Наши предки были далеки от церковно-исторических трактовок
Новый год в современном сознании давно стал традиционным праздником.
Сегодня нам кажется, что все христианской население Российской империи
ежегодно 1-го января встречало его наступление. Однако, оказывается еще в
первой половине ХIХ это было не совсем так. Берем интересные заметки К.
Авдеевой, изданные в Петербурге в 1842 году. Автор - из
купеческого сословия, старшая сестра известного литератора той поры
Николая Полевого, написавшего "Историю русского народа". По ее словам,
большая часть населения 1-го января никакого нового года не отмечало.
Она прямо пишет: "хотя по закону стали считать новый год с 1-го января,
но простолюдины этого дня не празднуют..., никак не выделяя этой даты в
семейной жизни" (с. 60-61).
Новогодние январские праздники
признавались тогда лишь правящей прослойкой: дворянством, церковниками и
небольшим кругом интеллигенции. Народ же хорошо помнил, что новый год
был и 1-го сентября, а также 1-го марта, причем именно последняя дата
пользовалась наибольшим почетом. Ведь она олицетворяла грядущее
пробуждение природы, с чем естественным образом ассоциировалось
наступление очередного земного цикла. Весенний новый год был глубоко
пронизан памятью об умерших родственниках. Целый ряд родительских
обрядов приурочен к весеннему просыпанию предков, которые, по
крестьянским верованиям, в потустороннем мире зимой тоже спят.
К
зимней же новогодней встрече, навязываемой сверху, люди относились
по-своему, как к родительским поминам, что являлось для простонародья
одним из ключевых обрядовых действий, от которых их и пытались отвлечь
празднованием нового года. Аналогичные родительские поминовения в
октябре церковь также старалась закрыть так называемой Дмитриевской
субботой в честь Куликовской битвы и ее главного героя Дмитрия Донского.
Правда, как замечает Авдеева, большая часть народа ни о какой
Куликовской битве не подозревала (о ней нет упоминаний и в былинах).
Наши предки были далеки от церковно-исторических трактовок. А мы?
Понять смысл народных верований Древней Руси и разблокировать родовую память помогут:
Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года, Пыжиков Александр Владимирович
Славянский разлом. Украинско-польское иго в России, Пыжиков Александр Владимирович
============================================================================