Общество

Когда на Руси появились церковные колокола. Александр Пыжиков

I605_________

Ответ на этот вопрос, казалось бы не вызывает больших затруднений. Колокола, как неотъемлемый церковный атрибут, пришли вместе с принятием христианства, еще во времена Древней (Киевской) Руси. Об этом прямо говорится в манускриптах, освещающих тот далекий исторический период. Однако еще в конце ХIХ столетия ученые заметили, что помимо упоминаний о колоколах мы не располагаем их летописными иллюстрациями. Добавим, вплоть до сегодняшнего дня неизвестно ни одной лицевой рукописи, датируемой ранее середины ХVI века, содержащей миниатюры с колоколами! Впервые их изображения появляются на страницах текстов лишь в правление Ивана Грозного, начиная со знаменитого Лицевого летописного свода, созданного в конце 1560-1580-х годах.

Мимо этой проблемы не прошли архитекторы дореволюционной поры. К примеру, Николай Султанов в работе «Образцы древнерусского зодчества в миниатюрных изображениях» (Спб.,1881) высказал мысль, что сами «колокольни в России представляют собою явление довольно позднее, а ранее в наших церквах призыв к богослужению совершался с помощью ударов в металлическое било». Спустя некоторое время крупный реставратор Андрей Павлинов в «Истории русской архитектуры» (М.,1894.) писал: «Все наши древние храмы, если их реставрировать, т.е. привести в первоначальный вид, представляют такую конструктивную законченность, что трудно предположить, что при них имелась какая-либо пристройка в виде колокольни… Существующие башни-лестницы были лишены всяких приспособлений для звона и не играли роли колоколен».

Связанные посты