Молодёжные драмы как инструмент формирования сознания подростков

Молодёжные драмы как инструмент формирования сознания подростков

Все помнят пришедшие к нам в 90-х Беверли Хиллз, Элен и Ребята и им подобные. Эти картины рассказывают о подростках, школьниках, учениках колледжей. И их еще не совсем взрослых, но и не детских проблемах становления.

В этом обзоре мы рассмотрим 4 современных американских сериала этого жанра, которые были показаны по российскому телевидению.

  • Комедийно-музыкальная мелодрама  о школьном хоре – «Хор» или «Лузеры» (ТНТ)
  • Детективная драма о тайнах школьниц и таинственном шантажисте – «Милые обманщицы» (MTV)
  • Романтическо-мистическая драма о вампирах, влюбленных в одну девушку – «Дневники вампира» (Пятница, Сони)
  • И мелодрама о буднях «золотой молодежи» – «Сплетница». (Россия 1)

Итак, в чем схожесть этих совершенно разных, на первый взгляд, сюжетов?

Первое, на что следует обратить внимание, это на учебу детей, а точнее, на ее полное отсутствие: учебники и другие атрибуты нормального школьника иногда можно встретить только у героев «Милых обманщиц», в других же сериалах об учебе вообще нет речи.

Школа или колледж в образе этих сериалов – это место чирлидерш, хористов, футболистов, баскетболистов, место проведения различных балов, аукционов, вечеринок, во время которых происходят судьбоносные события в жизни героев, а вот с учебой эти события никак не связаны.

Отсутствие в жизни главных героев учёбы отнюдь не мешает им успешно заканчивать школы и поступать в колледжи. А те дети, которые все же пытаются тратить время на своё образование, показаны неудачниками и «ботаниками», окружающие их презирают. Таким образом, создается иллюзия того, что в жизни подростка просто нет места чтению книг, образованию, вообще какому-либо развитию, вместо этого можно потратить время на что-то куда более интересное, а успех выйдет сам собой.

Важное место во всех перечисленных сериалах занимает пропаганда алкоголя и других наркотиков. Неважно, из маленького городка герои сериала, как в «Дневниках вампира», или это – элитная молодежь Нью-Йорка из сериала «Сплетница», но вечеринки – это то, что происходит почти каждую серию в их жизни, естественно, с употреблением  разнообразных алкогольных изделий:

Ещё одна интересная особенность подростковых сериалов – это отсутствие положительных героев.

molodyozhnye-dramy-kak-instrument-formirovaniya-soznaniya-podrostkov (2)

Но надо понимать, что отсутствие положительных персонажей совсем не значит, что зрители не будут брать пример с телегероев. Нет положительных, зато полным-полно успешных циников, распутников, извращенцев и убийц.

К сожалению, реальность такова, что человеку одинаково интересно смотреть хорошо, красиво и качественно снятый сериал, как про подлых и низких людей, так и про воспитанных и благородных. А вот результат от этого просмотра, как вы понимаете, будет совсем разный.

Пропаганда секса:

Интимные отношения в подростковой среде без каких-либо обязательств во всех анализируемых картинах показаны, как абсолютная норма, говорить о целомудрии просто не приходится.

Если в сериале и встречается девственник, то показан он либо аутсайдером, как Дэн из «Сплетницы», либо извращенцем, который еще одинок, как педераст Курт из «Хора», или лесбиянка Эмили из «Обманщиц».

В любом случае, по прошествии одного-двух сезонов практически каждый герой среди основного и дополнительного состава сериала имеет то, что сейчас обозначают эвфемизмом «богатый сексуальный опыт». Согласитесь, лучше ведь звучит, чем, например, сладострастие, распущенность, разврат, блуд.

Не встретите вы в молодёжных драмах и тех, кто на деле стремится построить свое семейное счастье. Культ свободных отношений пропагандируется практически безальтернативно.

Хотя «свободные отношения» – это тоже эвфемизм, заменяющий такие русские слова, как распутство, пошлость и более грубые названия… Следует упомянуть и то, что в сериалах, предназначенных для молодежи, часто поднимаются темы различных извращений.

Сценаристы подводят героев к извращениям таким образом, что их выбор кажется вполне логичным и обоснованным, как будто их сама жизнь подталкивает к подобным решениям. Например, в сериале «Милые обманщицы» первый парень Эмили пытался её изнасиловать,  второй поклонник был психически невменяемым. Естественно, на таком фоне её отношения с девушкой Майей выглядят куда более романтичными.

При этом подробности интимной жизни героев, зритель узнает весьма красочно: количество и откровенность постельных сцен переходит все нормы приличия, и, как ни странно, эта тема именно в подростковых сериалах упоминается больше, чем в сериалах для более взрослой аудитории.

И напоследок затронем тему смерти, отношение к которой становится в подобных фильмах всё более циничным.

Например, в  «Дневниках вампира» герои оказываются косвенно или прямо виновны в гибели десятков невинных людей, но это отнюдь не служит поводом для раскаяния. Лопата, которой главные персонажи закапывают трупы, погибших от их рук прохожих, – постоянный атрибут сериала.

Подведём итог.

Популярные на Западе и уже транслируемые в России молодёжные драмы нацелены на:

  • пропаганду алкоголя и других наркотиков
  • пропаганду секса и пошлости
  • пропаганду содомии и других извращений
  • деградацию зрителей
  • десакрализацию образа смерти

Все перечисленные цели реализуются под маской развлечения. Если близкие вам люди, а тем более дети или подростки, регулярно смотрят подобную продукцию, их сознание и подсознание будет перенимать выявленные модели поведения, и их дальнейшие поступки так или иначе будут опираться на увиденное на экране. Поэтому крайне важно научиться самому, выявлять воспитательный потенциал картин, определять цели заказчиков подобных сюжетов, отличать хорошее от плохого, а потом поделиться этим умением с вашими близкими.