Почему российские компании проигрывают офшорным

Офшор даёт явные преимущества зарегистрированным в нём компаниям перед отечественными компаниям. По сути, это позволяет тысячам коммерческих структур работать на территории нашей страны, не платя налогов, убивая тем самым не только бюджет, но и экономический климат государства. Почему такое положение существует у нас на правах законного? Что с этим нужно сделать?

Говорит Александр Недошивин, руководитель центра системного анализа

Доклад на тему «Деофшоризация экономики России. Пути и меры.»


-Для того, чтобы правильно определить пути деофшоризации необходимо, конечно же, для начала вскрыть истинные причины сложившегося положения. Различными экспертными группами, экспертами и президентскими правительствами, как правило, называются причины сложившегося положения: плохой инвестиционный климат в России, незащищенность права собственности, не развитый фондовый рынок, плохие законы, плохие суды. Конечно, в определенной степени это так и есть, но мы считаем, что, конечно же, это не является основной причиной повального ухода российского бизнеса в офшоры. Во-первых, не такие плохие законы, не такие плохие суды, коррупция есть во всех абсолютно странах мира. И ни в одной стране мира нет абсолютно независимого административного давления и коррупционного воздействия судов. Но, конечно же, нужно улучшать законодательство, конечно, нужно улучшать инвестиционный климат, но, к сожалению, это не решит проблему деофшоризации. 

Основная причина повального ухода российского бизнеса в офшоры является то, что компании, которые в своей деятельности используют офшоры, получают дополнительное конкурентное преимущество по сравнению со своими неофшоризованными собратьями. Поэтому российский бизнес на той или иной стадии своего развития просто вынужден уходить в офшоры. Уходят в офшоры разными путями: или замыкают через офшорные компании свои товарные цепочки, сбытовые, закупочные или выводят туда свою корпоративную цепочку. 

То есть, регистрируют право собственности на предприятие на офшорные компании, где выводят туда прибыль. Способов использования офшоров очень много, но самое главное это то, что использование офшоров в наших современных российских условиях предоставлять российским компаниям дополнительное конкурентное преимущество. К сожалению, Россия не может воздействовать напрямую на офшорные юрисдикции и это лежит за пределами возможности правого и политического регулирования. Единственный способ добиться деофшоризации в российской экономике – создать условия, при которых российский бизнес вернется под крыло родной российской юрисдикции. Это компенсировать это преимущество, которое дает использование офшоров. Для этого необходимо разделить компании на российские, условно, и не российские. То есть, российские компании – корпоративная цепочка собственников находится в пределах российской юрисдикции. Не используются офшоры в сбытовых и закупочных цепочках и зависимость от иностранных кредиторов и иностранных владельцев или вообще отсутствует, или не превышает определенного значения. Первое – нужно как-то разделить компании на российские и не российские. И второе – нужно создать дополнительные преимущества для российских компаний. То есть, для тех компаний, которые не используют офшоры в своей деятельности. Сделать это можно различными способами. Прежде всего, я хочу сказать, что любой бизнес начинается на ресурсах, а заканчивается на рынке или на государственном заказе. То есть, любой бизнес привязан к ресурсной базе, с одной стороны, и с другой стороны, завязан на потреблении продукции этого бизнеса. Наш российский бизнес офшоризованный, прячущийся в офшорах пользуется российской ресурсной базой, на российском рынке реализуют свою продукцию и это подлежит государственному регулированию. Например, при предоставлении ресурсов, при подключении к сетям, возможно, создать дополнительные преимущества для компаний, удовлетворяющим определенным условиям. То есть, не пользующимся офшорами. Во-вторых, государство является крупнейшим хозяйствующим субъектом у нас в стране. Гигантский государственный заказ по 94-му закону сейчас открытая форма торгов происходит и публикуется этот госзаказ. И, к сожалению, и иностранные компании, и российские компании, которые полностью зависят от заграницы, пользуются одинаковыми привилегиями при получении государственного заказа. Государство может и должно, мы считаем, для российских компаний создать дополнительные преимущества или в самой процедуре получения государственного заказа и в условиях государственного контракта. То есть, таким образом, возможно, компенсировать те конкурентные преимущества, которые имеются у российской компании, которая активно пользуется офшорными инструментами в своей деятельности.

Концептуал.ТВ