Музей славянской культуры имени Константина Васильева

I605_00056.mts.still005

Добрый день. Я Доронин Анатолий Иванович, директор музея, который теперь называется музеем славянской культуры имени Константина Васильева. Судьба музея у нас не простая, в 1998 году мы открыли в этом здании, которое восстанавливали, музей Константина Васильева. Все пять залов были посвящены этому художнику, но начиная с 2000-го года, начались очень серьезные атаки на наш музей, два городецких захвата: в 2002, 2005 году, поджог здания музея в 2009 году, потом попытка восстановить его – восстановили. Часть картин, которые перешли в собственность теперь сестры художника пока находятся в запасниках. Мы из большого музея сделали два зала Константина Васильева, но они достаточно весомые и дают полное представление о художнике. И дополнительно мы наполнили музей картинами современных художников, которые работают в той же тематике на славянскую тему. Вот автопортрет Константина Васильева, погиб, к сожалению, в 34 года, но, несмотря на это успел создать большое количество полотен. Так, вместе с рисунками и с набросками более 400, а на свою мифологическую тему, за ту тему, за которую мы любим Константина Васильева, он вышел всего-навсего за семь лет до своей гибели. Семь лет художник посвятил изучению корней своего народа. Глубоко осознал себя русским человеком и даже взял псевдоним Константин Великорус.

Но, наверное, есть смысл поговорить о его творчестве, о картинах. Давайте подойдем к картине «Северный орел». 

Константин нашел свой псевдоним и впервые выразил его именно в этой картине, в правом верхнем углу написано «творение Константина Великоруса, 1969 год». Он ощутил себя русским человеком и решил понять и познать, а какими были его предки, кто они были? И хотел установить определенную генетическую связь, возродить ее. Очень глубоко художник капнул и чтобы постичь, понять глубокие корни, чтобы добраться до них, поставил перед собой такую задачу: развести на полюса мужское и женское начало. Он говорил, что в нашей социальной среде все перепутано, мужское и женское, надо отдельно его давать, чтобы понять, что есть мужественность, а что есть женственность. И разведем эти паруса, два этих понятия. Можно создать энергетическое пространство, в котором возникнет идеальная жизнь. И в представлении художника образ старца – это и есть выражение мужского начала. И когда Васильев комментировал эту картину, сказал, друзья, такую фразу: силу духа всего неживого. Вот что должно волновать художника, это сила духа, безусловно, здесь просматривается. Картина ожидания как бы полярна картине «Северный орел». Картина эта выражает его женское начало, чистоту, сердечность, женственность. И в этой картине, как и во всех картинах символического жанра, есть очевидные и совершенно явные символы. Символом, выражающим суть это картины, картина называется «Ожидание» — девушка ждет любимого человека, супруга, сына. 


И чтобы не случилось, она дождется его – вот эта сердечная теплота согревает на расстоянии любимого человека, и символом этого мертвого горения — горение сердца, внутреннего тепла является эта свеча. Сам Васильев, когда впервые написал свечу, он использовал ее как декоративную, написав в парке Достоевского, вдруг сам восхитился и сказал: это же не свеча, это светоч символ духовного горения. И он часто этот символ стал использовать наряду с другими, выстраданными и сильными. Следующая картина это «Человек с филином». 


Картина, конечно, потрясающая. В ней за эти семь лет Константин накопил выстраданные свои символы, они наполняют эту картину и позволяют читать ее, словно книгу. В самой нижней части свиток, напоминающий карту России. И на этом свитке написано «Константин Великорус, 1976 год», год, ставший годом его смерти. Сгорает свиток с его именем, вряд ли он предполагал, что он погибнет, но как бы то ни было, приносит себя в жертву. Сам Васильев говорил так: возрождение Руси начнется с Севера и именно северная ее часть горит духовным огнем. Из этого огня пробивается пепел, который переходит в расточек. Если присмотримся на листике дуба, а дуб у славян – это символ жизни, символ вечности. То есть, жертва будет не напрасно и даст такие всходы. И по вертикали будем дальше смотреть. В правой руке старец держит светоч, как мы говорили, символ духовного горения. И вот это то главное, что хочет пронести старец, отправляясь в сложнейший путь. Он поднимается из этого замороженного состояния, лес занесенный снегом, рот замороженный, отсюда поднимается отсрочка шубы по фактуре такая же, чтобы дойти до космических высот и пронести этот светоч. Причем он прижимает к груди, как самое дорогое и сотрясает Вселенную. Обратите внимание на манжет рукава, он напоминает колокол, а кисть язык колокола, призыв к духовности. И они смотрят на светоч. В левой руке у старца плеть, как символ аскезы – самоограничения, без чего высокой цели достичь нельзя. На бойцовской перчатке филин. Филин собрал всех народов, это символ мудрости, потому что птица ночью видит, вот к этой мудрости старец устремился. На этом духовном восхождении он проходит три очень важных рубежа, отмеченных огнем: огонь сгорающего свитка, огонь светочи и горящий глаз. У древних было такое понятие, мир триедин и строится на всех уровнях, в частности, мир делится на такие понятия: мир Нави, то есть мир параллельный, тонкий, мир, куда ушли наши предки. В мире Яви, где мы сейчас находимся мир, в который мы приходим, чтобы совершенствовать себя, выполняя свою задачу. И глаз у него как закон Прави или закон Космоса. Древние говорили, что по законам Прави из Нави строится Явь колесо Сансары и все повторяется, но это сакральная картина, очень серьезная и глубокая работа.

В этом зале представлена картина художницы Нэлли Генкина, женщина уже в возрасте, но довольно смелый человек, потому что всю жизнь занималась натюрмортами, портретами и вдруг она неожиданно вышла на славянскую тему и довольно удачно разработала несколько тем. Ей удаются лучше всего, конечно, женские образы. Это Дзевана — богиня охоты и зверей у древних считалась. Это Кострома, тоже такой образ, найденный художницей. Древнейшая Русь, город старинный, художница пытается погрузить нас в то историческое пространство. Представить, как жили, в какой динамике, то есть, какое-то умиротворение в этой картине и покой доминирует на холсте. Интересные образы на картине «Русалка», женские образы и водная среда дается не плохо. Это, наверное, сложно любому художнику передать водную среду, особенно не поверхность воды, а подводное пространство. Это она пофантазировала и создала образ русалок. Смело взят ракурс этой картины, картина интересно построена композиционно. Есть у нее образы героев, скажем, «Освобождение Руси», кажется, так называется эта картина. Воин победитель, но прошел такое трудное испытание, судя по всему, это какой-то схимник человек, который посвятил себя духовному поиску. Но когда приходит беда отвоевывать отечество, он идет, рискует своей жизнью и спасает это отечество свое.


Представлены работы художника Виктора Гончарова, к сожалению, он уже погиб, это участник войны, богатейшая биография у человека. Художник великолепный писал уходящую Русь, так сказать, деревню, которая схлопнуть, что называется, нет наших деревень, они уходят. И он эти отдельные домики, очень трогательный пейзажи у него были. Есть небольшие работы по камню. Здесь у нас, скажем, экспозиция, порой то, что под ногами человек видит, проходит и не замечает. А художник чувствует материал, допустим, валяется такой камень, и что ты можешь из него сделать. Несколько штрихов и рождается такой старец, может быть это Сергий Радонежский. Это видение художника и мастерство. А вообще он еще помимо всего прочего был прекрасным поэтом и его каждому камню посвящено стихотворение. У него целый мир вокруг этого камня: «я в руки камень брать люблю, подолгу с ним шептаться. Потом я так его рублю, что не могу расстаться». Он влюблялся в свои камни, причем делал удивительные вещи. Вот ступня человеческая – средство цивилизации и в этом срезе здесь написано, что задолго до того, как человек появился на земле, все, что здесь есть, задумано творцом и какие-то глубокие философские размышления. Смотришь, кажется, что действительно сквозь время связывает нас в пространстве времени эта штука. Или, скажем, он берет обычный валун, а именно в круглых зализанных камнях таится время, потому что время только может так гладко зализать камень. И кто понимает это, берут такие круглый валуны, раскалывают их и рождаются такие художественные произведения, которые создала сама природа, эти. Он ничего не делал, просто расколол и родился такой образ интересный, это надо просто чувствовать камень. Он его чувствовал. Или, скажем, дерево, какой-то образ вставлен в дерево, был интересный художник.

Художник Корольков, это цикл Виктора Королькова, подлинных работ, он оставил после себя огромные богатейшие наследства этот художник, память о нем будем чтить и сохраним.

А следом идут картины художника Семочкина, довольно много работ. Этот художник, неожиданно открыв себя для нас из Перми. Приехал сам, нашелся, у него тема такая языческая. «Мир Нави», «Страж Нави», такой жуткий или Чернобог иначе в древности назывались. Очередная душа попадает в мир загадочный и происходят какие-то события, так себе представляет художник. Фантазия этого художника безгранична, но иногда он создает мощные образы, как бы древних богов, это Сварог и Лада, посмотрите мощные такие образы сильные.

Очень интересный художник, безусловно, это Всеволод Иванов. Он пытается через среду возродить прошлое. Скажем, как он видит поселения обычные в деревне. Видите, удивительно сказочные расписаны дома, они такими и были. Когда-то вся Москва была теремной, и порой можно было встретить какой-нибудь красивый терем где-нибудь в лесу на трассе, на дороге. 

Света не было, но путникам обязательно зажигали вот такую свечу, лампаду, на тройках разъезжали люди. Жизнь была совершенно другой и этот ритм можно ощутить с помощью картины Всеволода Иванова, погрузиться в это историческое пространство. Скажем, как он интересно пишет картину, посвященную временам года. Допустим, апрель, как раньше говорили, цветень. 

Известно, что в этом месяце сталкиваются два знака зодиака: телец и овен. Если присмотреться к этой картине, можно увидеть, там просматривается овен, а там телец в правом верхнем углу. Случалось в древности, что эпидемия наваливалась на город, и город вымирал, скажем, чума или холера. 

И тогда в город приходили санитары леса волки, видите? Вымер город, он заполнялся волками, и такое случалось.

Основное пространство занимает картина Константина Васильева. Это стержень, вокруг которого собираются все художники, думающие в этом направлении, пытающиеся зародить какие-то ростки нашей культуры. Будем собирать таких людей и если кто-то заслужить представить интересных художников порекомендовать, будем вам очень признательны и благодарны. Мы собираем картины, ищем художников, работающих на славянскую тему, на тему, посвященную истории нашего народа.