Что такое возрастной кризис?

I605_vozkriz

— Что с ним такое? — шепнула пораженная Ленайна,широкоглазая от ужаса.

— Старость, вот и всё, — ответил Бернард самым небрежнымтоном.  Он тоже был ошеломлён, но крепился и не подавал вида.

— Старость? — переспросила она.

 Олдос Хаксли «О дивный новый мир».

В современном мире царит непререкаемый культ молодости. Не«активного долголетия», о котором так много и так энергично говорили вСоветском Союзе, а именно – внешнего проявления, оболочки. Откройте любойгламурный или недо-гламурный журнальчик – везде-то вам предложатомолаживающие процедуры, за три дня (или за три недели) превращающиепотасканную тушку в упругие стати. Для богатых – подороже, с использованиемдостижений науки. Для тех, кто победнее – волшебные кремы и маски с«лифтинговым эффектом». Усталая провинциальная бухгалтерша, чьи девичьи мечтытак и не сбылись, тоже хочет приобщиться к волшебным метаморфозам! Онарассуждает примерно так: «Вотстану снова двадцатилетней красавицей и явится Принц на белом коне, которыйпочему-то затерялся в пути. Или, наконец-то сменю постылую работу и станукреативным дизайнером очень модной одежды. И вообще — не всё же топ-моделямсиять розово-персиковым великолепием на страницах любимого издания!»

Итак, налицо устойчивый культ юной наружности – иной разпри полном небрежении внутренним содержанием. Нет-нет, я не моралист, я не проум, честь и совесть. Я про здоровье, про внутренности. Иметь в сорок лет двадцатилетнееличико при шестидесятилетнем сердце и таких же измученных всякими чизбургерамипочках. Главное – это казать товар лицом. Быть слабым и не мочь подтянуться натурнике – не стыдно. Иметь морщинки и целлюлит – какой ужас! Почитаниерафинированной обёртки – встречают-то по одёжке. В этой связи вспомнилисьблагообразные, одинаковые маски больных и уродливых жителей планеты Десса изкультовой картины начала 1980-х годов «Черезтернии — к звёздам». Но внешне-то ты юный да гладкий, значит, тебе принадлежитмир. Молодым везде у нас дорога, а старикам…?

…Не так давно мы все дружно возмущались тирадой светскойльвицы Божены Рынской. Мол, назвала стариков доживающим поколением и вообщекакими-то там «покорными муму», кои должны поскорее уйти, дабы воздух сталчище, а мир – живописнее. В этом прочувствованном крике – не только социальныйпротест против хомо-советикусов, которые, несмотря ни на что, сильно мешаютпредприимчиво — бойким креаклам дышать, голосовать и улыбаться. Тут — выпестованная современным«глянцем» брезгливость к старости. Как к таковой. Что характерно,именно сейчас в книжных магазинах появилась тревожная антиутопия ДмитрияГлуховского «Будущее». Вот вам цитата из этого произведения: «’Источник’ —пиршество для глаз, сады свежести, красоты и желания, храм вечной юности. Тутнет ни единого старика и ни одного ребёнка: посетители ‘Источника’ не должныиспытывать ни малейшего морального и эстетического дискомфорта». Глуховский нарисовал мир, гдевсем жителям Европы даровано бессмертие – люди не знают ни старости, ни тлена.Они живут вечно. Правда, есть нюанс… Как вы, наверное, уже поняли, в этомобществе нет никакого Прекрасного Далёко, никаких межпланетных шахматныхтурниров, никаких вершин духовности. Интересно, что автор показывает нам две заброшенныеи никому не нужные сферы – это религия и космос. Детали – изуродованный храм истарое обшарпанное панно, посвящённое космонавтам. Этому обществу Небо ненужно, в принципе. Ни в виде Бога, ни в виде Проксима Центавра и Тау Кита.

Тема такого бездарного (sic!), но моложаво-бодренькогогрядущего не нова. Вспомним жестокую классику – «О, дивный новый мир» ОлдосаХаксли. Там тоже – культ юности, резвости и жизнерадостных тел. Не людей, дажене людишек, а именно — тел.Старость им кажется не просто унылой, но и дикой, отталкивающей, патологичной.По сюжету герои, живущие в культурном «раю», сталкиваются с «дикарями», незнающими всех этих живительных процедур и прочих милостей цивилизации. Онивидят безобразного, с их точки зрения, старика, а потом и пожилую женщину,которая была некогда обитательницей «дивного мира», но волею судеб очутилась вмире дикарей. Поэтому она состарилась в положенный ей срок, превратившись в«уродливое существо». Примечателен и монолог, который произносит один изперсонажей:

«-Мы не даём им дряхлеть. Мы ограждаем их от болезней.Искусственно поддерживаем их внутренне-секреторный баланс на юношеском уровне.Не позволяем магниево-кальциевому показателю упасть ниже цифры, соответствующейтридцати годам. Вливаем им молодую кровь. Постоянно стимулируем у них обменвеществ. И, конечно, онивыглядят иначе. Они вбольшинстве своем умирают задолго до возраста, какого достигла эта развалина. Уних молодость сохраняется почти полностью до шестидесяти лет, а затем хруп! — и конец».

 Не правда ли,сие похоже на то, что мы наблюдаем сейчас? Оболочка восхитительна, здоровье –хуже некуда. Мы и не собираемся жить до ста лет! Танцуй, пока молодой!Актуальный фитнес оттачивает линию бёдер и наращивает мышцу, но ничего не даёт,собственно, для оздоровления. Большинство всех этих шикарных качков сдохнут влюбой экстремальной ситуации. Моложавые феи, выделывающие па на очередноймодной аэробике, не смогут пробежать даже пять километров. А им и не надо! Этимускулы и прелести не для покорения вершин, а для чистой красоты. Это искусстворади искусства. И не надо требовать от подтянутого красавчика — супермена сдачинорм ГТО, которые были по плечу его «совковому» прадедушке.

Твой прадедушка умер в возрасте девяноста лет и до концасвоих дней трудился на дачном участке, а ты прочёл в ироничной статейке, чтостарость – это ужасно и уродливо. И несексуально. А что может быть страшнее?!Быть иль не быть после сорока лет? – вот в чём вопрос. Искусство фотошопадостигло небывалого уровня – нас повсюду сопровождают образы никогда нестареющих, вечно молодых дев и юношей с нечеловечески-прекрасными телами. Есть,к чему стремиться. Есть, куда спустить заработанные деньги. В этом – суть.Деньги. Но к этому мы ещё вернёмся. Меж тем, открываем другую знаковую вещь –«Возвращение со звёзд» Станислава Лема. И тут никому не нужен Космос, зато всезаняты собой и своими совершенными — гибкими и грациозными — телами. И,разумеется, старость тут некомильфотна. Как некомильфотны такие проявления, какярость, ревность и риск. Смотрите:

«- Вы седой, Брегг.

— Разве это имеет какое-нибудь значение?

— Да. Седина означает старость. Никто сейчас не седеет,Брегг, до восьмидесяти, да и после это довольно редкий случай».

В знаменитом фантастическом фильме «Бегство Логана» (1976)общество тоже не знает старости. Но там всё просто – люди доживают до тридцатилет, после чего они должны пройти красивый и торжественный обряд«перерождения». Это у них так называется. На деле же, «стариков» попростуубивают – все прелести нового мира должны быть поделены между юными ипригожими. По логике этого мира, после тридцати лет человек – старик. Зачем егодержать на балансе и тратить на него еду, воду и прочее электричество?! Вкомической антиутопии «Новые амазонки» (1984) старушек держат в специальном «гетто», чтобы не путались под ногами усильных и властных молодух. 

Да что там говорить? Даже культовый персонаж советской ипостсоветской интеллигенции – Филипп Филиппович Преображенский занималсявопросами омоложения, да и не только ими. Цитирую: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческойпороды. И вот наомоложениинарвался». Впрочем, мечты о вечноймолодости знакомы человечеству давно – молодильные яблочки не давали покоя ещёгероям мифов и сказок. Мне могут сказать — в СССР тоже был своеобразный культмолодости, недаром везде и всюду звучала песня «Чтобы тело и душа были молоды!»Правда,там дальше было про укрепление здоровья путём спорта и круглогодичногозакаливания: «Ты небойся ни жары и ни холода, Закаляйся, как сталь!» Молодостьрассматривалась как время созидания и дерзания. Крепкое тело нужно длятого, чтобы работать, лазать по горам и прыгать с парашютом. Чтобы иметьздоровое потомство. И в нашей фантастике о Светлом Будущем – хоть у братьевСтругацких, хоть у Кира Булычёва, хоть у Ивана Ефремова, были люди разныхвозрастов, в том числе, и пожилые. Да, продолжительность жизни увеличилась.

Да,молодость сделалась долгой и более продуктивной. Но она стала долгой — длясозидания, а не для развлечения.

Открываем наугад любое современное глянцевое издание –презентабельное моложавое тело представляется не «орудием труда», а «орудиемнаслаждения», прежде всего сексуального. Натянуть кожу, убрать целлюлит,вставить белоснежную челюсть, чтобы покорить юношу, годящегося по возрасту всыновья. Ей — пятьдесят, ему — чуть за двадцать. Это — модно, это — в трендах.Гламур не дремлет и сладенько нашёптывает: «Несекрет, что после родов фигура женщины оставляет желать лучшего». Какая тонкая и умная, но приэтом – действенная пропаганда стиля ‘чайлдфри’. Хочешь быть рыхлой и старой –беги рожай, а мы тут будем наслаждаться вечной юностью и красотой. Отказ отрождения детей не из-за большого дела, которое поглощает полностью, а вот так –из-за объёма талии – это, как выясняется, тоже модно. Как сетовала одна молодаямама в своём блоге: «Послетого, как я родила, ко мне перестали обращаться ‘девушка’». Для кого-то это и есть жизненнаятрагедия, как видим. Этакий микро-Армагеддон в пределах отдельно взятойсудьбины.

Что за всем этим стоит? Ну, разумеется,капиталы. И немалые. Это очень прибыльный бизнес – омолаживающие процедуры.Даже если они не дают никакого эффекта, всё равно, они дарят хотя бы иллюзию,хотя бы мечту. А многие люди готовы оплачивать хотя бы призрачную грёзу. Тыглавное помажь рожицу, а счастье само прискачет или заползёт. Ты, милая, тянисьза «поп-звёздами», потому тянуться кзвёздам нынче не принято.Там, говорят, ничего и нет, кроме темноты и вакуума. Живи сегодня и здесь. Будьпрезентабельной и — покупаемой.Запомни – любой работодатель предпочитает стройных девочек и резвых юношей –строго до тридцати пяти.

Потом – мыль верёвку и прощайте, голуби!

Культ юного личика подпитывает целые индустрии, начинаяэстетической хирургией, заканчивая косметическими компаниями. Вы толькопредставьте себе, что будет, если люди резко и дружно откажутся от погони загладким, вечно-юным тельцем? Сколько умных, креативных и хитрющих менеджеров,косметологов, докторов, модных обозревательниц пойдут по миру?! Кстати, оработодателях. В реальнойжизни, в нормальных фирмах, где ценится именно работа, а не её шикарнаявидимость, кадровики вообще не смотрят на возраст. Куда как важнее для нихдиплом, стаж и желание трудиться. Но девочкам и тётенькам, а также дяденькамуже внушили, что после тридцати пяти они — мусор. Это выгодно тем, кто трудитсяна ниве омоложения тушки. Пусть тебе сорок, но если ты выглядишь на двадцать, утебя ещё есть шансы, как в личной, так и в общественной жизни.

Но что же это я всё про деньги-то, а? Ведь за этим стоит и философский вопрос, связанныйсо страхом смерти. Это базовая человеческая фобия, по сути,подчиняющая себе многие устремления и направленности. Так вот, современнымлюдям – на подсознательном уровне – кажется, что если они молоды телом, если уних юная кожа и блестящие глаза, то смерть их не заметит, проскочит мимо сосвоей неумолимой косой.

Туда, дальше, к сморщенной старушке с её некрасивыминогами и обрюзглым туловищем. 

Но смерть почему-то щадит восьмидесятилетнихбабулек – наверное, потому что они излучают внутренний свет и мудрость прожитыхдесятилетий. Они сдали все свои положенные нормы ГТО, выстояли в войну, поднялидетей и внуков – у них есть запас прочности. А вот фитнес-леди, выпорхнувшая изSPA-салона, возможно, не протянет и до пятидесяти, падёт смертью храбрыхгде-нибудь в элитном онкоцентре. А, впрочем, ей не больно-то и хотелосьдоживать до состояния «увы». Она вэтот мир развлекаться пришла. А пока – журнальчик и сладенькая статья «Не бабушка,но девушка!».