Какие программы устанавливают мультфильмы в головы наших детей?

Какие программы устанавливают мультфильмы в головы наших детей?
I605_3

В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он должен был оградить их от насилия и пропаганды вредных привычек с экранов, но по критериям закона под запретом оказались даже мультфильмы.

В наше время мультфильмы, в особенности диснеевские, мало общего имеют со сказками и несут в себе иные функции, а их музыкальным оформлением становятся современные русские и зарубежные песни, которые разрушают эстетическое восприятие детей. Следует задуматься над тем, как современные мультфильмы влияют на поведение дошкольников и какие типы устройства психики они формируют.

Ребёнок, пока растёт, проходит несколько стадий развития своей психики. Так, после рождения его психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в основном инстинктивными программами разного уровня.

Далее, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих. Причём, конечно, в первую очередь, он копирует поведение и повадки своих родителей, однако он с лёгкостью перенимает модели поведения вообще всех окружающих. Если какой-то дядя Вася пришёл пьяным к отцу, и тот принял его радушно, то у ребёнка может сформироваться первый положительный стереотип к выпивке: «Если я буду пьяным как дядя Вася, то отец будет рад». Поэтому в этот период очень важно следить за тем, какой пример родители подают своим детям и как они относятся к поведению окружающих. Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде. Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок копируемого поведения. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться.

public-multfilmi-nachalo

В какой-то момент у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Этот период характеризуется тем, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать с пределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).

В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.

Далее ребёнок начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.

public-multfilmi-norma

Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.

http://inance.ru/wp-content/uploads/2014/07/public-deti-01.jpg

Таким образом структура психики любого индивида такова, что не запрограммирована однозначно, а может быть различной, и формируется под воздействием воспитания. Этим человек отличается от других биологических видов на Земле. Вне зависимости от расовой и национальной принадлежности индивид может быть:

  • аналогичен животному, если всё его поведение безусловно и безоговорочно подчинено инстинктам, которые скрываются под разного рода оболочками, сложившимися в культуре;
  • аналогичен автомату, который сам не способен выйти за пределы заложенной в него культурой программы;
  • аналогичен демону, действующему по своему разумению без каких-либо нравственно- этических ограничений по принципу «что хочу, то и ворочу» в пределах тех возможностей, которые ему позволяют реализовать неподвластные ему социальные и природные факторы. Носители именно этого устройства психики пытаются реализовать с незапамятных времён глобальное «элитарно»-невольничье государство, в  котором все скованы иерархией взаимного паразитизма.
  • состоявшимся же Человеком является только тот представитель биологического вида «Человек разумный», который задумывается об объективной сущности Добра и Зла в конкретике их проявлений в жизни, и делает свой осознанный выбор в пользу Добра, поддерживая верность своему выбору в любых обстоятельствах осмысленно волевым порядком. Таким образом, настоящий Человек — это тот индивид, который живёт под диктатурой совести и никогда не лжёт.

Данное распределение по типам психики не подразумевает никакой сертификации, потому что каждому индивиду — любой расы, пола, национальности, вне зависимости от типа устройства психики, в котором он пребывает, дана возможность состояться как Человеку и научиться всегда и всюду поступать по совести. Только сам человек может судить о том, при каком типе строя психики он живёт и действует в разных обстоятельствах, потому что работа совести — дело внутреннее и никакой сертификации извне не поддаётся.

Различие взрослых по типам строя психики — результат остановки или извращения развития личности в процессе взросления в результате неправильного воспитания в семье и воздействия порочной исторически сложившейся культуры общества.

Соответственно, целью развития человечества на нынешнем этапе истории является построение культуры, в которой про каждого можно будет сказать, что он Человек с большой буквы(http://inance.ru/2014/12/prava/).

КАКИЕ ПРОГРАММЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ВАШИМ ДЕТЯМ?

Родители рано приобщают детей к мультфильмам. По причине занятости и нежеланием заниматься воспитанием собственных детей, родители позволяют своему ребенку смотреть мультфильмы по 1—3 часа в день. Дети смотрят мультфильмы он-лайн, по телевизору. Следует отметить, что такие популярные детские каналы на телевидении, как «Карусель», «Детский мир», «Дисней», «2х2» (последний нельзя назвать детским) показывают, в основном, современные русские, японские и американские мультфильмы, которые не только не несут никакой ценности для ребенка, но и негативно отражаются в его поведении и речи. А ведь это как раз в то время, когда дети как губка впитывают поведенческие программы у окружающих.

В каждой стране конечно существуют свои эталоны культуры поведения, в соответствии с которыми строится воспитание детей в этот период. Мультфильмы в той или иной степени отражают формы поведения, которые дети перенимают. Современные американские диснеевские мультфильмы преподносят детям эталоны поведения, не только нетипичные для нашей страны, но и продвигающие неестественное поведение для вида Человек разумный вообще, поскольку Запад давно стоит впереди планеты всей на пути деградации и ближе всех к катастрофе культуры. Так же большинство российских современных мультфильмов демонстрируют по сути западную модель поведения, которому свойственны избалованность, невоспитанность, жестокость, лень, эгоистичность («Маша и медведь», «Игорь», «Барбоскины» и т.д.).

Многие исследователи подвергают критике современные мультфильмы. Ещё А. Бандура, проводя исследования в 60-х годах ХХ века, доказал, что сцены насилия, жестокости, увиденные детьми по телевизору, пробуждают агрессивность и формируют негативные черты характера. Известный психолог Д.В. Ольшанский отмечал, что влияние мультфильма на дошкольника объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание.

Заражение — герои мультфильмов выступают как носители определенного эмоционального состояния или поведения.

Внушение — герои мультфильмов формируют стереотипы поведения и разрешения различных ситуаций.

Подражание — дошкольники подражают поведению героев и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причём ребенок воспринимает такое поведение как естественное и правильное.

Причём программы поведения, транслирующиеся в масскультуре Запад таковы, что многие «зависают» на этапе впитывания программ, так и оставаясь «бездумными потребителями контента», то есть по сути останавливаются в развитии и в поведении напоминают зомби-биороботов. Уж не поэтому ли так популярны в последнее время фильмы о зомби или о роботах?

http://img.tyt.by/n/it/05/6/42_wallpaper_141918_zombie_plan_s1280x1024_54942.jpg

public-multfilmi-robots

И.Я. Медведева, Д.В. Андрющенко и Н.Е. Маркова выделяют следующие негативные признаки современных мультфильмов:

  • формирование нежелания думать самостоятельно, а использовать предоставляемые модели поведения — формирование типа устройства психики зомби-биоробот;
  • агрессивность главных героев, жестокость, стремление нанести вред окружающим, зачастую ненаказуемое. Соответственно, такие мультфильмы способствуют проявлению у детей агрессии, безжалостности, жестокости в достижении своих целей — формируют по сути демонические черты поведения;
  • демонстрация форм поведения, которые могут быть опасны для жизни и здоровья ребёнка. В итоге, у ребенка снижается порог чувствительности к опасности;
  • демонстрация форм нестандартного полоролевого поведения — подготовка психики к дальнейшему внедрению извращений — формирование неестественной культуры для того, чтобы заблокировать развитие потенциала Человек разумный;
  • демонстрация уродливых и непропорциональных героев, что способствует разрушению естественных эталонов красоты;
  • безнаказанное неуважительное отношение к близким людям, к старшим, к животным и растениям, что также формирует демонический тип психики личности;
  • негативные речевые формы поведения, речевая агрессия, жаргонизмы, которые изолируют в определённой субкультуре детей от родителей, создают невидимую стену — дети и родители начинают говорить на разных языках.

Проанализировав вышеперечисленные признаки, можно заметить, что они свойственны многим современным популярным мультфильмам, которые так любят дети.

ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕРЫ

Проводилось исследование в детском саду № 35 города Арзамас. Началось оно с опроса родителей о том, как часто их дети смотрят мультфильмы. Выяснилось, что большинство родителей предпочитают посадить ребенка перед телевизором, нежели почитать книжки, заняться рисованием и т.д. Однако мы отметили тот факт, что многие родители сами не знакомы с теми мультфильмами, которые смотрят дети. Следовательно, некоторые мамы и папы даже не подозревают, какой вред для ребенка могут нести в себе современные мультфильмы.

Далее был проведён опрос среди дошкольников разных групп. Детям были заданы простые вопросы, такие как: «Любишь ли ты смотреть мультики?», «Как часто ты их смотришь?», «Какой твой любимый мультфильм?». Из ответов детей было выявлено, что наибольшей популярностью пользуются современные мультфильмы, такие как: «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Шрек»,  «Барбоскины».

После анализа популярных среди детей мультфильмов, в течение двух недели наблюдалось поведение дошкольников. Удалось провести параллели между обликом героев данных современных мультфильмов и формами их поведения и поведением детей детского сада.

http://www.youloveit.ru/uploads/gallery/main/7/youloveit_ru_bloom2_winx.jpg

Популярный мультфильм среди девочек «Клуб Винкс» — школа волшебниц, где несколько девочек-волшебниц постоянно превращаются в фей. Цвет данных персонажей имеет яркие краски, а момент превращения сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране. Этот приём эксплуатирует свойства детской психики реагировать на всё самое яркое. Таким образом, всё внимание ребенка приковано к персонажу, не давая возможности поразмышлять о поступках данных героинь. Можно отметить, что героини американских мультиков под копирку похожи друг на друга. Из-за частоты мелькания этого лица на экране, оно превращается в приобретенный эстетический стереотип. Таким образом, девочки стремятся выглядеть так, как персонажи мультфильмов, а мальчики будут искать себе спутницу, ориентируясь на то же самое. Было предложено девочкам средней группы поиграть в «Винкс». Девочки начали спорить и ругаться из-за распределения ролей. Однако когда спор был разрешён и девочки принялись играть, оказалось, что сюжета игры нет. Девочки просто копировали манеры поведения волшебниц, но самой игры между детьми не было. Это говорит о том, что дошкольники видят в данном мультфильме только облик героинь и манеры их поведения, которые перенимают на себя, даже не осознавая, хорошо это или плохо. Данный мультфильм не имеет содержательной основы, а только анимационные эффекты, которые «зомбируют» сознание ребенка и подрывает эстетические эталоны.

http://masha-medvedi.ru/uploads/posts/2012-11/mashamed2.jpg

Анализируя многосерийный мультфильм «Маша и медведь», на первый взгляд, нам показалось, что он смешной, забавный. Очень добрый большой мишка и маленькая забавная девочка Маша. Но если присмотреться, то маленькая, вечно недовольная девочка, всё время унижает и управляет большим медведем, а тот, в свою очередь, выполняет все её капризы беспрекословно. Также в мультфильме можно наблюдать такие сцены, где в поле игры Маши попадают различные животные. Стараясь окружить их заботой, девочка попросту мучает их. Это способствует развитию у ребенка такого качества, как безжалостность. Мы отметили, что дети, которые любят смотреть данный мультфильм, невольно начинают копировать поведение Маши, также баловаться, кричать, не слушать взрослого, потому что тот в данный момент выступает тем самым большим мишкой, который все стерпит. У ребенка формируются такие качества, как капризность, слабохарактерность, упрямство, эгоистичность. Также мы увидели, что многие дети копируют не только поведение Маши, но и её речь, в которой присутствует приказной тон и совсем нет волшебных слов.

http://multiki-kartinki.narod.ru/shrek/shrek20.jpg

Анализируя американский мультфильм «Шрек», нами было отмечены такие моменты, где принцесса Фиона дерётся как мужчина. При этом ей было весело, и она не испытывала смущения за такое поведение. Героиня наделяется атрибутами гнева, злобы и жестокости. Происходит омужествление женщин, что в более взрослом возрасте приведёт к сексуальной дезориентации, а при определённых условиях к гомосексуализму. Мы вынуждены констатировать факт, что большинство девочек в данном детском саду хотят вырасти такой же красивой и сильной, как героиня мультфильма. Большинство девочек даже зачинают драки, чтобы продемонстрировать свою силу. Также в мультфильме «Шрек» есть момент, где принцесса начинает очень громко петь возле дерева. Из гнезда, в котором находится несколько яиц, на ветку взлетает птица и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время героиня повышает голос, и птицу разрывает. Принцесса смутилась, но ненадолго, и это не помешало ей пожарить те самые яйца, которые остались в гнезде. Ребенок, смотря такие мультфильмы, никогда не будет милосердным по отношению к другим.

http://cs409626.vk.me/v409626775/8d6/qZ6F5M0CmQc.jpg

Ещё один популярный среди детей мультфильм «Барбоскины» транслируют современную семью, в которой нет дела до членов семьи. Папа всё время погружён в работу, постоянно находится на телефоне и не расстается с ноутбуком (по сути доминирует поведение зомби-биоробота). Мама, домохозяйка, которая ненавидит работу по дому и, считая, что она не реализовалась как личность, мечтает стать известной актрисой (внедрение отвращения к семейной жизни как таковой). Данная семья является многодетной, где каждый ребёнок имеет свой характер. Например, Роза — классическая красотка, которая слишком помешена на своей внешности. На протяжении всего мультфильма, она говорит только об этом. Её не интересуют ни её родные, ни жизнь вне семьи. У героини есть одна главная задача — быть красивой и ухаживать за своей шерстью (как животное перед случкой). Таким образом, у ребенка складывается эталон образа семьи, где родители обращены только на себя, а воспитание детей пущено на самотёк. Данная модель поведения была отслежена в сюжетной игре детей старшей группы исследовавшегося детского сада. Можно представить, что ждёт в будущем детей, какими могут быть их будущие семьи. А героиня того же мультфильма Роза демонстрирует детям модель поведения, где любить необходимо только себя и заботиться только о себе. Это способствует развитию такого качества, как эгоистичность, принятие только себя и отвержение других. К сожалению, такая тенденция также была нами замечена в детском саду. Для героини Розы красота превыше всего. Это объясняет тот факт, что наши дети в первую очередь смотрят на лицо, а не на душу другого ребенка.

НЕ ВСЁ ПОТЕРЯНО

Таким образом, выделим формы поведения детей, которые были отмечены в процессе исследования: капризность, упрямство, драчливость, агрессивность, эгоистичность в достижении своих целей. Все эти и другие негативные формы поведения подпитывают современные популярные мультфильмы. Большинство из них не несут в себе развивающего знания. Они не учат детей учиться самостоятельно, только поставляют готовые программы поведения, причём самого вредного качества. В детских садах необходимо систематически проводить работу с родителями, где следует заострить внимание на пользу и вред современных мультфильмов.

http://sovetskiymultik.at.ua/barankin.bud.chelovekom.0-01-05.835.jpg

Вместе с тем, следует отметить, что есть и хорошие, достойные мультфильмы. «Баранкин, будь человеком!» (1963) — единственный мультфильм, где есть прямой призыв «Стать Человеком!».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/archive/a/a1/20140108160001!%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA_(%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F).png

«Фантик. Первобытная сказка» (1975) транслирует по сути праведную модель поведения, хотя и показывает её на примере животных.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/6a/Ptichka_Tary.jpg

Мультфильм «Птичка Тари» 1976 года воспитывает в ребенке желание придти на помощь, не быть безразличным к окружающим.

http://megashara.com/screenshots/1174699__00_08_18.jpg

«Золушка» 1979 года демонстрирует ребенку дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность. Большинство советских мультфильмов демонстрируют хорошие эталоны поведения.

http://deti.msk.ru/wp-content/uploads/2012/05/02lab7of81216653773.jpg

«Цветик Семицветик» (1968) — учит бескорыстной помощи.

Из современных мультфильмов, которые также нравятся детям, следует отметить:

http://www.meganauka.ru/upload/iblock/b11/b117081c42e87d2a9477b6bc0dd73d9e.jpg

«Приключение Лунтика и его друзей» (Россия, 2006 год), где демонстрируется умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка.

http://www.horton-film.ru/img.jpg

Хортон (2008) учит быть внимательными к окружающему миру, а также показывает взаимовложенность процессов во Вселенной, хотя в нём и есть некоторые сцены чисто западного типа.

http://infosmi.net/images/stories/articles/2012/Obshchestvo/09-2012/01/z638_v-poiskah-nemo-3D.jpg

«В поисках Немо» (2003 США, Австралия) — любовь к родителям и детям, ценность семьи, хотя и там есть негативные примеры поведения главных героев.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/archive/2/24/20110511073058!Smeshariki.jpg

Также лучше в этом отношении мультфильм «Смешарики». В нём отражены такие формы поведения, как взаимопомощь, дружелюбие. В данном мультфильме нет отрицательных героев, жестокости, агрессивности. Однако иногда героиня Нюша бывает капризной воображалой, но за это она наказывается.

http://fiksiki.biz/wp-content/uploads/2014/06/4321.jpeg

Мультфильм «Фиксики» не только даёт детям знания об окружающем их мире, отвечает на детские вопросы, но и транслирует взаимопомощь, дружбу, преданность, а также образ крепкой дружной семьи. Мультфильм способствует развитию мышления дошкольников, воображения, умению общаться и взаимодействовать. Данный мультфильм, иногда, показывают детям непосредственно в детском саду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, существуют множество современных мультфильмов, которые оказывают негативное влияние на поведение дошкольников. Мультфильмов транслирующих положительные модели поведения катастрофически меньше. А мультфильмов, показывающих действительно человеческое совестливое поведение так и вообще — единицы. Родителям следует ограждать детей от большинства современных мультфильмов, где транслируются негативные формы поведения. Необходимо критически подходить к современным мультфильмам. Прежде, чем включить какой-либо мультфильм ребенку, нужно предварительно просмотреть и проанализировать самостоятельно, можно ли данный мультфильм показывать ребенку. И оценивать необходимо, задаваясь вопросом: Развивает или нет данный мультфильм действительно человеческие качества — самое главное — совестливость, умение слушать язык жизни или нет? Тогда современные мультфильмы будут не только развлечением для детей, но и прекрасным пособием для воспитания и развития Человеков с большой буквы. Однако не следует забывать, что какой бы не был мультфильм, он не заменит живого общения со взрослыми. Поэтому лучшей альтернативой будет просмотр хороших старых и современных мультфильмов совместно с родителями.

МАТЕРИАЛЫ:

Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольниковhttp://www.moluch.ru/archive/80/13872/

Человечество — это мужчины, женщины и дети http://inance.ru/2015/01/chelovechestvo/

Дети в нашем обществе http://inance.ru/2014/07/deti-01/ (все 4 части)

Влияние мультфильмов на сознание детей http://www.youtube.com/watch?v=ICG5Tws6YtI 

http://news.tochka.net/127936-multfilmy-pod-zapretom-chto-vrednogo-v-nikh-nashli-vzroslye-video-foto/

http://www.baby.ru/blogs/post/247231284-80904115/?page=2

Похожая статья: «Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения» (http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/96/4276/)

Другие положительные мультфильмы:

Волк и телёнок https://www.youtгube.com/watch?v=qMZWYFKhe3Q

Золотая антилопа http://www.youtube.com/watch?v=iyzPtl1pSEw

Просто так http://www.youtube.com/watch?v=ZzXWu9S709o&list=PLF901A37CA5D3ED47

Ох и Ах http://www.youtube.com/watch?v=snwAjhB95yA

Баранкин, будь человеком! http://www.youtube.com/watch?v=ws3_GncAQdY

Мультфильм «Контакт» 1978 года.

Советский мультфильм «Волшебник Изумрудного города».

Аленький цветочек

Дюймовочка

Доктор Айболит

Мальчиш-Кибальчиш

Сказки Сутеева

Морозко

Скидывайте в комментариях мультфильмы, которые на ваш взгляд учат детей совестливости и человечности.