Неизвестные истоки русского социализма. Александр Пыжиков


Справедливое мироустройство крестьянской общины до революции 1917 года

Доктор исторических наук, профессор МПГУ Александр Пыжиков рассказывает о малоизвестных сторонах жизни русской поземельной крестьянской общины, её обычаях построенных на принципах социальной ответственности и справедливого распределения результатов совместного труда.

==========================================================================

Рекомендуем:

Славянский разлом. Украинско-польское иго в России, Пыжиков Александр Владимирович

Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года, Пыжиков Александр Владимирович

Видео Александра Пыжикова на канале «Концептуал ТВ»

==========================================================================

Концептуал ТВ

Комментарии «Неизвестные истоки русского социализма. Александр Пыжиков»

  • I46_default
    Александр 15 декабря 2017, 15:02

    Александр, спасибо за лекцию.
    ни в коем случае не желая полемизировать, хочу отметить один важный для теории момент, который вы не упоминаете совсем - психологию русской крестьянской общины, и крестьянского быта вообще.

    социальное равенство в тяжелых условиях существования крестьян были жизнеобеспечивающим элементом.

    со времен царя гороха все вопросы решались общиной: дом строить - все соседи, землю делить - все, за дровами на зиму - все. наняться деревней пруд копать - тоже все, или общим сходом выбрать бригаду. и так далее. для большинства работ, касавшихся общеобщинных интересов, отказ был невозможен.

    при этом распределение прибылей среди неграмотных в целом людей велось очень тщательно. первое, что решалось - в каких долях какие работы оцениваются. руководитель и организатор получал больше долей, бригадиры - свое количество, рядовые - свое. в принципе, эта система потом перешла в колхозные трудодни.

    и с общинным финансированием - субсидиями фабрик и мануфактур ситуация та же самая. хозяина панибратствововали не потому, что хамы и карбонарии, а потому, что он из своих, ресурс получил от мира - общины, и, фактически являлся одним из членов общины, просто в силу ответственности и важности задач получающим большую долю в прибылях.

    при том, что собственником в этом случае он являлся формально. мир дал - мир мог и взять, что вы и демонстрируете одним из примеров про наследство. известны примеры, когда менялось руководство и не по наследовательному принципу. и не по принципам слияний-поглощений. просто приходили и ставили перед фактами. староверы они не только бородами и благонравием славились. с какого-то момента (суммы) шуточки не допускались.

    авторы Чаянов - "Крестьянское хозяйство", Милов - "Великорусский пахарь", Энгельгардт - "записки" вам должны быть прекрасно знакомы. у последнего есть описание деятельности крупной бригады, подрядившейся на земляные работы. там очень хорошо показана психология социальной справедливости на примере расчетов. интересно было у Domestiklynx в ЖЖ (могу путать правильность написания ника, но оно широко известно и легко ищется). описана попытка городских зайти на деревню и забабахать бизнес, причем наняв деревенских же за хороший (по местным меркам - любые деньги). и уперлись в психологию деревни, уходящую корнями в недра неописуемые.

    0
    • I46_________-________
      Здравый Смысл. 25 декабря 2017, 02:49

      В этом же смысле любопытен х/ф ДЖЕК ВОСЬМЁРКИН - АМЕРИКАНЕЦ, где главный герой не сумел получить плоды собственного труда при желании нажиться на торговле отравой, и, стал не последним человеком когда применил свои способности в созидательном ключе.
      Также и А.Пыжиков совершенно верно подметил, что разнообразная иностранная 'отрава' от царя Петра не нашла приятия в нашем народе тогда, как и не найдёт оного в день сегодняшний.

      0
      • I46_default
        Александр 27 декабря 2017, 07:11

        а после того, как сигары перекрутили на махру и начали продавать по алтыну, они целебными стали? дымила вся деревня, что отдельной сценой показано.

        инициативы Петра особо народа не касались. и сам царь с народом дела фактически не имел. его инициативы - про бороды, костюмы, кофе табак были направлены на т.н. высшее общество. дворянство должно было европеизироваться. остальных не наказывали.

        0

РЕПЛИКИ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Лента
  • Новостей
  • Аналитики
Показать ещё Показать ещё Показать ещё

Вход

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь