Какие компании можно считать российскими?

Почему государство до сих пор не обеспечило преимущество отечественным предприятиям на территории нашей страны? Какие именно компании следует считать российскими? Как вынудить коммерческое предприятие полностью раскрыть свою структуру?


Николай Стариков: «Четкое обозначение, что такое российская компания. Та ситуация, когда бенефициар находится на Кипре – это компания не российская, вы ее назовите хоть российская, русская, наироссийснейшая компания, но они все равно кипрская, то есть в итоге деньги уходят туда. Поэтому в случае, когда государство строит какие-то объекты, то это самый простой случай. Государство просто в тендере должно написать, что не должно быть никаких иностранных юрисдикций и все. Но для того, чтобы государство могло описать это в тендере, должно быть четкое понимание: российская компания может участвовать в тендере, а не российская – не может. И вот эта не российская она должна быть не просто словосочетанием, а юридическим термином, который мы хотим в законодательстве описать: что такое российское, что такое не российское. Александр, скажите, пожалуйста.»


Недошивин Александр Сергеевич, руководитель центра системного анализа. Доклад на тему: «Деофшоризация экономики России. Пути и меры.»

Александр Сергеевич: «Я хочу сказать, что сейчас бизнес, в том числе российский практически никогда не пользуется одним каким-то юридическим лицом. Любая компания, если понимать ее как самостоятельный хозяйствующий субъект, она использует в своей деятельности целый ряд юридических лиц, которые выполняют различные функции: сбытовые, закупочные, для вывода прибыли, для владения собственностью. Любой наш бизнес, начиная даже с мелкого уже пользуется целой кучкой юридических лиц, между которыми направляет финансово-товарные потоки. Проследить это административным путем невозможно. Это можно сделать только добровольно и это делается. Когда компания, в том числе, российская обращается в банк за кредитом или когда решает вопрос с инвесторами об инвестициях, она раскрывает всю информацию о своей деятельности. Они предоставляет данные управленческого учета, показывает все свои товарные цепочки и закупочные, начиная от ресурсов и заканчивая рынком. Показывает всю структуру своего корпоративного управления и куда выводится прибыль. Эта практика есть, она существует много лет, к ней все давным-давно привыкли, только наше российское государство закрывает на это глаза. По нашему мнению вводя эти понятия: российский, не российский можно только предложить компаниям на добровольной основе раскрыть информацию о себе. Соответственно, за какие-то пирожки, которые следуют за раскрытием этой информации. Например, при получении государственного заказа компания может просто претендовать, подавать заявку. Есть какая-то компания, которая открывает заявку о себе. Каким образом проверить? Административным путем проверить декларацию компании по своей структуре тоже практически невозможно. Это можно сделать путем аудиторских механизмов, то есть, аудиторское заключение с мерой ответственности аудиторов за достоверность этого заключения, которая показывает цепочку ассоциированных компаний с основной: сбытовых, закупочных, выводящих прибыль, управляющих компаний и на основании этого заключения уже делать вывод соответствует она заданным критерием российскости или не соответствует. Только таким путем.»

Вопрос из зала: «То есть, грубо говоря, только могут быть допущены к госзаказам?»

Александр Сергеевич: Нет, могут быть допущены все, но для компании, которые открывают свою структуру и соответствуют каким-то критериям, могут быть созданы при доступе к госзаказу, и при доступе к ресурсам могут быть созданы преференции. То есть, таким образом, стимулировать компанию, во-первых, открывать информацию о себе, а, во-вторых, переходить и уменьшать зависимость от заграницы.


Митяев Дмитрияй Аркадьевич, к.э.н., заместитель председателя совета по изучению производственных сил (СОПС) МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ и РАН. 

Дмитрий Аркадьевич: Поскольку вы из банковского журнала в Центральном Банке как раз налажены отчет и учет. Практически он знает конечных бенефициаров российских банков. Поскольку сейчас идет мегарегуляторы — дополнительные функции, я думаю, что этот механизм, этот наработанный опыт вполне может быть расширен для всех основных крупный компаний или средних компаний. В порядке надзора надо знать везде количество владельцев, тогда можно уже нормально работать и по налогам, и по другим вещам с этими компаниями. Иначе иски у нас, а все бенефиты и профиты наоборот у не наших компаний. Я думаю, что по этому пути мы идем, вопрос законодательства и вопрос практики надзора здесь в этом отношении… 

Единственный нюанс, который отличает нас от американской модели, мы все-таки должны признать, если мы хотим пойти по их опыту, что любой наш гражданин, резидент, где бы он не получал доходы. Если мы введем это правило, как в Америке, то у нас, наверное, все будет сразу хорошо. Не сразу, но когда-нибудь. Но для этого, конечно, очень много надо чего поменять. Пока об этом, насколько я знаю, речи не идет.

Концептуал.ТВ