Логика поведения пилотов в катастрофе Боинга 737-500 в Казани


Разбор полета

I605_2275

Исходя из известной на данный момент информации о ходе выполнения полета воздушным судном «Боинг 737-500» рейса 363 «Москва-Казань» от 17 ноября 2013 года, можно сказать следующее. На момент прохода указанным бортом дальней приводной радиостанции (ДПРМ), на расстоянии около 4000 метров от входного торца взлетно-посадочной полосы (ВВП), на фактической высоте около 500 метров, Боинг авиакомпании «Татарстан» не был готов посадке

pic_1d283da710ce2dfcf1378de525d1fbd1

В этот момент срабатывает соответствующая сигнализация: экипаж получает автоматизированный светозвуковой предупреждающий сигнал о том, что воздушное судно не находится в посадочной конфигурации. Экипаж докладывает об этом на диспетчерский пункт Управления Воздушным Движением. Здесь можно только догадываться, в чем именно заключалась «не готовность к посадке»: закрылки выпущены, шасси выпущены (три зеленых горят), заход идет по курсоглиссадной системе.

Скорость – вот что могло вынудить экипаж принять решение о повторном заходе на полосу. В точке принятия решения на высоте 50-60 метров, при проходе ближней приводной радиостанции (БПРМ) на расстоянии около 1000 метров от торца ВВП, командир экипажа произносит: «уходим!»

Вполне возможно, что изначально избыточную поступательную скорость захода, пилоты решили снижать с помощью уменьшения режима работы двигателей и немного «перестарались». Увеличилась вертикальная скорость, тангаж (угловое движение летательного аппарата относительно главной поперечной оси инерции), при этом поступательная скорость падала. Совершенно нормально и логично в этот момент уйти на второй круг. Отсюда и последние слова пилота в радиоэфир «круг».

Далее нажимается кнопка TO/GO (take off/go around, взлет/уход) и автоматика переводит самолет на режим «полета по кругу». На этом этапе при включенных автопилотах, летчику остается лишь убрать шасси и перевести закрылки из посадочного положения на меньшие углы. Тем не менее, в случае с погибшим бортом, один из автопилотов был (на момент принятия решения о заходе на второй круг) отключен.

Т.е., когда автомат тяги перевел работу двигателей во взлетный (или близкий к нему) режим, управление элеронами и рулями высоты автоматикой уже не осуществлялось. Для дезактивации автопилота достаточно хорошенько «приложиться» к штурвальной колонке; правда в этой ситуации срабатывает характерный звуковой сигнал, и не заметить этого невозможно (хотя в стрессовой ситуации – трудно сказать).

Если стабилизаторы по высоте не были заранее выведены из посадочного положения (скорее всего), то в время установки взлетного режима, момент тяги перевел воздушное судно в резкое кабрирование (25%), что особенно опасно на малых скоростях.

В данной ситуации самолет перешел во «второй режим полета» и через несколько секунд, при достижении высоты около 700 метров начал «сваливание на хвост». Это и есть «лавинообразное нарастание аварийной ситуации», когда человек из-за психологического перенапряжения входит в некий ступор.

К слову, скорее всего, при достижении указанной высоты, вывести машину из режима сваливания было уже практически невозможно: упала поступательная скорость, затем помпаж (срывный режим работы турбореактивного двигателя, нарушение его газодинамической устойчивости), затем штопор при жестком недостатке высоты…

Вероятно, именно тогда пилоты и «опомнились», сделав единственно-возможное, чтобы перевести Боинг на горизонтальный полет – отдали штурвальную колонку от себя. Управляемости хватило только для того, чтобы опустить нос самолета вниз... и ждать конца. Последние тридцать секунд полета борт был по факту неуправляемым, хотя и полностью технически исправным.

Денис Климов

Комментарии «Логика поведения пилотов в катастрофе Боинга 737-500 в Казани»

  • I46_default
    Alexander Blok 20 ноября 2013, 21:19

    "неуправляемым, хотя и полностью технически исправным" - но "виноват" всё-таки отключённый автопилот, который не сработал, так?

    0
  • I46_default
    Oleg Vasilyev 12 декабря 2013, 16:39

    Денис, у вас тут нагромождение ошибок. Вы не знаете фактов, не знаете особенностей управления Боинг-737.

    0
    • I46_default
      Дрянибор 12 декабря 2013, 17:19

      Олег, если Вы знаете факты и особенности управления боингами, то поделитесь ими пожалуйста с нами! Очень интересно!

      0
  • I46_default
    Oleg Vasilyev 13 декабря 2013, 11:28

    Всё станет известно, когда МАК опубликует отчёт.
    По отдельным сведениям - картина примерно следующая.
    Вышли на полосу с боковым уклонением из-за накопившейся ошибки в системе навигации. Вероятно, экипаж не настроил частоту VOR для коррекции. Так что, когда они увидели ВПП, КВС-у стало ясно, что они находятся в непосадочном положении (слово "конфигурация", скорее всего, было употреблено им ошибочно). Заходили они на посадку не в автомате - с двумя включенными автопилотами, а с одним. Поэтому, при нажатии TOGA он, как и положено, отключился. Им надо было уходить вручную, однако усилий по управлению самолётом штурвальной колонкой они до верхней точки не предпринимали. Стабилизатор по мере подъёма должен был автоматически отработаться на пикирование через систему speed trim. Падения скорости до сваливания у них не было. Тангаж был большой, но за критические значения не вышел. В самой верхней точке они резко отдали штурвал от себя, до столкновения с землёй попыток вывода из пике практически не было. В верхней точке они испытали отрицательную перегрузку (невесомость). Пока есть предположение, что КВС был не пристёгнут и навалился телом на штурвал.
    Всё, что объявлено МАКом на текущий момент http://mak.ru/russian/investigations/2013/boeing-737-500_vq-bbn.html

    0
    • I46_default
      Igor 08 марта 2014, 18:29

      если верить симулятору ил штурмовик примерно так все и произошло...

      0
      • I46_default
        Igor 08 марта 2014, 18:39

        если на машине ехать не пристегнутым 215 км час в легком повороте попадется волна, можно на место пассажира пересесть. после этого если больше 40 еду всегда пристегиваюсь.

        0
  • I46_default
    Николай 13 декабря 2013, 16:07

    Ребята,главное в этой истории не то что при посадке мозги у экипажа переклинило а почему переклинило .А про это ,,почему,,Вы узнаете только если произойдёт кардинальная смена власти, так что не напрягайтесь всё равно истина всегда будет где то там )))))), и туда, при теперешнем раскладе, Вас никто не пустит

    -1

РЕПЛИКИ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Лента
  • Новостей
  • Аналитики
Показать ещё Показать ещё Показать ещё

Вход

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь