Китай движется на север

I605_kitsever

Китайская Народная Республикастановится все более заметным участником деятельности в Заполярье. Торговоеплавание по Северному морскому пути, научные высокоширотные экспедиции, а такжеполучение статуса наблюдателя в Арктическом совете на днях дополнилось участиемв реализации проектов разработки полезных ископаемых на шельфе северных морей.Недалек тот час, когда возможностями, которые открываются в Арктике в связи сглобальным потеплением, захотят воспользоваться и китайские военные.

В маеэтого года на министерской встрече Арктического совета в шведском городе КирунаКитайская Народная Республика получила статус наблюдателя. Вместе с нейнаблюдателями стали Индия, Италия, Япония, Республика Корея и Сингапур. Ни однаиз этих стран не имеет заполярных территорий, и их интерес к высоким широтамимеет скорее коммерческий характер.

Министриностранных дел России Сергей Лавров констатировал, что «интерес к Арктике быстро растет, что проявляется в увеличении числажелающих получить статус наблюдателя».

Арктическийсовет был учрежден в сентябре 1996 года. Его постоянными членами являютсяДания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция.

Кроме того,в совете в качестве постоянных участников представлены организации коренныхнародов Севера.

Снедавних пор, когда климатические изменения значительно увеличилипродолжительность навигации по Северному морскому пути, а полярные льдыотступили настолько, что высокоширотное рыболовство стало реальным делом, всебольше стран испытывают интерес к освоению ресурсов этого района. Наиболееактивно себя ведут Китай, Япония и Южная Корея. В частности, Китайскаянациональная корпорация по добыче шельфовой нефти (CNOOC) в партнерстве сисландской группой Eykon Energy приняла участие в тендере на получение лицензиина разведку и добычу углеводородов у северного побережья Исландии.

CNOOC –крупнейшая китайская компания, специализирующаяся на добыче нефти и газа нашельфе. 70% ее акций принадлежит государству. Крупной является и Китайскаянациональная нефтегазовая корпорация (CNPC), которая приобрела 20-процентнуюдолю в проекте «Ямал СПГ». После закрытия сделки структура капитала ОАО «ЯмалСПГ» будет такой: «НОВАТЭК» (60%), «Total» (20%), CNPC (20%).

Проектпредусматривает строительство завода, на котором природный газ Южно-Тамбейскогоместорождения будет сжижаться и закачиваться в крупнотоннажные СПГ-танкеры.Мощность завода – примерно 16,5 млн тонн сжиженного газа в год.Параллельно здесь будет создаваться морской порт, а в районе поселка Сабетта наОбской губе будет построен аэропорт.

Поданным газеты «Ведомости», капитальные затраты на реализацию проекта превысят20 млрд долларов. Финансироваться он будет консорциумом, в который вошлиБанковская корпорация развития Китая (CDB), Промышленный и коммерческий банк Китая(ICBC), Банк Китая (BoC) и Китайский строительный банк (CCB).

На этомфоне показательно звучат слова адмирала Народно-освободительной армии Китая ИньЧжо о том, что «Арктика не принадлежиткому-либо, а является достоянием всего мира». При этом «Китай как страна, где проживает пятая часть населения всего Земногошара, должен непременно принять участие в арктическом освоении».

Китайуже давно стремится стать постоянным участником деятельности в Заполярье.Несколько лет назад один китайский инвестор пытался купить на территорииИсландии за 100 млн долларов большой участок в 300 кв. км подпредлогом создания экологического парка. Тогда, имея территорию за Полярнымкругом, Китай получил бы основание не ограничиваться статусом наблюдателя в Арктическомсовете, а добиваться постоянного членства.

Однако власти Исландии на такой шагне пошли.

СегодняКитай активно занимается полярными исследованиями. В частности, до2015 года эта страна планирует отправить на Северный полюс две экспедиции.Китайские ученые уже побывали здесь в 1999-м, 2003-м, 2008-м и 2010 годах.В норвежской зоне архипелага Шпицберген в Баренцевом море работает китайскаянаучная станция «Хуанхэ».

Ученые занимаются изучением северного сияния,замерзших микроорганизмов, а также ведут мониторинг ледников иметеорологические исследования.

Ввысоких широтах ходит китайский ледокол «Сюелун» («Снежный дракон»), которыйПоднебесная в 1993 году приобрела у Украины. Однако уже в следующем году кнему присоединится более мощный ледокол водоизмещением 8 тыс. тонн,который сможет преодолевать льды толщиной более полутора метров.

Недавнопо Северному морскому пути из порта Тайцан до голландского Роттердама прошелкитайский сухогруз Yong Sheng с грузом металлических изделий на две неделибыстрее, чем продолжалось бы плавание по обычному маршруту через Индийскийокеан и Суэцкий канал. Разрешение на проход получили также китайские суда DaCai Yun, Hong Xing. Также есть разрешение на плавание по СМП судна NordicBothnia, ходящего под флагом Гонконга.

Интереск Севморпути понятен: это кратчайший водный маршрут между Европой и ДальнимВостоком. Он почти на 4,5 тыс. км короче, чем путь через Суэцкий канал.

Изменившиеся климатические условия позволяют проводить по нему суда с июля поконец ноября.

Маршрутэтот не только короче, но и безопаснее: здесь нет пиратов, которые подстерегаютторговые суда у берегов Сомали и которые до недавнего времени хозяйничали вВосточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также в Малаккском проливе.

Поэтомуплавание вдоль северных берегов России привлекает транспортные фирмы всесильнее. Если в 2010 году по СМП прошли всего четыре судна, то в2011 году их было уже 34, а в 2012-м – 46. В этом году российскиевласти выдали разрешения на совершение 400 рейсов.

Россияв связи с активизацией мореплавания по Северному морскому пути приняла решениео реанимации военной базы на Новосибирских островах. Как заявил на недавнемселекторном совещании в Минобороны президент Владимир Путин, «наши военные ушли оттуда в 1993 году,а между тем это очень важная точка в Северном Ледовитом океане, новый этапосвоения Северного морского пути. Мы договорились о том, что в этой точке мы нетолько воссоздадим военную базу, но и приведем в порядок аэродром и сделаемвозможным участие в совместной работе представителей МЧС, гидрологов,специалистов, которые занимаются климатом для того, чтобы обеспечитьбезопасность и эффективность работ на Севморпути».

По-видимому,с этим решением была связана недавняя ледокольная проводка десяти боевыхкораблей и судов обеспечения Северного флота. Отряд во главе с тяжелым ракетнымкрейсером «Пётр Великий» вышел из Североморска и совершил переход по Баренцевуи Карскому морям, преодолев более 1,5 тыс. морских миль. 400 миль порайонам со сложной ледовой обстановкой отряд сопровождали 4 атомных ледокола«Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр».

Двумягодами ранее Северный флот реализовал похожую операцию, когда отряд кораблей воглаве с крейсером «Пётр Великий» провел ряд учений близ трассы Северногоморского пути, а морские пехотинцы впервые в истории российского ВМФосуществили высадку морского десанта на необорудованное побережье островаКотельный архипелага Новосибирских островов.