становимся потребителями лучше быстрее всех, то есть больше всех покупаем, едим, пьем, курим и быстрее от этого заболеваем. Люди со слаборазвитым интеллектом и низким образованием плохо понимают маркетологов и, выигрывают время. Про русских потом могут сказать, что их погубила плохая ДНК, воинственность. . Миф про вечно пьяного русского силен. Профессор Ефимов очень хорошо говорит об опасности воспитания человека потребления. Пока Россия еще не сменила полностью свою цель с творить на потреблять, восстановим правильную цель и будем все таки воспитывать людей торцов.

    0
    • I46_default
      Дрянибор 11 июня 2013, 19:15

      Маркетологи - это современное название гуманитариев или по-старинке магов. Они создают этот мир. Совок проиграл Западу во многом именно потому, что отстал от него в области гуманитаристики, завязнув в марксистской догме. И "люди со слаборазвитым интеллектом" тут ни при чём. В мире, созданном гуманитариями, живут все - от профессора, до дворника. И если маги работают плохо, то уныние постигает всех.

      0
  • I46_default
    Eco 12 июня 2013, 10:08

    Маркетологи это гуманитарии и маги?
    Эко употребили "маркетологи" в смысле ищущие новые рынки сбыта. Они верят в пиар, в "розовую корову" и технологии продаж, но не в магов. Стерлигов, гений рынка, назвал магами ученых .

    0
    • I46_default
      Eco 12 июня 2013, 10:20

      Кстати слово "маг " в русском скорее негативное. "Гуманитарии" слово советское , использовалось для людей не технических профессий, от слова "хьюманити" что означает гуманный.

      0

РЕПЛИКИ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Лента
  • Новостей
  • Аналитики
Показать ещё Показать ещё Показать ещё

Вход

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь