Концептуальная научная магия


Управление языком - самая эффективная технология изменения мира. Потому, что язык - это инструмент видения мира

Говорит Андрей Шевченко, директор АНО "Инициатива социального творчества"

-Как сказал один из лингвистов-профессионалов Соссюр у него функция различать, то есть, человек называя какое-то слово, подразумевает, что за этим словом – знаком стоит некое понятие, и это понятие своими признаками какими-то, выделяет предметы из окружающего мира, и он может так выделить. В этом его творческая свобода, вот так стоило бы относиться к языку. Это и есть вторжения субъекта в язык. Всю историю, у нас язык развивался безсубъектно.


Мы не делали язык за исключением единиц писателей и то в очень узком смысле, а надо теперь язык делать, надо создавать понятие, полагая, что у нас в этом полная свобода, что мир не устроен таким образом, пока мы на него не взглянули, причем имея в виду какую-то задачу определенно. Например, если я спрошу что такое яблоко, никто мне на этот вопрос ответить не сможет, пока он не фокусируется сознательно или подсознательно, не замечая этого, на том в каком смысле мы это говорим, с какой целью. Если яблоко это метательный снаряд, то его признаками является, наверное, вес, прочность.

Если яблоко это продукт питания для человека, то тогда энергетическая ценность, наличия витаминов, воздействия. То есть, нет никакого такого яблока самого по себе объективного, и сейчас в науку, в язык к человеку возвращается субъект, и мы всегда должны говорить, с какой целью мы об этом говорим, потому что только тогда можно будет сказать, как мы смотрим на этот предмет, и описать предмет объективно. Это значит, не отбрасывать точку зрения, с какой мы смотрим, а рефлексировать, говорить: «А я посмотрю с точки зрения вот такой».

Слова естественного языка обладают бесконечным содержанием, бесконечным количеством признаков, а преодоление языка заключается в том, чтобы наделять слово только тем составом признаков, который нам сейчас нужен. Давайте, смотреть на это так, давайте поговорим об этом так, получается строго, сухо, вроде бы, казалось, получается математично. Потому что так, мы можем работать с понятиями, аппаратом математики вообще, но в этом и выход, в этом освобождение языка, потому что теперь мы понимаем, что нет никакого там яблока, мы просто должны договориться о том, что мы будем называть яблоком.

Вообще вот эта необходимость преодоления естественного языка связана с тем, что происходит такой глобальный перелом для человечества в истории. Этот перелом, если коротко можно обозначить так, как я уже сказал про вторжение субъекта – п оявился субъект и все что этим связано, то есть, мы должны осознавать о чем мы говорим, мы сами создаем реальность и это гораздо лучше чем книжки про воплощение мысли в слова.

Именно этот подход создания понятия, создания смыслов, именно это и есть научная языковая магия, но все же основная черта новой эпохи заключается в том, что старая эпоха была экстенсивной, а новая становится интенсивной. Экстенсивная пример, в каком смысле для нас планета земля была чем-то таким большим, целой вселенной, мы ее узнавали, ползали по ней как мурашки, захватывали континенты, воевали друг с другом, открывали, и недавно, лет двадцать назад, на карте земли не осталось белых пятен, мы ее узнали всю, как территорию. Мы ее узнали, и ползать больше стало негде. В этом смысле Френсис Фукуяма написал свою известную провокацию на тему конца истории, все модели общественного устройства мы знаем уже, мы знаем венец, это демократия и т.д. Смысл заключается в том, что экстенсивная эпоха закончилась и вот это дело хорошо иллюстрирует Станислав Лем в своем «Солярисе», который Тарковский великолепно изобразил. Там тема разворачивается вокруг того, что космические путешественники висят на орбите некой планеты, а там находится некое, то ли живое, то ли не живое существо, непонятное, скорее всего живое, мыслящее.

И происходит такой диалог, я не помню какой у Лема, а в фильме Тарковского звучит так: мы никогда не хотели захватывать другие миры, мы всегда просто расширяли землю до границ космоса, мы не знаем, что нужно делать с другими мирами, нам не нужно других миров, нам нужно зеркало.

И кто вскрывает переход как раз к новой эпохе преодоления языка естественного, неразрывно связано с началом новой эпохи, начало интенсивной эры, потому что, когда человек поймет, что создание новой реальности – это не в практике сугубо психологической, типа, давай, я сейчас сформулирую свое намерение, и оно сбудется. Это работает в какой-то степени, но это выглядит как детские хлопушки по сравнению с той термоядерной энергией, которая выделится, когда человек начнет познавать другого как субъекта, когда субъектность его заставит изобретать новые смыслы, новые понятия.

Каким мир будет, зависит от того, какие мы постулаты формируем, как мы будем смотреть на мир, какую концептуальную призму, какую матрицу мы себе создадим, причем, не становясь ее рабом. Вот в чем дело, у нас такая парадоксальная задача, с одной стороны мы должны абсолютно верить в то, что мы утверждаем себе как реальность, мы строим свои смыслы, с другой стороны мы должны понимать, что это условность.

Концептуал ТВ

Другие материалы

Комментарии «Концептуальная научная магия»

РЕПЛИКИ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Лента
  • Новостей
  • Аналитики
Показать ещё Показать ещё Показать ещё

Вход

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь