JASTA – мина под Америку и мировую финансовую систему

I605_1

«Правосудие в отношении спонсоров терроризма». Новый акт дал право родственникам погибших в катастрофе 11 сентября 2001 года американских граждан выдвигать иски против властей Саудовской Аравии с требованиями компенсации понесенного ущерба. 

Далее история развивалась следующим образом. 9 сентября законопроект был одобрен палатой представителей Конгресса США, стал законом и был передан на подпись президенту. 23 сентября 2016 г. президент США Барак Обама наложил на закон вето, но после голосования 28 сентября Конгресс США впервые за 8 лет президентства Обамы преодолел его вето. В пользу закона проголосовали 97 человек, против – 1. 

Закон — не просто призыв противодействовать терроризму и его покровителям. Он привязан к конкретному террористическому акту 11 сентября 2001 года и острием направлен против Саудовской Аравии. На протяжении многих лет в США проводилось расследование трагических событий 11 сентября 2001 года, приведших к разрушению зданий Международного торгового центра в Нью-Йорке, других объектов на территории США и унесших жизни трех тысяч людей. Власти США опубликовали основную часть результатов расследования (общий объём официального отчета – более 800 страниц). Долгое время секретными оставались 28 страниц отчёта, но в этом году и они были обнародованы. В них указывается, что 15 из 19 террористов, угнавших и направивших самолеты в Нью-Йорк, Пенсильванию и Вашингтон, были гражданами Саудовской Аравии. 

На протяжении пятнадцати лет после трагических событий было много попыток со стороны отдельных граждан США, а также ряда страховых компаний, понесших серьёзные убытки в результате выплаты страховых возмещений, подавать иски о возмещении ущербов в адрес Саудовской Аравии. Однако суды США такие иски отклоняли, ссылаясь на то, что иностранные государства обладают суверенным иммунитетом (с 1976 года в США существует закон, подтверждающий иммунитет иностранных государств от исков в американских судах). 

У президента и Конгресса США и раньше возникали противоречия, но в случае JASTA твёрдость конгрессменов была подобна камню. 

В заявлении, которое сопровождало президентское вето, главным стал следующий аргумент: закон подрывает принципы иммунитета суверенного государства, составлявшие основу международных отношений сотни лет. Ещё в мае, когда законопроект вотировался в верхней палате конгресса, Обама заявил, что указанный акт создаст опасный прецедент и может ударить по Америке бумерангом: если мы создадим возможность в США для подачи индивидуальных исков против правительств зарубежных государств, то и граждане других стран также будут постоянно обращаться в свои суды с исками против США – такова была мысль американского президента, которую поспешил поддержать министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, заявивший, что без принципа суверенных иммунитетов мир международного права превратится в джунгли. 

JASTA может привести даже к тому, что США потеряют одного из своих важнейших союзников на Ближнем Востоке. Ещё в начале 70-х годов ХХ века в результате усилий тогдашнего государственного секретаря Генри Киссинджера были достигнуты договорённости о том, что Саудовская Аравия в обмен на военную и политическую поддержку США становится форпостом Вашингтона в ближневосточном регионе. Плюс к этому Эр-Рияд обещал, что поставки нефти на мировой рынок будут осуществляться исключительно за доллары США, а долларовая выручка будет размещаться в американских банках. И вот теперь JASTA может подорвать эту конструкцию особых военных, политических и финансовых отношений США и Саудовской Аравии. 

Разрушительные последствия JASTA могут выйти за пределы двухсторонних американо-саудовских отношений. Концепция JASTA предусматривает, что в случае отказа государства-спонсора терроризма от добровольного покрытия ущербов по решениям американских судов такое покрытие может осуществляться в принудительном порядке. Имеется в виду, что находящиеся в сфере влияния США активы государства-спонсора могут подвергаться арестам и конфискациям. Компенсации ущербов будут осуществляться за счет таких активов. В сфере влияния США могут находиться разные активы. В первую очередь, официальные валютные резервы других государств. Они могут иметь форму казначейских бумаг США, а также валютных депозитов в банках США. Во вторую очередь, это прочие ликвидные активы, которые размещены в американской финансовой системе и принадлежат государственным и негосударственным организациям страны-спонсора терроризма. В третью очередь, это различные физические активы (движимое и недвижимое имущество). 

Если говорить о Саудовской Аравии, то на момент принятия закона JASTA в Сенате США, по данным Эр-Рияда, международные резервы этой страны составляли 750 млрд. долл. В мае Эр-Рияд заявил, что если закон JASTA войдёт в силу, то Саудовская Аравия начнёт распродажу своих международных резервов. Это достаточно серьёзная угроза, создающая риск дестабилизации доллара и рынка американских казначейских бумаг за счёт выброса на рынок большого их количества. На тот момент, правда, было неизвестно, какая часть международных резервов Саудовской Аравии приходится на доллар США, а также какую долю в долларовых резервах составляют казначейские бумаги. Выяснилось, не так всё страшно. В мае, впервые почти за 40 лет, Минфин США раскрыл долю Саудовской Аравии в общем объёме американских казначейских облигаций. Оказалось, что в марте страна-лидер ОПЕК владела облигациями США на сумму в $116,8 млрд. Для сравнения: Китай на тот момент владел казначейскими облигациями США на сумму свыше 1,2 трлн. долл. А общий объём размещённых в международных резервах облигаций казначейства США составлял весной 6,25 трлн. долл. 

Даже если бы саудовцы продали все свои американские бумаги, то это составило бы менее 2 процентов общего объёма казначейских бумаг США, находящегося в руках иностранных держателей. Это данные на март 2016 года. С весны международные резервы Саудовской Аравии ещё больше похудели. В сентябре, по данным Эр-Рияда, они были равны уже 555 млрд. долл. Резервы активно расходуются для покрытия дефицита государственного бюджета страны, который в этом году запланирован в объёме 90 млрд. долл. (14,5% расходной части бюджета). Плюс к этому резервы сжигаются для поддержания курса риала, который после многих лет завидной стабильности, начинает проседать. Саудовская Аравия планировала провести размещение долговых бумаг на мировом рынке на сумму 10-15 млрд. долл., но сейчас инвестиционный рейтинг страны падает, и размещение отложено на неопределённый срок. Эксперты не исключают, что снижению инвестиционного рейтинга Саудовской Аравии способствует Вашингтон, оказывающий влияние на большую тройку рейтинговых агентств. Принятие JASTA обрушило фондовый рынок Саудовской Аравии. Из Эр-Рияда последовали первые гневные протесты и угрозы в адрес Вашингтона. 

Хотя ответные акции саудовцев вряд ли смогут нанести смертельный удар доллару США и долговым бумагам американского казначейства, но мир насторожился. Другие страны понимают, что завтра на месте Саудовской Аравии могут оказаться они. Поэтому можно ожидать, что дальнейшего наращивания долговой пирамиды США за счёт размещения казначейских бумаг за пределами Америки не будет. Более того, уже с весны наблюдается аккуратный и незаметный сброс этих бумаг Китаем и рядом других стран. JASTA – серьёзная мина замедленного действия под ту валютно-финансовую систему, которая закладывалась в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе. 

В общем, складывается впечатление, что в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риядом наступило длительное охлаждение. Видимо, в США происходит формирование новых подходов к отношениям со странами Ближнего Востока, где Эр-Рияду отводится далеко не первое место. 

JASTA – лакмусовая бумажка, отражающая эти изменения. Новому президенту США придётся учитывать те новые тенденции в мировой политике и финансах, которые закладывает JASTA. Правильнее сказать, что JASTA закладывает мировой хаос. 

P.S. События, изложенные в статье, продолжают стремительно развиваться. Американка Стефани Росс Десимон сразу же после вступления в силу закона JASTA подала в суд Вашингтона иск против Саудовской Аравии. Она требует компенсации материального и морального ущерба от потери супруга, погибшего во время террористической атаки 11 сентября 2001 года. Суд исковое заявление принял.