Когда на Руси появились церковные колокола. Александр Пыжиков


Неотъемлемый атрибут или элемент чуждой культуры?

I605_________

Ответ на этот вопрос, казалось бы не вызывает больших затруднений. Колокола, как неотъемлемый церковный атрибут, пришли вместе с принятием христианства, еще во времена Древней (Киевской) Руси. Об этом прямо говорится в манускриптах, освещающих тот далекий исторический период. Однако еще в конце ХIХ столетия ученые заметили, что помимо упоминаний о колоколах мы не располагаем их летописными иллюстрациями. Добавим, вплоть до сегодняшнего дня неизвестно ни одной лицевой рукописи, датируемой ранее середины ХVI века, содержащей миниатюры с колоколами! Впервые их изображения появляются на страницах текстов лишь в правление Ивана Грозного, начиная со знаменитого Лицевого летописного свода, созданного в конце 1560-1580-х годах.

Мимо этой проблемы не прошли архитекторы дореволюционной поры. К примеру, Николай Султанов в работе «Образцы древнерусского зодчества в миниатюрных изображениях» (Спб.,1881) высказал мысль, что сами «колокольни в России представляют собою явление довольно позднее, а ранее в наших церквах призыв к богослужению совершался с помощью ударов в металлическое било». Спустя некоторое время крупный реставратор Андрей Павлинов в «Истории русской архитектуры» (М.,1894.) писал: «Все наши древние храмы, если их реставрировать, т.е. привести в первоначальный вид, представляют такую конструктивную законченность, что трудно предположить, что при них имелась какая-либо пристройка в виде колокольни… Существующие башни-лестницы были лишены всяких приспособлений для звона и не играли роли колоколен».

Иначе говоря, архитекторы той поры настойчиво проводили мысль об отсутствии колоколов в наших церквах. Этот вывод дополнил известный историк Евгений Голубинский (Песков). По его утверждению, помещенному в первом томе «Истории русской церкви» (М., 1904) колокола «были заимствованы с Запада от немцев, а не от греков». Получалось, в этом деле приложили руку католики, что вызывало объяснимое негодование обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, постоянно державшего Голубинского на подозрении. Тем не менее, выводы известного историка подтверждаются археологическим артефактами. Найденные фрагменты древних колоколов, ученые относят к отлитым в Европе, предположительно в Саксонии.

Согласимся, что приведенные мысли, высказанные известными и признанными специалистами, наводят на серьезные размышления: опять этот ХVI век, опять Запад. Надеемся, будущие исследования расставят все по местам.

Обширный былинный материал, мировоззрение народов ушедшей эпохи, этапы становления русского характера и русского духа – в книгах:

Происхождение русских былин. Неожиданный Владимир Стасов, Пыжиков Александр Владимирович, Стасов В.В.

Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года, Пыжиков Александр Владимирович

Славянский разлом. Украинско-польское иго в России, Пыжиков Александр Владимирович

==========================================================================


Комментарии «Когда на Руси появились церковные колокола. Александр Пыжиков»

РЕПЛИКИ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Лента
  • Новостей
  • Аналитики
Показать ещё Показать ещё Показать ещё

Вход

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь