Возомнив себя авангардом общества, наши либералы превратились в самую пустую и бессмысленную часть этого общества

Сегодня в России те, кто претендует на респектабельное имя либералов, именно в силу того, что в своих подходах и политической линии руководствуются не принципами либерализма, а ненавистью к коммунизму, советскому периоду истории и любым проявлениям социальности и социальной демократии, - эти люди находятся в известном смысле вообще вне любых политических координат.
Когда-то они причисляли себя к «левым» - объявляя правыми коммунистов, как защитников предыдущего общественного устройства, по их разумению, «консерваторов».
Затем, отказываясь от имени «демократы» и объявляя себя уже «либералами», они приняли имя «правых». После их выпадения из парламентской жизни в середине 2000-х, наиболее адекватные из них, такие, скажем, как Ирина Хакамада, пытались объяснить им, что как «правые» это течение своей элитарностью и антисоциальностью скомпрометировало себя. Та же Хакамада призывала их вернуться на исторические позиции демократичности, антиэлитаризма и социальности.
Их изначальный менталитет, их внутренние принципы – настолько этому противоречили, что последнее оказалось для них невозможно. На деле, быть либералом сегодня в России значит не звать к рынку, а требовать в экономике введения государственного регулирования и контроля над ценами, а в политике — гарантий исполнения политической воли ответственного перед парламентом правительства.
В социальной сфере необходимо требовать гарантий бесплатного образования и здравоохранения, повышения оплаты труда до уровня европейских стран, установления размера пенсий на уровне средней заработной платы по стране. В сфере морали — добиваться утверждения норм ответственности граждан и власти перед обществом, признавать совесть непременным атрибутом социального, экономического и политического действия, утверждать сочувствие к страданиям как норму общественной жизни.
Налицо противоречие. Либерализм, как таковой, исторически не принадлежит к правой части политического спектра. Он представляет левый центр и умеренных левых, в мировой политической жизни стыкуясь с социал-демократией. И потому политические силы, выступающие под его именем, неизбежно отвергались электоратом «правых» и собственно правыми течениями.
Но провозглашая антилевую политику и принципы – эти же силы отвергались и левыми, как антидемократические, антиэгалитарные и антисоциальные.
В результате они отторгались всеми, не нужны практически никому из крупных социальных групп именно в силу собственного презрения к обществу и его предпочтениям – оказывались «нигде», в подвешенном состоянии, с неопределенной электоральной базой.
Они нужны лишь себе и части обладателей крупной собственности, ориентированных на свободу вывоза сырья и капиталов, уничтожение государственного регулирования и внеэлекторальное доминирование в политике.
Что сегодня входит в классическое понятие «правого» и «левого»? «Левые» - как правило, пацифисты, антирасисты, антиклерикалы, антикапиталисты, озабочены развитием свобод (кроме «дикого рынка»), распространением равенства. «Правые» - ориентированы на сохранении (консервации) установившихся порядков и уважении к ним, на признании и принятии сложившейся имущественной иерархии и власти.
В более строгом смысле, они могут быть различены по трем осям координат: власть, собственность (и тип экономического регулирования), национальные отношения. По этим осям «левые» - сторонники демократии в ее собственном смысле (народовластия, подчинения меньшинства большинству), уничтожения или ограничения частной собственности ( и антирыночники), интернационалисты, понимая под этим межнациональное содружество. Правые – сторонники элитарности и авторитаризма, т.е. власти меньшинства, националисты, понимая под этим принцип первичности той или иной избранной нации.
В еще более глубоком смысле, по отношению к истории и прогрессу, левые – сторонники прогресса и веры в возможности и разум человека, они являются «партией движения», правые – скорее его противники, сторонники статус-кво, считающие приоритетом сложившиеся и устоявшиеся традиции и ценности – «партия порядка».
В этом отношении те, кого в России мы привыкли относить (и они сами себя относят) к либералам, вообще с трудом поддаются некой идентификации.
Они антидемократичны и откровенно заявляют, что имеет значение только их мнение, и только они имеют право на власть, – и в этом отношении они являются «правыми». Точно также как и в том, что они являются сторонниками рыночного фундаментализма и противниками государственного регулирования. С другой стороны, они как-будто бы «левые», в вопросе о нациях – то есть, не националисты. Но и не интернационалисты – потому что вообще не признают собственной принадлежности к нации, и ведут речь не о межнациональном сотрудничестве и интеграции – а о чем-то совсем ином, о своей принадлежности исключительно своему собственному интересу.
Они не «левые», поскольку отрицают прогресс и видят достижение венца творения в рыночной организации общества – то есть явном вчерашнем дне человечества. Даже в странах, которые они объявляют образцом рыночной экономики, давно уже отрицаются ее ценности.
Но они и не «правые», поскольку не признают ни национальные традиции, ни национальную культуры, ни национальную власть в качестве ценности и первичной значимости.
То есть, они ни те, и ни другие.
Они и не за прогресс – и не за традицию. Они и не за «свободу» (если это не их свобода) - и не за «справедливость». Они не за власть большинства (если большинство не покорно им) и не за власть традиционных институтов.
То есть – они неопределимы в принятой классификации принципов и ценностей. Но это может означать лишь одно: что принципов и ценностей у них вообще нет. Кроме, пожалуй, одного – собственного благополучия и собственного интереса и собственного эгоизма.
Но будучи никем в политических принципах – они оказывается никем и в социальном, и в политическом смысле.
И отвергая любые принципы, существующие в обществе – они освобождают общество от того, чтобы считаться с их мнением и их интересами.
Комментарии «Нет такой партии»
Они это те кого давно квалифицировали как псих-троцкисты. Они мало того что всегда против по натуре своей еще и согласуют свое против с суммами западных грантов. Еще и как добрые сторожевые псы позиции против чутко улавливают настроения хозяев и даже на перспективу. Потому их перетекания их правых в левых и обратно носят достаточно подготовленный, в том числе и сми, характер. Интересно как их подбирают, сбивают в стайки и направляют. Ну скажем подбирают их по одному принципу, по принципу предал иди сюда вставай в строй. Между собой их сбивают наверное по принципу тот что справа от тебя козел, а слева еще козлее, ты хороший иди расскажи нам все про этих козлов. Ну а направляют конечно рисуя приятные их сердцу нули на салфеточке где нибудь в дорогущем московском ресторане.
http://www.youtube.com/watch?v=5dVTfCab8VE
О либеральной оппозиции