Индустриальная шарада

Neft

Покаэксперты разного уровня компетентностии просто болтуны уговаривали Россию«слезть с нефтяной иглы», она, похоже,сделала это без посторонней помощи.Счетная палата констатирует, что дажепри самой благоприятнойконъюнктуре нефтяного рынка отечественныйбюджет запланированных доходов скореевсего не получит. Это значит, чтофинансировать расходы страны толькоза счет нефтяного экспорта более неполучится.

Ситуация не простопоказательная, но даже и беспрецедентная.Государственный бюджет РФ 2013 годаверстался из расчета средней ценыбарреля нефти в 97 долларов, в реальностицена перевалила за 110, а денег все равноне хватает.

И не хватает серьезно.В первом квартале федеральный бюджетнедополучил порядка 10 млрд. долларов.Показаний к изменению этой тенденциинет. Напротив, расчеты демонстрируютзамедление экономического роста – онснижается уже пять кварталов, и в первомквартале нынешнего года опустился доунизительных 1,1%. Тенденция такова, чтоможет оказаться несбывшейся мечтой даже уцененный поперек всех планов ипрожектов годовой прирост в 2,4% ВВП. Притом, что другой ВВП, который национальныйлидер, ставил задачу добиться не менее5-6% по итогам года.

Онже, впрочем, ставил и ряд других задач.Год назад выпущен целый пакет президентскихуказов, предусматривающих целую кучуполезных вещей: от стратегическихпоказателей типа нарастить в полторараза зарплаты или создать 25 миллионоввысокопроизводительных рабочих местдо «мелочей» вроде доведения учительскихзарплат до средних по региону истроительства детских садов.

Всеэти благие пожелания, естественно, ввысшей степени затратны. Скажем,формирование пресловутыхвысокопроизводительных рабочих мест,по оценке Министерства экономическогоразвития, стоит больше, чем всегосинвестиции нашей страны до 2100 года.А региональным бюджетам во исполнениепрезидентских указов надо потратить,по оценке руководителя Счетной палатыСергея Степашина, на 700 млрд. больше, чемони реально могут себе позволить.

Приэтом людям, принимающим решения насреднем уровне, понятно, что есть «хотелкивообще», а есть то, чего высшая властьдействительно хочет – по-настоящему,любой ценой.

Ахочет она зимней олимпиады в Сочи,чемпионата мира по футболу в Саранскеи прочих «мулек» и прибамбасов, которымиможно хвастать перед коллегами на всяких«восьмерках» и «двадцатках», как ЛеонидИльич – полным набором всех возможныхорденов и знаков отличия.

Стой существенной разницей, что отбезобидной страсти второго Ильича кнаградам страдал только не способныйвместить их его пиджак, а в нашем случаеиздержки не способна вместить всяэкономика в целом.

Министерствоэкономического развития по сему поводупредлагает не волноваться, потому чтоуже через месяц все станет очень хорошои развитие экономики будет обеспеченоежегодным приростом частных инвестицийпочти в два раза, что, в свою очередь,даст порядка 40% роста ВВП.

Счего бы инвестициям так мощно расти,министерство не разъясняет. Пока что унас падают инвестиции даже там, гдеминистерство может рулить, — за 2012-й годгосинвестиции сократились на 8%, инвестициигоскомпаний – на 10. Восполнить эту дыруможет только частный бизнес, поэтомуна всех уровнях продолжаются камланияпро инвестиционный климат, который унас всемерно улучшится. Но чем именноплох нынешний и какого счастья еще нужноинвесторам в отечественную экономику,не понятно вовсе.

Зато понятно совсемдругое. Инвестиции в нашей публичнойриторике – это что-то вроде магическогозаклинания, призыв волшебника в голубомвертолете, который обеспечит 500 эскимо.Подразумевается безусловное благо:ведь лучше же, когда есть эскимо, чемкогда его нет. А то, что столько мороженогоне съесть — горло заболит, и вообще-тонароду нужно не мороженое, а котлеты иантибиотики – вопрос десятый.

Междутем, инвестиции инвестициям – рознь. Иуспокоительный учет всех инвестицийодной цифрой, абсолютной или относительной,- большая серьезная ошибка. Потому чтоодно дело – инвестиции в бессмысленныепроекты, в покупку свечного заводикадля наноучебника имени А.Б. Чубайса илив накачку мертворожденного «Сколкова»статусными физиономиями из числамассачусетских технологов, и совсемдругое – инвестиции, которые принесутэкономике реальный рост.

Нашапроблема вовсе не в «инвестиционномклимате», а в отсутствии внятнойинвестиционной политики.

Вотношении инвестиций государство ведетсебя, как женщина, вообразившая себяженой богатея и желающая восьмую шубуи ногтевой дизайн в самом дорогом салоне,в то время как муж, вообще-то, довольноскромный служащий, который может несегодня, так завтра вовсе остаться безработы.

Ужеи тишайший Степашин не вынес и отметилсяна эту тему: прямо заявил, что не Роснанои олимпийское Сколково нужны стране, аинфраструктурные проекты и развитиепроизводительной базы. Но ответом емустало наше извечное «создадим комиссию»:национальный лидер обратился к «самымкомпетентным» своим управленцамэкономикой – Шувалову и Набиуллиной стем, чтобы они подготовили ему следующийдоклад:

«Яжду от вас завершения этой дискуссии,сведения в один документ предложений,которые максимально отражали быпотребности нашей экономики с точкизрения обеспечения темпов ее роста, икоторые свели бы к минимуму те противоречия,которые сегодня существуют в самомправительстве и в экспертном сообществе,с тем, чтобы нам скорректировать то, чтоподлежит корректировке и выйти наобеспечение тех темпов, о которых мывсе время говорим».

Этуцитату есть смысл перечитать три раза,чтобы увидеть за бесконечными чиновными«те, которые» и «чтобы то, что» ясноепризнание: я не знаю, как развиватьэкономику, дайте же уже кто-нибудьоднозначный ответ. Но те «кто-нибудь»,которые есть в распоряжении главыгосударства, на его глас вопиющего ответмогут дать только предсказуемый сточностью до запятой. Они его и дали:

«Впредставленном президенту документев частности содержатся предложения посокращению аппарата госслужащих, ростуинфраструктурных расходов за счетснижения зависимости Пенсионного фондаот бюджета. Кроме того предлагается рядмер по снижению процентных ставок покредитам и наращиванию кредитногопортфеля для предприятий, улучшениюпредпринимательского климата, повышениюэффективности управления компаний сгосударственным участием» (ИТАР-ТАССсо слов президентского пресс-секретаряПескова).

Иэто тоже надо перечесть раз три. Потомучто затертые штампы говорят о многом.В частности, они однозначно свидетельствуют:люди, стоящие у руля нашей экономики,не способны мыслить конкретно и предметно.

Какиеотрасли являются приоритетными дляопережающего развития хозяйственногокомплекса? Каковы их производственныемощности? Какая технологическая базапотребна для выведения этих мощностейна некоторый уровень? Сколько нужностанкостроительных предприятий дляобеспечения им инструментальной базы?Какие логистические схемы должны связатьперспективные предприятия с учетомнашей непростой географии? Каковаэнергоемкость каждого проекта и какперенаправить энергетические мощностив рамках единой энергосистемы, котораянесмотря на все усилия Чубайса все ещеспособна к маневренной переброскересурсов? Как? Где? Когда? Сколько? Ктоответит за результат?

А у них вголовах — лишь отписки про «сокращениеаппарата», «кредитный портфель» и«предпринимательский климат».

СтарикСиницкий давно уж наточил карандаш ивыводит крупными буквами своёИНДУС-ТРИ-АЛИ-ЗА… Отечественноегосударство в ответ хлопает глазами,как участник «Поля чудес» из не самыхинтеллектуальных: угадал все буквы –не могу прочитать слово. Галерка в студиикричит хором: ЦИЯ там, ЦИЯ – слышите,нет? Ага, отвечает государство, понятно:это что-то типа повышения эффективностиуправления и снижения зависимости отбюджета, да?

И эта ситуация перестаетбыть шуточной. Еще сегодня дефицит можнобудет профинансировать из резервногофонда. Но если не разгадать-таки шарадуСиницкого, не прочесть внятно и вслухслово «индустриализация», то завтраИНДУС-ТРИ-АЛИ превратятся в МЕНЕ-ТЕКЕЛ-ФАРЕС.

Мстислав Беркутов